Социальная работа в психиатрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Значение социальной работы в психиатрии. В последние годы развитие социальной помощи приобретает все большую значимость в современной психиатрии. Известно, что социальные факторы оказывают одно из приоритетных воздействий на формирование личности, а современное социально-экономическое состояние общества не может не отражаться на психическом здоровье населения. Наблюдается рост показателей заболеваемости и болезненности психическими расстройствами, регистрируется увеличение таких категорий психических расстройств, как реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

Работа содержит 1 файл

Соц[1].работа.doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Уже на ранних этапах лечения в стационаре методы биологической терапии должны сочетаться с психологической и социальной реадаптацией , соответствовать индивидуальному

течению заболевания .

У ребенка не должен формироваться '' стереотип отрыва '' от привычного образа жизни . Чтобы у ребенка не поддерживались аутистические тенденции и фиксация на болезненных переживаниях , реадаптационные мероприятия должны быть индивидуальными , направленными на расширение круга интересов , отвлечение от переживаний , включение в микросоциальные группы , учитывая общность палаты и особенности индивидуального взаимного общения , лечение ''средой'' .Социальный работник , интегрируясь с психологом , психотерапевтом и педагогом участвует в организации этих мероприятий .

Одной из важных задач является вовлечение детей в возможно наиболее ранние сроки в занятия по школьной программе . Группы занятий должны быть организованы по определенным критериям : возраст , класс , индивидуальные способности к освоению материала , клиника заболевания и влияние последнего на интеллектуальное и волевое содержание личности. Социальный работник содействует проведению занятий , содействует развитию нетрадиционных форм воспитания.

В период социальной реадаптации желательно постепенное расширение контактов больного с семьей. В функции социального работника входит родительский медико-психологический всеобуч,

консультативная помощь по вопросам социально-бытового обслуживания , социально- медицинского обеспечения , психолого-правовой защиты. Родителям предоставляется информация о роли «социальной среды « , в которой функционирует ребенок , в возникновении и развитии заболевания .Следует поощрять длительные прогулки с родственниками , возможно семейными группами , на основе сложившихся в стационаре предпочитаемых связей (если позволяет состояние здоровья ребенка ) . Это помогает семьям находить новые подходы к ребенку .

Следует уделять достаточное внимание организации трудовой деятельности ребенка , развивать навыки самообслуживания . Дети , по мере своих сил , должны участвовать в жизни отделения : уборке, подготовке к приему пищи , подготовке к занятиям . При отделениях желательно иметь специально оборудованные трудовые мастерские , где больные могут обучаться посильному и выбранному соответственно своему интересу труду . Исходя из понимания того , что в детском и, главным образом , в подростковом возрасте формируется профессионально-трудовая направленность личности , социальным работником разрабатываются рекомендации по профориентации в зависимости от особенностей течения заболевания , его прогноза и исходных состояний .Перед социальными работниками ставится важная задача в интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций с целью возможности расширения профессиональной подготовки подростков , страдающих психическими заболеваниями . Целесообразна организация профессиональных училищ специального типа , спеццехов и спецпредприятий , где для больных были бы созданы оптимальные условия труда , что способствовало бы их социальной адаптации .Важным звеном на этапе профессиональной ориентации является работа с родителями . Участие родителей как в лечебном процессе , так и на последующих этапах реабилитации снимает у ребенка чувство беспомощности , способствует становлению ребенка полноправным членом общества . Желательно продолжить те семейные дружеские контакты , которые сложились на ранних этапах реабилитационного процесса.

Социальные работники способствуют организации « семейных клубов « , где они , совместно с психологами , психотерапевтами ,

педагогами , будут осуществлять корригирующее влияние на семьи, оказывать социальную помощь , осуществлять терапевтическое , психологическое , педагогическое , юридическое и.т.п. консультирование. Для ранней реабилитации больных детей существует возможность организации детских садов и дошкольных классов , которые помогают ресоциализировать больного.

Если у ребенка состояние выраженной и стойкой социальной дезадаптации, наступившее вследствие психического заболевания , препятствующее или резко ограничивающее возможности включения ребенка в воспитательные и педагогические процессы и затрудняющее осуществление соответствующих его возрасту социальных функций , ребенок признается инвалидом . Социальными работниками совместно с врачами, психологами , педагогами , разрабатываются реабилитационные программы , включающие детальное описание методических приемов – лечебных , педагогических , психологических и социальных в широком смысле слова , направленных на коррекцию нарушенных функций , что является необходимым условием успешной деятельности по снижению показателей детской инвалидности и ее профилактике.

Социальный работник устанавливает , по мере возможности , причины возникающих у ребенка трудностей , конфликтных ситуаций в семье , по месту учебы и.т.д. , оказывает содействие в их разрешении и социальную помощь (материальную , социально-бытовую и.т.д. )

В случаях выявления неблагоприятной семейной обстановки, отсутствия должного внимания к ребенку , пренебрежения родителей своими обязанностями , социальный работник представляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав .Выявляет и оказывает содействие детям , нуждающимся в опеке и попечительстве , представляет необходимую документацию .

Т.о., социальная работа с больными детского возраста направлена на коррекцию поведения в обществе, повышение адаптационных возможностей , ресоциализацию , а также на планомерную работу с родителями , микросоциальной средой ребенка.

Контрольные вопросы:

1.Особенности психосоциальной работы с больными шизофренией

2.Особенности  психосоциальной работы в геронтологии

3.Особенности психосоциальной работы с больными, страдающими психическими расстройствами вследствие органического поражения головного мозга

4. Психосоциальная работа в детской психиатрии

 

Литература:

 

1.      Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии. Медицина, 2001, 558 стр.

2.      Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Социальная психиатрия: современные представления  и перспективы развития // Обозр. психиатр. и мед. пси-хол. Им. В.М.Бехтерева. 1994. 2 с. 39-49

3.      Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. М., 1998

4.      Нижников С.А. Духовное познание // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т.1 с. 181-183

5.      Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура:  избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995 с. 275

6.      Краснов В.Н., Гурович И.Я., Мосолов С.Н. Стандарты/протоколы оказания помощи больным шизофренией. Москва 2006

7.      Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. СПб: Питер, 2004, 316 стр.

8.      Былим И.А., Социальная работа в психиатии: становление, развитие, опыт: Учебное пособие, Ставрополь, 2004, 100 стр.

9.      Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatric.Munchen, 1982. Bd.2

10. Favazza A.R., Oman M. Overview: Foundations of cultural psychiatry // Amer. Jour. Psychiat. 1978. 3 p. 293-303

 

 

4

 



Информация о работе Социальная работа в психиатрии