Социальная работа в психиатрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Значение социальной работы в психиатрии. В последние годы развитие социальной помощи приобретает все большую значимость в современной психиатрии. Известно, что социальные факторы оказывают одно из приоритетных воздействий на формирование личности, а современное социально-экономическое состояние общества не может не отражаться на психическом здоровье населения. Наблюдается рост показателей заболеваемости и болезненности психическими расстройствами, регистрируется увеличение таких категорий психических расстройств, как реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

Работа содержит 1 файл

Соц[1].работа.doc

— 705.50 Кб (Скачать)

1.              Изучение отношения общества к психически больным и проведение программ, направленных на дестигматизацию.

2.              Изучение влияния культуральных и этнических факторов на психическое здоровье

3.              Изучение влияния экологических факторов на психическое здоровье

4.              Изучение социальных последствий психических заболеваний (как для самих психических больных, так и для общества в целом).

5.              Изучение проблем совершенствования организационных форм и методов социальной помощи психически больным.

6.              Изучение возможностей социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психических расстройств .

7.              Изучение психического здоровья (в различные возрастные периоды, у представителей разных социальных групп, и т.д.). Выяснение механизмов воздействия социальных факторов на развитие психических нарушений.

Влияние социальных факторов на формирование личности человека.

              Выдающийся русский психолог А.Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности. Б. Ананьев, Платонов полагали, что личность - не весь человек, а лишь его социальные качества.

              Неофрейдист Э. Фромм предполагал, что на личность особенно влияют социальные и культуральные факторы. Большинством отечественных и зарубежных ученых признается значительное влияние социальных факторов на формирование личности человека, а также на его психическое функционирование.

Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Факторы, оказывающие влияние на формирование личности, разделяют на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Разберем каждый из них.

Биологическая наследственность Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона -, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г. В. Плеханова и историка Л. Н. Гумилева. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

В сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из - за наличия в них большого числа субкультур. Общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы , а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

Факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Cоциализация личности

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интврнализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности .

Групповой опыт. Осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Через отношения с другими членами сообщества, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного" Я "и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах" обобщенного другого ". Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности , кто оказывает влияние на ее поведение.

Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности , так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы основные научные концепции формирования человеческой личности?

2.На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека?

3.Каково значение социальных факторов в формировании личности?

4.В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности?

5.Какой основной принцип теорий, признающих решающую роль физического окружения в формировании личности?

6.Как культура влияет на развитие личности?

7.Опишите процесс формирования личности в результате группового опыта. 8.Что представляет собой процесс социализации личности?

 

5.Влияние социальных факторов на психическое здоровье

Психическое здоровье - это такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультуральных критериев) формы поведения. В настоящее время в мировой психиатрии подавляющее большинство психических расстройств относят к полиэтиологическим, т.е. в их возникновении принимают участие как внешние, так и внутренние факторы, как социальные и биологические. Помимо изучения механизмов воздействия на возникновение психических расстройств важной задачей является уточнение влияния этих факторов на клиническую динамику заболеваний (темп и прогредиентность болезни, усложнение психопатологической симптоматики, хронизация процесса и т.д.).

При изучении патогенного влияния на психическое здоровье социальных факторов следует дифференцировать их на две группы: макросоциальные и микросоциальные.

Макросоциальные факторы непосредственно обусловлены общественным строем. Микросоциальные факторы отражают конкретные направления общественной жизни людей в ее различных сферах (труд, быт, семья) При изучении макросоциальных факторов на психическом здоровье имеется в виду оценка роли социально-политической и экономической ситуации в стране в возникновении состояний психической дезадаптации. Не менее значимо для изучения влияния на психическое здоровье исследование факторов микросоциума. Психологические проблемы в семье по-прежнему остаются одной из причин развития нарушений психического здоровья. Проблемы трудоустройства, жилищно-бытового и материального обеспечения и т.п. также влияют на состояние психической сферы человека. Влияние на развитие психических нарушений микросоциальных факторов изучает социальная психиатрия.

Психическое здоровье может быть разделено на индивидуальное и общественное (1).

              Индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид.

              Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: ''Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым - значит быть способным к развитию" (2) . И второй - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Таким образом, индивидуальное психическое здоровье - более широкое понятие, нежели просто отсутствие у человека признаков психического расстройства или дефекта.

Под термином общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т. е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми.

Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей. Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.

В зависимости от социальной ситуации общество либо способствует, либо препятствует здоровому развитию человека, что, в конечном счете, отражается на уровне общественного психического здоровья. Сложный и еще далеко не завершившийся период политических, социальных и экономических реформ в России предоставил возможность для изучения подобных взаимосвязей в условиях своего рода "естественного эксперимента". Радикальные, крупномасштабные перемены в стране в последнее десятилетие XX века не могли не оказать влияние на состояние психического здоровья ее жителей. Сегодня уже можно проанализировать его динамику за эти годы, разобраться в причинах и следствиях происшедших изменений, наметить пути повышения уровня общественного психического здоровья.

Информация о работе Социальная работа в психиатрии