Социальная работа в психиатрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Значение социальной работы в психиатрии. В последние годы развитие социальной помощи приобретает все большую значимость в современной психиатрии. Известно, что социальные факторы оказывают одно из приоритетных воздействий на формирование личности, а современное социально-экономическое состояние общества не может не отражаться на психическом здоровье населения. Наблюдается рост показателей заболеваемости и болезненности психическими расстройствами, регистрируется увеличение таких категорий психических расстройств, как реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

Работа содержит 1 файл

Соц[1].работа.doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Если все же встает вопрос об ограничении трудоспособности или полной ее утраты , критерии определения инвалидности следующие :

3 гр. инвалидности устанавливается больным эпилепсией с редкими пароксизмами (не чаще 1 в месяц ) , психопатологическими нарушениями , в связи с которыми значительно снизилась трудоспособность .Больные по состоянию здоровья могут продолжать работу , но нуждаются в существенном изменении характера или условий труда .

2гр.инв.- частые ( 5 и более в месяц ) тяжелые приступы , наличие выраженных изменений личности , которые приводят к полной нетрудоспособности в обычных производственных условиях . Некоторые больные могут быть приспособлены к труду в специально созданных условиях.

1гр. инв. - очень частые и тяжелые ( 10 и более в месяц ) приступы с тенденцией к развитию эпилептического статуса и отсутствие терапевтического эффекта , больные нуждаются в постороннем уходе и надзоре .

Если заболевание приобретает неблагоприятное течение , приводит к слабоумию , может возникнуть необходимость направления больного в интернат для психоневрологических больных . Социальный работник представляет всю необходимую документацию .Если больной нуждается в опеке ,социальный работник собирает материалы и документацию .

Для адаптации больных эпилепсией в окружающем мире особенно важно использовать их творческий личностный потенциал и отсутствие у них в большинстве случаев такого распространенного при других формах психических заболеваний синдрома как падение.

 

5. Социальная работа с больными олигофренией

Умственная отсталость (олигофрения) - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера. Олигофрения - не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития. Этиология. Причинами олигофрении могут служить: 1) наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопати-ческие формы); 2) внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз); 3) вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, имму-нологическая несовместимость крови матери и плода-конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других - вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Имбецильность - средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Дебильность - самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Диагноз. Трудности в диагностике олигофрении могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит парциальный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений-аутизм, патологическое фантазирование, ка-татонические симптомы.

Олигофрению дифференцируют также от деменции-приобретенного слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям. Лечение. Специфическая терапия проводится при некоторых видах олигофрении с установленной этиологией (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при олигофре-ниях, связанных с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) - гормональное лечение. Для стимуляции психической деятельности используют пирацетам, аминалон (гаммалон), а также другие психоактивирующие средства и витамины группы В. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление.

В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Профилактика некоторых наследственных форм олигофрении начинается во время беременности: обследование беременных для выявления сифилиса, токсоплазмоза, резусотрицательного фактора в крови; предупреждение заболевания беременных краснухой и другими вирусными инфекциями; квалифицированная помощь во время родов, а также предотвращение травм и тяжелых инфекций у новорожденных и маленьких детей.

Проблема олигофрении всегда привлекала внимание не только врачей , но и работников социальной психиатрии. Исследования в этой области создали благоприятные возможности и необходимую базу для профилактики и реабилитации умственной отсталости в более широком масштабе. Больные требуют постоянного ухода, особого подхода к их личности, требуют обучения, трудового приспособления. Все это возможно при существовании разветвленной, дифференцированной сети учреждений для лиц страдающих олигофренией, с учетом их возраста и степени выраженности заболевания. В организации помощи активно участвуют отделы социального обеспечения. Вопросы соц. реабилитации больных с олигофренией приобретают с каждым годом всю большую актуальность и предусматривают значительный объем работы соц. плана. Работа проводится в стационарах и в домашних условиях, в спец. интернатах, где работают подготовленные социальные работники. Они решают вопросы о характере дальнейшего обучения детей и подростков, часть из которых при достаточно хорошем общем запасе знаний не могут освоить программу массовой школы. В этих случаях разрабатывается программа коррекционного обучения, которая должна сочетаться с лечебной физкультурой. Эти занятия должны быть четкими и направлены не только на коррекцию данного дефекта, но и на развитие таких координационных возможностей моторики , которые в дальнейшем должны привести к развитию или восстановлению тех или иных навыков труда.

Разнообразной работы требуют больные с различными степенями умственной отсталости. При этом нужно учитывать, что чем мягче интеллектуальный дефект, тем шире возможности работы, тем выше эффективность проводимой работы.

При глубоких степенях дебильности и имбецильности коррекционная работа сводится к отработке навыков самообслуживания, и если возможно, привитию простейших бытовых навыков. При более легких формах дебильности большое значение имеет коррегирующая гимнастика и ритмика, направленная на развитие и постепенное усложнение моторных возможностей; логопедическое лечение сводится не только к коррекции речевых нарушений, но и интеллектуального дефекта.

