Преодоление агрессии у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.

Работа содержит 1 файл

Преодоление агрессии у старшеклассников.docx

— 103.49 Кб (Скачать)

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Проблема агрессии и агрессивного поведения  человека неоднократно была предметом  исследования психологов, педагогов, социологов, юристов, что отражает запросы общества, испытывающего на себе возросшее  воздействие насилия и жестокости. В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах.

В зарубежной психологии проблемой  агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, 3. Фрейд, Э. Фромм  и др.

В отечественной науке  проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих  исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, JI. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.

Несмотря на пристальный  интерес к данной проблеме, объяснения проявления агрессивных действий как  в обыденном сознании, так и  в профессиональных кругах, во многих теоретических концепциях имеют  весьма противоречивые толкования, что  затрудняет не только понимание, но и  возможность нивелирования агрессивности. На современном этапе можно констатировать наличие противоречий между возросшим  уровнем агрессивного поведения  и отсутствием системного подхода  к профилактике и коррекции; между  теоретической проработанностью проблемы агрессии и агрессивного поведения  и недостаточностью методического  обеспечения педагогов, психологов образовательных учреждений по предотвращению и снижению уровня агрессивности  школьников; между теоретической  и практической подготовкой специалистов (педагогов, психологов), осуществляемой без учета реального уровня агрессии и насилия в общеобразовательном  пространстве, и отсутствием обоснованной теоретико-методической системы сопровождения  агрессивности школьников.

В современных психологических  исследованиях агрессии наблюдается  направленность на дошкольный и подростковый возраст (Бреслав Г.Э., Зимилева З.А., Колосова С.Л., Копченова Е.Е., Платонова  Н.М., Румянцева Н.Н., Семенюк Л.М. и  др.). Вместе с тем, старший школьный возраст представляет особый интерес  с точки зрения его сензитивности  к становлению мировоззрения  и формированию системы жизненных  ценностей (Божович Л.И., Выготский  Л.С., Дубровина И.В., Елисеева Н.Ю., Кон  И.С., Мудрик А.В., Мухина B.C., Петровский А.В., Пряжников Н.С., Рубинштейн С.Л., Сергунина СВ., Слободчиков В.И., Тулупьева  Т.В., Фельдштейн Д.И., Шумилин Е.А. и  др.). В связи с процессом развития рефлексии в старшем школьном возрасте, представляется важным исследование отношения юношей и девушек к  проблеме агрессии: степени ее осознанности, внутренней готовности к агрессивному поведению, уровня владения способами  сдерживания агрессии.

Актуальность исследования психологических факторов агрессивного поведения старшеклассников также  обусловлена рядом противоречий. Они возникают между необходимостью изучения агрессивного поведения учащихся и недостаточной разработанностью психологических подходов к данной проблеме в психологии. Это приводит к востребованности в школьной практике разработки теоретических обоснований  и практических мер по снижению агрессии учащихся старшего школьного возраста в условиях, когда большинство  научных работ направлено на дошкольный и подростковый возраст. Указанные  противоречия между потребностью снижения уровня агрессии в образовательной  среде и недостаточным владением  педагогами и психологами эффективными практическими мерами по ее предупреждению и снижению диктуют настоятельную  необходимость продолжения изучения проблемы агрессии.

Таким образом, проблема исследования состоит в разработке психологической, методически обоснованной системы  сопровождения по профилактике и  коррекции агрессивного поведения  старшеклассников.

Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.

Объект исследования –  агрессивное поведение старшеклассников.

Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.

Гипотеза исследования состоит  в следующем: мы предполагаем, что  предложенная нами коррекционная программа  будет эффективна при работе со старшеклассниками.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе последовательного  решения следующих задач исследования:

1) проведение теоретического  анализа литературы по проблеме  психологического сопровождения  агрессивных школьников с учетом  принципа системности;

2) разработка модели системного  психологического сопровождения  агрессивных старшеклассников;

3) проведение экспериментального  исследования по оценке эффективности  модели системного психологического  сопровождения агрессивных старшеклассников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, М. В. Ермолаева, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн); принцип системного подхода в  психологии (В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов); деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теория социального научения (А. Бандура); теоретические представления зарубежных ученых (А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.) и отечественных исследователей (Г. Э Бреслав, Л. С. Выготский, А. И. Захаров, С. Л., Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.) о сущности и психологических механизмах агрессивного поведения.

В ходе работы был применен комплекс таких научно-исследовательских  методов, как междисциплинарный  теоретический анализ научной литературы, стандартизированное наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, методы статистической обработки экспериментальных данных.

Для изучения на различных  этапах экспериментального исследования уровней проявления агрессивности  были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Опросник Басса-Дарки;
  2. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев);
  3. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

Основные этапы организации  исследования:

На первом этапе () изучались  различные научные подходы к  понятию природы агрессии, агрессивного поведения, особенности агрессивного поведения у лиц исследуемой  группы, а также анализировалась  литература по проблеме психологического сопровождения агрессивных школьников с учетом принципа системности.

На втором этапе () разрабатывались  модель системного психологического сопровождения  агрессивных старшеклассников, проводились  экспериментальные исследования.

На третьем этапе () осуществлялись обобщения и систематизация результатов  исследования и  оформление работы.

Теоретическая значимость результатов  исследования состоит в систематизации и определении современных подходов в исследовании проявлений агрессии, агрессивности; в обобщении различных  подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме агрессивного поведения, что позволило выделить и описать уровни проявления агрессивности, возможные причины агрессивного поведения старшеклассников; в теоретическом  обосновании модели системного психологического сопровождения агрессивных школьников и необходимости целенаправленной работы по организации системного сопровождения  агрессивных старшеклассников.

Практическая значимость результатов исследования состоит  в том, что предложенная автором  модель может   использоваться  практическими психологами коррекции  агрессивности.

В исследовании участвовали 30 школьников в возрасте 16 лет.

Апробация исследования: материалы исследования были представлены на собрании учеников, а также представлены на заочной научно-практической конференции.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

 

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО   ПОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

    1. Понятие и причины агрессивного поведения

 

Слово "агрессия" произошло  от слова aggredi,  корень, в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на", т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и  поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться  в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Агрессия может варьировать  по степени интенсивности и форме  проявлений: от демонстрации неприязни  и недоброжелательства до словесных  оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают  инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который  сам по себе не является агрессивным  актом, вторая выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного  акта, цель которого нанесение вреда  или ущерба объекту.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие  формы поведения, если они не наносят  вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но также  существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения  агрессии в соответствии с основными  психологическими теориями и концепциями  агрессии и агрессивного поведения:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [11].
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [7].

Имеющиеся определения можно условно  разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная  и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей  целью действовать агрессивно, но  «так пришлось» или «было необходимо  действовать». В данном случае  мотив существует, но он не  осознается. Преднамеренная агрессия  – это те действия, которые  имеют осознанный мотив – причинение  вреда или ущерба [1].

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).  Р. Бэрон и Д. Ричардсон [6,12] дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

  • агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;
  • в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой.

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко [8]. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [6].

Дж. Доллардом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой  утверждается что [6,12]:

  • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
  • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В свете теории социального  научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое  социальное поведение, которое усваивается  и поддерживается в основном точно  так же, как и многие  другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает  агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за  которыми стоят сложные  навыки, требующие всестороннего научения” [1].  Например, чтобы осуществить  агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие  движения при физическом контакте будут  болезненными для жертвы, а также  нужно понимать, какие именно слова  или действия причиняют страдания  объектам агрессии. Поскольку эти  знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Информация о работе Преодоление агрессии у старшеклассников