Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

Экзамен Психология 6.03.2013.docx

— 109.20 Кб (Скачать)

Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств  человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые  сложные и тонкие эмоции — иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. д.

 

Эмоции представляют собой  реакции на конкретные ситуации, а  не на отдельные раздражители. Важным представляется, что данные реакции  часто носят заблаговременный характер, в результате чего под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший  контакт, взаимодействие с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает  в качестве механизма предвидения, оценки значимости для животного  и человека той или иной ситуации. В отличие от эмоционального тона ощущений, который дает обобщенную оценку (нравится - не нравится, приятно - неприятно), эмоции более тонко  показывают значение той или иной ситуации, выступая не только в качестве способа оценки предстоящей ситуации, но и механизма заблаговременной и адекватной подготовки к ней  за счет мобилизации психической  и физической энергии.

 

 

 

 

 

29. Чувства. Роль  чувств в деятельности человека. Виды чувств. Формы переживания чувств.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Отличительными особенностями  чувств являются:

1. Отчетливо выраженная интенсивность. Чувства — более сильные эмоциональные переживания, чем настроения.

2. Ограниченная продолжительность. Чувства длятся не так долго, как настроения.

3. Осознанный характер. Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает.

4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами,Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой;

Виды высших чувств: 
1) эстетические - возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного 
2) интеллектуальные - возникающие в процессе умственной деятельности 
3) моральные - эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному 
4) религиозные чувства -

Общепринятым является выделение  следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Воля. Волевой  акт и его структура. Волевые  качества.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля — это  элемент сознания личности. Поэтому  она не является врожденным качеством, а формируется и развивается  в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано  с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человекам контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. 

ВОЛЕВОЙ АКТ — одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности.

В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или  менее осознанную цель, может непосредственно  переходить в действие. Простой волевой  акт имеет две фазы:

1) возникновение побуждения и  осознание цели;

2) достижение цели.

Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

В сложной волевой действия ученые (С. Костюк, А.В. Петровский, А.В. Скрипченко) выделяют четыре фазы:

1) возникновение побуждения и  предварительная постановка цели;

2) стадия обдумывания и борьба  мотивов;

3) принятие решения;

4) выполнение.

Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

Целеустремленность 

Выдержка 

Решительность 

Смелость 

Энергичность 

Настойчивость 

Организованность 

Дисциплинированность 

Самоконтроль Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Возраст, физическое  и психическое развитие. Возрастные  кризисы.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Обычно  под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития».

Физическое развитие:

В современных исследованиях принято  опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития:

новорожденный (1-10 дней);

грудной возраст (10 дней - 1 год);

раннее детство (1-3 года);

первое детство (4-7 лет);

второе детство (8-12 лет);

подростковый возраст (13-16 лет);

юношеский возраст (17-21 год);

зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);

пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

старческий возраст (75-90 лет - мужчины  и женщины);

долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

1. Детство , включая младенчество (0- 7 года)

2. Школьный возраст ( 7 - 16 лет)

3. Юность ( 16 -20 лет)

4. Молодость ( 20-30 лет)

5. Взрослость ( 30 -60 лет)

6. Пожилой возраст и старость  ( 60 - ….. лет )

Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах  жизни человек накапливает ведущие  знания и восприятия самого себя, которые  являются базисом для его дальнейшего  позиционирования себя в системе  социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика  ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует  созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических  функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и  зла, лжи и искренности , в период детства , формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями

 

 

 

 

 

33. Особенности  свойств темперамента у детей  первых семи лет жизни.

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических  потребностей. У новорожденных в  ответ на раздражитель наблюдается  вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением  сферы жизнедеятельности, особенности  свойств темперамента ярко заметны  в играх, бытовых процессах, общении  со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Характеристика  детей с разными типами темперамента.

Для детей-сангвиников  характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

 

У детей-холериков  часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они  не плачут, а рыдают, не улыбаются, а  хохочут. Очень бурно реагируют  холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

 

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются  и тихонько плачут. Для таких детей  характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

 

Дети-меланхолики  очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие  дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"