Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"
23. Мышление. Виды мышления.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Виды:
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".
Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.
Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.
Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое мышление.
Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.
Интуитивное мышление, наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.
24. Операции мышления. Формы мышления. Способы мышления.
Операции мышления (процессы) — это мыслительные действия. Выделяют следующие мыслительные операции:
Сравнение — это первичная форма
теоретического и практического познания
окружающей действительности. Это мыслительное
сопоставление предметов и явлений с целью
нахождения сходства и/или отличия между
ними. Сравнение выступает основой для
классификации предметов и явлений. Оно
предшествует анализу и синтезу.
Анализ — это мысленное разделение
предмета на части. Синтез — это мысленное
объединение частей явления или предмета
в единое целое. Анализ и синтез выступают
основой для мыслительной операции абстракции.
Чаще всего они используются совместно
(С. Л. Рубинштейн). Мыслительная деятельность
человека носит аналитико-синтетический
характер.
Абстракция
— это выделение существенных признаков,
свойств предмета или явления при одновременном
игнорировании несущественного. Итог
абстракции — формирование понятий, носителями
которых выступают слова. Абстракция выступает
основанием для мыслительной операции
— обобщения.
Обобщение
— это мысленное объединение предметов
и явлений в одну группу на основе тех
существенных признаков, которые были
выделены в процессе абстрагирования.
Конкретизация, напротив, — это мысленный
переход от общего к частному..
Формы мышления:
Понятие — это самая простая форма
мышления, в которой отражены наиболее
важные и существенные признаки или свойства
предмета (явления), выделенные в процессе
абстрагирования. Обозначается понятие
словом. Знать предмет — это знать понятия,
владеть его понятийным аппаратом. Усвоить
понятие — это научиться узнавать его
главные отличительные признаки.
Понятия бывают научные и житейские.
Суждение
— форма мышления более высокого уровня,
чем понятие, это высказывание, которое
содержит определенную мысль. ^ К
примеру, психология — это наука о
психике и поведении животных и человека.
Самой сложной формой мышления из трех рассматриваемых является умозаключение, представляющее собой два или более суждений, взаимосвязанных логически, которые приводят к рождению нового знания или суждения. Выделяют следующие три типа рассуждений: индуктивное — мысленный переход от частных случаев к общему положению, дедуктивное — переход от общего положения к частному случаю, факту, событию и рассуждение по аналогии, позволяющее на основе сходства двух объектов в одних признаках сделать вывод об их сходстве в других признаках.
Способы мышления.
Логический
Мышление стандартами
Мозговой штурм
Озарение
Яснознание
Импульсная форма
Образное мышление.
Видение.
Сновидение.
Моделирование
Вхождение в образ
Двигательная форма мышления.
25. Воображение.
Виды воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения:
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы
возникают спонтанно, помимо воли и желания
человека.
Продуктивное
воображение – в нем действительность
сознательно конструируется человеком,
а не просто механически копируется или
воссоздается. Но при этом в образе она
все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
. Индивидуальные особенности воображения
в том, что люди различаются по степени развития
воображения и по типу образов, которыми
они оперируют чаще всего.
- степень воображения характеризуется
яркостью образов и глубиной переработки
данных прошлого опыта, а также новизной
и осмысленностью результатов этой переработки.
=> сильное и слабое развитие воображения.
Высокий уровень развития воображения
встречается у людей, занимающихся творческим
трудом: писателей, художников, музыкантов,
ученых.
Различия между людьми выявляются в доминирующем
типе воображения: чаще всего встречаются
люди с преобладанием зрительных, слуховых
или двигательных образов воображения.
Но есть и смешанный тип - высокое развитие
всех типов воображения.
Развитие воображения осуществляется
в ходе онтогенеза человека: в связи с
развитием всей личности, в процессе обучения
и воспитания и в единстве с мышлением,
памятью, волей, чувствами. Может быть
раннее развитие воображения (Моцарт начал
сочинять в 4 года) и более позднее (Энштейн
стал гением в более позднем возрасте).
26. Способности. Виды способностей. Способности и деятельность.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения
Существуют следующие виды способностей:
- музыкальные способности;
- математические способности;
- литературные способности;
- артистические способности;
- инженерные способности;
- организационные и множество других способностей.
В другом подходе к структуре выделяется с точки зрения развития два вида способностей: потенциальные и актуальные.
Существует также структуризация способностей на основе выделения общих и специальных
27. Уровни способностей. Структура способностей.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на репродуктивном уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На творческом уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе.
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.
К опорным
свойствам относятся также
К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
28.Эмоции. Эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Особенности эмоций.
ЭМОЦИЯ – это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности.
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Внешнее выражение эмоций:
Изменение дыхания при эмоциях.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов
Мимические выразительные движения.
Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.
Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.