Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

Экзамен Психология 6.03.2013.docx

— 109.20 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   11. Акцентуации характера.

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера.

Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:

1. Демонстративный тип — эгоцентризм, крайнее себялюбие, жажда внимания, признании действий и личных способностей. 
2.Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. 
3.Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу. 
4.Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность. 
5.Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность. 
6.Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. 
7.Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к депрессиям с поиском «козла отпущения». Обстоятельность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.

8.Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.  
9.Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.

10.Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   12. Деятельность. Структура деятельности.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Каждая  конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой  деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как  способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности. 
Любая деятельность, будь то опиливание плоской поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки, бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется множеством взаимосвязанных действий. 
В структуре деятельности, прежде всего, выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

Обычно  деятельность человека обусловливается  не каким-нибудь одним мотивом и  одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления  препятствий.

Для успешной исполнительской деятельности нужны  знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут  быть вполне успешными без корректировочных действий. 
Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.

Чем сложнее  и ответственнее деятельность, тем  лучше должна быть обратная связь  и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской  деятельности.

Выделяют различные  структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  13. Виды деятельности. Умения, навыки, привычки.

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

1.Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

2.Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

Учение  может иметь пассивный и активный характер.

3.Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным.

Умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой.

Умения— это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки— это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Внимание. Значение внимания  в деятельности человека. Виды  внимания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики  внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

  1. Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств.
  2. Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком.
  3. Преднамеренное внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.
  4. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление.
  5. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.

 

Внимание играет одну из решающих ролей в деятельности человека. Потому что одно упущение может привести к гибели всей конструкции. Благодаря вниманию мы можем контролировать то ли иное действие. Если внимание рассеянное, то всё может пойти на смарку (при строительстве не заметили каких-то неточностей и прочее.) Поэтому внимание должно быть собранное, сосредоточенное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   15. Свойства внимания.

К свойствам внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

  • Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).
  • Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.
  • Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.
  • Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов. Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации — вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают ка к характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.
  • Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.

 

 

 

 

16. Ощущение. Значение ощущений. Виды ощущений.

 

Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир  проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться  в окружающем мире. Если бы человек  лишился бы всех органов чувств, то не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими  людьми, находить пищу, избегать опасностей.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением.

Виды раздражителей:

1. раздражители, адекватные для  данного органа чувств

2. раздражители, не адекватные для  данного органа чувств. 

Различие  раздражителей свидетельствует  о тонкой специализации органов  чувств к отражению того или иного  вида энергии.

Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):  
   - обоняние,  
   - вкус,  
   - осязание,  
   - зрение  
   - слух.  

 Английский физиолог Ч. Шеррингтон  предложил систематическую классификацию  ощущений.   Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности.

Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Интермодальные ощущения  не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. (напр вибрационная чувствительность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Свойства  ощущений.

Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"