При трудовом обучении необходимо научит умению пользоваться различного рода инструментарием. Рабочие навыки формируются медленно. При легкой степени дебильности возможно развитие самостоятельности и выпускники вспомагательных школ получают такую проф. подготовку , которая позволит им вполне самостоятельно участвовать в трудовом процессе на соответствующем предприятии.

При глубокой имбецильности или выраженной степени дебильности , когда этим больным с детства не прививались навыки самообслуживания, элементарной трудовой деятельности признаются инвалидами 2 группы. Но часть из этих больных необходимо привлекать к работе в лечебно-трудовых мастерских.

В случае олигофрении с психопатоподобным поведением необходимо замедлить темп выполнения задания, контролировать и направлять работу.

В случае олигофрении с вялостью, заторможенностью, необходим контроль и многократное стимулирование деятельности. Выработанные у них трудовые навыки длительное время остаются нестойкими, поэтому необходимо постепенно развивать интерес и концентрировать внимание на трудовой деятельности. Необходимо большое терпение и затрата времени для выработки более стойких навыков.

При легкой степени дебильности при внимательном и гуманном отношении к больным трудовая деятельность возможна и в обычных производственных условиях на несложных механических работах. Часто при этом отпадает необходимость в установлении группы инвалидности. При адаптации таких больных все же сохраняется необходимость в социальной поддержке и защиты в случае возникновения конфликтной ситуации.

В ряде случаев при более выраженном слабоумии работа может предоставляться на дому. При наиболее тяжелых формах, требующих пребывания больных в спец. интернатах, контингент больных можно разделить на степени соц. активности. При этом используются такие критерии, как способность к самообслуживанию, к приобретению и использованию знаний и умений к выполнению трудовых процессов.

Целью соц. работника является приобщение к общественно-полезной жизни значительного числа лиц страдающих олигофренией, организация помощи одиноким больным в сложных бытовых условиях, решения вопросов жилья , трудоустройства, инвалидности, оказание конструктивной социальной поддержки и помощи семье, страдающего олигофренией, уметь ответить на вопросы, касающиеся отношения к больному и его поведению в рамках семьи.

Благоприятный социально-трудовой прогноз и наибольшая эффективность реабилитационных мероприятий отмечены у больных, имеющих простой тип дефекта, т.е.его структура характеризуется лишь умственным недоразвитием. Эти больные отличаются трудолюбием, упорядоченным поведением, что позволяет соц. работнику помогать ему с наибольшим успехом. Такие больные сравнительно легко адаптируются к физическому труду.

Больные с наличием аффективно-волевых нарушений, т.е. с преобладанием психопатоподобной симпотоматикой, значительно хуже поддаются реабилитационным мероприятиям. Они с первых лет жизни характеризуются трудностью поведения, возбудимостью, не удерживаются в коллективе в связи с неустойчивостью аффектов и склонностью к асоциальному поведению. Наиболее действенной соц. работой для таких больных является постепенное включение их в работу с использованием лечебного труда.

У больных с астеническим типом заболевания, в силу их повышенной утомляемости, быстрой истощаемости внимания, невыносливости к физическому и психическому труду, они нуждаются в постепенном, дозированном включении в трудовые процессы, а при освоении определенных навыков могут работать в облегченных условиях.

Необходимо отметить, что трудовая адаптация этого контингента больных протекает успешнее при выполнении однообразных видов труда, использовании трудовых стереотипов и обучении доступным простым профессиям. Неэффективным для них оказался труд, требующий самостоятельного планирования, связанный с переключением внимания, а также высокими темпами работы. Систематическое занятие трудом способствует повышению успешной трудовой и соц. адаптированности больных.

При решении вопроса о дееспособности лиц с олигофренией в соответствии с ст.29 ГКРФ признаются недеспособными и нуждающимися в опекунстве все испытуемые с диагнозом Олигофрения в стадии идиотии и имбицильности.

 

6. Социальная работа в детском отделении

В детском отделении психиатрических больниц приходится иметь дело с широким диапазоном расстройств : пограничные состояния (неврозы , нарушения поведения и т.д. ) , расстройства психического развития ,олигофрении, психические нарушения при эпилепсии , последствия органического поражения ЦНС различного генеза ( посттравматического , постинфекционного и.т.п.) ,

эндогенные психозы .

Значимость социально-реабилитационных мероприятий в детском возрасте особенно высока, т. к. именно в этот период закладывается и начинает формироваться личностный и социальный статус человека .Вопросы , касающиеся роли биологического и социального в развитии и формировании человека ,а также в

формировании и развитии психического заболевания привлекают интерес врачей , психологов , педагогов , философов. В детской психиатрии это нашло отражение в понятии лечебной педагогики,

в задачи которой входит коррекция поведения больного , педагогическая лечебная реабилитация личности ,и приобретение ею доступных профессиональных навыков. Но понятие реабилитации следует рассматривать гораздо шире . На современном этапе реабилитация психически больного ребенка должна иметь научно разработанный программный характер , где комплексный характер подхода должен сочетаться с поэтапностью применения реабилитационных мероприятий.

Информация о работе Социальная работа в психиатрии