Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"
11. Акцентуации характера.
Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера.
Жесткой
границы между условно
Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:
1. Демонстративный тип —
эгоцентризм, крайнее себялюбие, жажда
внимания, признании действий и личных
способностей.
2.Гипертимный тип — высокая степень общительности,
шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность,
склонность к озорству.
3.Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении,
раздражительность, склонность к тревожным
опасениям за свою судьбу.
4.Психостенический — нерешительность,
склонность к бесконечным рассуждениям,
любовь к самоанализу, мнительность.
5.Шизоидный — замкнутость, скрытность,
отстраненность от происходящего вокруг,
неспособность устанавливать глубокие
контакты с окружающими, необщительность.
6.Сенситивный — робость, стеснительность,
обидчивость, чрезмерная чувствительность,
впечатлительность, чувство собственной
неполноценности.
7.Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к депрессиям с поиском
«козла отпущения». Обстоятельность, педантичность
и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
8.Эмоционально-лабильный
— крайне изменчивое настроение, колеблющееся
слишком резко и часто от ничтожных поводов.
9.Инфантильно-зависимый — люди, постоянно
играющие роль «вечного ребенка», избегающие
брать на себя ответственность за свои
поступки и предпочитающие делегировать
ее другим.
10.Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.
12. Деятельность. Структура деятельности.
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.
Каждая
конкретная деятельность имеет свою
индивидуальную структуру, уточняющую
общую структуру, присущую любой
деятельности. В последнюю входят:
общая цель деятельности, ее мотивы
(как побуждения), отдельные действия
и в том числе навыки, (как
способы достижения общей цели),
и психические акты, в них включенные,
и результаты деятельности.
Любая деятельность, будь то опиливание
плоской поверхности слесарем или монтаж
сложной технологической установки, бригадой
монтажников, начиная с подготовки к ней
и кончая достижением цели, осуществляется
множеством взаимосвязанных действий.
В структуре
деятельности, прежде всего, выделяют цели и мотивы.
Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.
Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.
Для успешной
исполнительской деятельности нужны
знания, навыки, умения, привычки и способности.
Однако и при этом они не могут
быть вполне успешными без корректировочных
действий.
Корректировочные действия — это
внесение поправок, уточнении и изменений
в ориентировочные и исполнительские
действия на основе обратной информации
о неточностях, ошибках, отклонениях и
неудачах.
Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности.
Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки
13. Виды деятельности. Умения, навыки, привычки.
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
1.Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.
2.Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.
Учение
может иметь пассивный и
3.Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным.
Умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой.
Умения— это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки— это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
Привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
14.Внимание. Значение внимания в деятельности человека. Виды внимания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Внимание играет одну из решающих ролей в деятельности человека. Потому что одно упущение может привести к гибели всей конструкции. Благодаря вниманию мы можем контролировать то ли иное действие. Если внимание рассеянное, то всё может пойти на смарку (при строительстве не заметили каких-то неточностей и прочее.) Поэтому внимание должно быть собранное, сосредоточенное.
15. Свойства внимания.
К свойствам внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.
16. Ощущение. Значение ощущений. Виды ощущений.
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился бы всех органов чувств, то не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением.
Виды раздражителей:
1. раздражители, адекватные для данного органа чувств
2. раздражители, не адекватные для данного органа чувств.
Различие раздражителей свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии.
Самая древняя классификация ощущений
включает пять пунктов (по количеству
органов чувств):
- обоняние,
- вкус,
- осязание,
- зрение
- слух.
Английский физиолог Ч.
Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.
Интермодальные ощущения не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. (напр вибрационная чувствительность)
17. Свойства ощущений.
Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.