Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

Экзамен Психология 6.03.2013.docx

— 109.20 Кб (Скачать)

35. Учет свойств  темперамента в воспитательно-образовательной  работе с дошкольниками.

1. Обеспечение тех  условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину;

 

2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.

Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца и т.д.

 

3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.

Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но, в то же время, она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей.

 

4. Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности.

Например, для снижения высокого уровня школьной тревожности иногда эффективен не путь развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации успеха в общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка.

 

5. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.

 

6. Тактика опоры на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности поведения ребенка.

Это проявляется в том, что ребенок с высоким напряжением функции развития сам стремится к новым раздражителям, к ситуациям, богатым свежими впечатлениями, усиливает стимуляцию, а другой, наоборот, подавляет.

 

7. Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер.

 

Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

36. Половые  поведенческие реакции. Компоненты  полового поведения.

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий  на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе  половых ролей и взаимоотношений  между полами в общественной и  личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия.

В подростковом возрасте нередко  сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Однако именно для подросткового возраста более типичными являются следующие психологические реакции:

1. Реакция эмансипации — отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых.

2. Реакция группирования — объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция) — отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у подростков обоих полов.

 

Реакции, обусловленные формирующимся  сексуальным влечением, многообразны в своих проявлениях. Половое влечение вначале отличается малой дифференцированностью и развивается с нарастающей силой, что в старшем подростковом возрасте обуславливает "юношескую гиперсексуальность". В силу этого у подростков легко возникают различные преходящие отклонения: онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг, транзиторный подростковый гомосексуализм и другие.

Первыми начинают половое воспитание своих  детей родители. Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого родители могут  направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения  подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Особенности полового развития и воспитания в дошкольном возрасте.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Половое воспитание - составная часть полового развития. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне к др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    38. Креативность как свойство личности.

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Дезадаптация. Внутренние  и внешние предпосылки возникновения  дезадаптации.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма. В зависимости от характера функционирования, выделяют две формы дезадаптации:

- непатологическая: поддержание гомеостаза возможно при режиме усиленного, но "нормального" физиологического функционирования;

- патологическая: поддержание гомеостаза возможно только при переходе к патологическому функционированию.

В отношении  к человеку применимы категории  психической, психологической и  социальной дезадаптации. Объективные проявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные - широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов (Амбрумова А. Г., 1980). Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.

1. Неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков. Мы оцениваем этот параметр как когнитивный компонент школьной дезадаптации.

2. Постоянные  нарушения эмоционально-личностного  отношения  отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно - пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком и подростом формы отклонения к обучению (эмоционально - оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации).

3. Систематически повторяющиеся  нарушения поведения в школьном  обучении и в школьной среде.  Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, оппозиционно - вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма (поведенческий компонент школьной дезадаптации

 

 

 

 

 

 

 

40. Диагностика дезадаптации. Этапы и уровни диагностики.

    40. Диагностика  дезадаптации. Этапы и уровни диагностики.

 

Социально-психологический  процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению  знаниями и умениями, навыками активного  общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений  ребенка с собой, с другими  и с миром называется школьной дезадаптацией.

Характерное для современной  России социальное расслоение приводит к тому, что часто внутри одного класса дети из столь различных семей  с трудом находят общий язык, плохо  понимают друг друга и не умеют  общаться; увеличивается количество детей с задержкой психического развития (ЗПР); увеличивается количество детей, имеющих невротические и  серьезные соматические расстройства.

Предпосылки школьной дезадаптации:

низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений  в семье;

низкая готовность прийти на помощь другу;

плохие отношения со сверстниками;

низкие познавательные способности;

неадекватная самооценка.

Типы проявлений школьной дезадаптации (ШД):

неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

постоянные нарушения  эмоционально-личностного отношения  к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к  перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент  ШД);

систематически повторяющиеся  нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий  компонент ШД).

Одним из доступных методов  диагностики школьной дезадаптации является метод наблюдения. Но как и любой метод метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. 
Достоинства, преимущества:

дает возможность увидеть  поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно  сделать в естественной обстановке);

в самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты  поведения, и наблюдать за существенными;

для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"