Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.
Актуальность исследования.
Проблема агрессии и агрессивного поведения
человека неоднократно была предметом
исследования психологов, педагогов, социологов,
юристов, что отражает запросы общества,
испытывающего на себе возросшее
воздействие насилия и
В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.
В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, JI. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.
Несмотря на пристальный
интерес к данной проблеме, объяснения
проявления агрессивных действий как
в обыденном сознании, так и
в профессиональных кругах, во многих
теоретических концепциях имеют
весьма противоречивые толкования, что
затрудняет не только понимание, но и
возможность нивелирования
В современных психологических исследованиях агрессии наблюдается направленность на дошкольный и подростковый возраст (Бреслав Г.Э., Зимилева З.А., Колосова С.Л., Копченова Е.Е., Платонова Н.М., Румянцева Н.Н., Семенюк Л.М. и др.). Вместе с тем, старший школьный возраст представляет особый интерес с точки зрения его сензитивности к становлению мировоззрения и формированию системы жизненных ценностей (Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Елисеева Н.Ю., Кон И.С., Мудрик А.В., Мухина B.C., Петровский А.В., Пряжников Н.С., Рубинштейн С.Л., Сергунина СВ., Слободчиков В.И., Тулупьева Т.В., Фельдштейн Д.И., Шумилин Е.А. и др.). В связи с процессом развития рефлексии в старшем школьном возрасте, представляется важным исследование отношения юношей и девушек к проблеме агрессии: степени ее осознанности, внутренней готовности к агрессивному поведению, уровня владения способами сдерживания агрессии.
Актуальность исследования
психологических факторов агрессивного
поведения старшеклассников также
обусловлена рядом
Таким образом, проблема исследования состоит в разработке психологической, методически обоснованной системы сопровождения по профилактике и коррекции агрессивного поведения старшеклассников.
Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования –
агрессивное поведение
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.
Достижение поставленной
цели и проверка выдвинутой гипотезы
реализовывались в процессе последовательного
решения следующих задач
1) проведение теоретического
анализа литературы по
2) разработка модели системного
психологического
3) проведение экспериментального
исследования по оценке
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, М. В. Ермолаева, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн); принцип системного подхода в психологии (В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов); деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теория социального научения (А. Бандура); теоретические представления зарубежных ученых (А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.) и отечественных исследователей (Г. Э Бреслав, Л. С. Выготский, А. И. Захаров, С. Л., Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.) о сущности и психологических механизмах агрессивного поведения.
В ходе работы был применен
комплекс таких научно-
Для изучения на различных этапах экспериментального исследования уровней проявления агрессивности были использованы следующие психодиагностические методики:
Основные этапы организации исследования:
На первом этапе () изучались
различные научные подходы к
понятию природы агрессии, агрессивного
поведения, особенности агрессивного
поведения у лиц исследуемой
группы, а также анализировалась
литература по проблеме психологического
сопровождения агрессивных
На втором этапе () разрабатывались
модель системного психологического сопровождения
агрессивных старшеклассников, проводились
экспериментальные
На третьем этапе () осуществлялись обобщения и систематизация результатов исследования и оформление работы.
Теоретическая значимость результатов
исследования состоит в систематизации
и определении современных
Практическая значимость
результатов исследования состоит
в том, что предложенная автором
модель может использоваться
практическими психологами
В исследовании участвовали 30 школьников в возрасте 16 лет.
Апробация исследования: материалы исследования были представлены на собрании учеников, а также представлены на заочной научно-практической конференции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень, в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на", т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".
Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.
Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии
как мотивированных действиях,
нарушающих нормы и правила,
причиняющих боль и страдания.
В этом плане различаются
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон [6,12] дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.
Румянцева и И.Б. Бойко [8]. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
Дж. Доллардом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что [6,12]:
В свете теории социального
научения, предложенной Бандурой, агрессия
рассматривается как некое