Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.
Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;
Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Введение
1. Понятие одиночества в психологии
2. Подходы к изучению одиночества
3. Методы изучения одиночества
4. Одиночество в среде старшеклассников
4.1 Психофизические особенности старшеклассников
4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)
5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 40 с., 25 источников, 8 приложений.
ОДИНОЧЕСТВО, ПОДРОСТОК, СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ ОДИНОЧЕСТВА
Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью периода юношества в становлении личности человека, частыми проявлениями одиночества в среде подростков.
Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.
Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования: опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA); опросник копинг- стратегий школьного возраста (П. Джонс).
Выборка:
в исследовании приняли участие
25 подростков в возрасте 15-17 лет( один 11
класс).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие одиночества в психологии
2. Подходы к изучению одиночества
3. Методы изучения одиночества
4. Одиночество в среде старшеклассников
4.1 Психофизические особенности старшеклассников
4.2 Характеристика
состояния подросткового
5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На разных ступенях своего развития человеку приходится постигать действительность, которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного, а иногда и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей активности. Обнаруживая и проявляя субъектность (этот процесс начинает формироваться в подростковом возрасте), человек научается самостоятельно и продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного усвоения возможностей регуляции своей активности на осознаваемом и доступном контролю уровне, а слагаемые саморегуляции фиксируются в накапливаемом регуляторном опыте.
Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, отрефлексированность, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения подростка.
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. Одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают по своему.
Для
одних одиночество – результат
осознания человеком
В последнее время проблеме одиночества посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью периода юношества в становлении личности человека, частыми проявлениями одиночества в среде подростков.
Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.
Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования: опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA); опросник копинг- стратегий школьного возраста (П. Джонс).
Выборка:
в исследовании приняли участие 25 подростков
в возрасте 15-17 лет( один 11 класс).
1.
ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА
В ПСИХОЛОГИИ
Согласно норм словаря практического психолога, одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.
Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.
Одиночество
выступает и как состояние человека, сознающего
факт своей отстраненности и отчужденности
от мира других людей. Отчужденность человека
от других людей может быть следствием
и реального отсутствия круга общения
и значимых связей, и восприятия человеком
своих социальных контактов как неудовлетворительных.
Резкое преобладание потребности в уединении
является тревожным признаком и приводит
к состоянию хронического одиночества.
Иными словами, постоянное желание подростка
быть в одиночестве служит сигналом того,
что что-то не так в его взаимоотношениях
со сверстниками, а возможно, и во внутреннем
мире. Поведение же подростков по самой
сути своей является коллективно-групповым[1,с.308]
Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:
1.
Уникальность судьбы индивида, актуализация
врожденного «Я», его
2.
Трагедия и культура личности,
дающей ей множество ценностей
и идей, которые она использует
для интерпретации своих
3.
Социальное окружение индивида,
которое формирует поле
4.
Восприятие других людей, с
которыми могут быть
В плане переживания одиночество становится все более нетерпимым, когда оно начинает затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества имеют одну общую характерную черту – они являются чувством, выражающим идею о самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности.
Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы[3,с.68-69].
На основе исследования материала, можно прийти к следующим выводам: 1)одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности; 2)наиболее остро выражена проблема одиночества в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте; 3)одиночество рассматривается и как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей.
Науке известен ряд подходов к изучению одиночества. Одним из самых известных является психоаналитический, разработанный Зилбургом, Салливаном и Фромм-Рейхман. Одиночество расценивается ими как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Например, Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Г. Салливан, рассматривая потребность в человеческой близости, говорит, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество. Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
Второй подход в рассмотрении одиночества – человеко - центрированный подход (К.Роджерс). К.Роджерс мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Он считает, что одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина: 1) общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами; 2) из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования; 3) индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
Информация о работе Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников