Роль отца в семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком.

Содержание

1. Отцовство
2. Отец и ребёнок
- Классификации отцовского отношения к ребёнку.
- Роль отца в воспитании мальчика
- Роль отца в воспитании девочки
- Влияние отца на психическое развитие ребёнка
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

роль отца в семейном воспитании.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского

 

 

Институт: «Социально-гуманитарных технологий»

Направление: 050400 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Контрольная  работа 

По дисциплине:  «Психология семьи и семейного воспитания»

На тему:

«Роль отца в семейном воспитании»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент 2 курса ЗФО 050400 п.ф.о

Смирнова Наталья Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Содержание:

  1. Отцовство

 

  1. Отец и ребёнок

- Классификации отцовского  отношения к ребёнку.

- Роль отца в воспитании  мальчика

- Роль отца в воспитании  девочки

- Влияние отца на  психическое развитие ребёнка

 

  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Отцовство

Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей)  с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком. Однако есть и противоположная точка зрения. Исходя из многочисленных межкультурных исследований, М. Мид пришла к выводу, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность, оно – “социальное приобретение человечества” (М. Мид, 1998). Следовательно, отцовский инстинкт не носит врождённый характер, он – результат социального научения.

  Современные исследователи  выделяют следующие этапы онтогенеза отцовства (Р.В. Манеров, 2003).

Первый этап - формирование матрицы отцовского отношения. Помимо культурного и социального статуса мужчины, связанного, прежде всего, с культурными и семейными традициями, особенности отцовского отношения определяются ещё и собственной психической историей человечества. В течение онтогенеза такие виды опыта, как взаимоотношение со своим отцом (или отсутствие таких взаимоотношений), его осмысление и интерпретации, особенно в связи с сексуальной жизнью и супружеством, влияют на отношения отца к своему ребёнку, к своему отцовству.

Второй этап – начало собственной психологической адаптации к отцовской роли, начало формирования “Я-концепции” отца. Он начинается с момента, когда мужчина узнаёт, что его супруга беременна. Реакция мужчины на это известие во многом определяется тем, как прошёл первый этап, то есть, как сформировалась матрица отцовского отношения. В Кемерове было проведено исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о том, что этапы формирования отцовской сферы должны иметь свои особенности и не соответствуют этапам формирования материнской сферы. Эта гипотеза нашла своё подтверждение, были получены такие результаты: большинство женщин впервые ощущают себя матерями в период беременности, а мужчины – уже после рождения ребёнка. Изменения в эмоциональной сфере беременной женщины, выражающиеся в защитных реакциях как регресс, инфантилизм, “запускают” в мужчине – будущем отце, стремление заботиться и опекать, демонстрировать по отношению к беременной жене те чувства и ответственность, которые он будет проявлять по отношению к ребёнку (Ю.В. Евсеенкова, 2002).

Третий этап связан с родами и появлением ребёнка на свет.

   И, наконец,  последний, четвёртый этап отмечен тем, что отец включается в процесс ухаживания за ребёнком. На этом этапе мужчина впервые ощущает себя отцом, но именно этот период является одним из наиболее сложных, стрессовых в его жизни.

Сущность стресса заключается  в выполнении мужчиной одновременно нескольких ролей: “муж”, “отец” (внутри семьи) и  “кормилец” – человек, обеспечивающий семью (внесемейный аспект деятельности). Как правило мужчина оказывается не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, поскольку у него нет физических возможностей и времени на качественное исполнение требований, предъявляемых ролями [2].   

 

2. Отец и  ребёнок

 

Многие мужчины уверены, что уход за ребенком - не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и  настоящим  мужчиной одновременно.

Известно, что духовная близость и  дружеские отношения между  отцом  и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка  и  на  всю  его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе  с  женой.  В некоторых городах организованы курсы  для  родителей,  где  опытные  врачи обучают уходу за ребенком. Если же в первые два года отец предоставит  все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной  во  всех  вопросах, касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои отцовские права и обязанности.

Неважно, сколько раз отец покормит ребенка или сменит ему пеленку, но он обязательно должен это делать время от времени.  Например,  отец  может кормить ребенка ночью (из соски) в первые недели,  когда  мать  еще  очень слаба, или  постирать пеленки в воскресенье. Отец может регулярно ходить  с ребенком в детскую консультацию. Отец может  помочь  и  во  многих  других делах. Конечно, бывают отцы, у которых мурашки ползут по  телу  при  одной мысли о необходимости ухаживать за ребенком. Такие отцы скорее всего будут очень любить  своих детей потом, "когда они будут больше похожи на людей". К тому  же  многие отцы просто стесняются принять участие в уходе за  ребенком  и их  нужно поощрить к этому [7].

Отец выполняет в  семье ряд чрезвычайно важных семейных функций. Предпосылкой выполнения многих из них служит его авторитет, личностные качества, в силу которых его поведение является «обучающим», на примере которого дети учатся, как решать   различные   проблемы,   возникающие   входе  взаимоотношений; суждения отца обладают повышенной   значимостью,   убедительностью для  них.   Прямой   противоположностью в этом отношении является ситуация,   когда  отец страдает  алкоголизмом или обнаруживает психопатические   черты   характера.   Так, безвольный, агрессивный, несамостоятельный отец, сам требующий опеки, создает «функциональную пустоту» в процессе воспитания. Его детям приходится самостоятельно и, следовательно, с меньшим успехом, «находить», «вырабатывать» нужные качества [11].

По А. Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство. Роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации [10].

Отец становится персоной, заинтересованной в социализации ребенка и в его продвижении к независимости. Отец выказывает одобрение, когда ребенок его заработает. Отец так же, как и мать, безусловно любит ребенка, но при этом его одобрение зависит от поведения малыша. Таким образом, природа обеспечивает равновесие и поощряет общественное поведение. Позднее отец будет все более отчетливо становиться представителем общества и, показывая своим примером, что ожидается от ребенка, подведет его к выбору поведения, соответствующего определенным традициям, частью которых будет и ребенок [4].

 

Классификации отцовского отношения к ребёнку.

 

Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее — опекать, заботиться или учить:

  1. мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;
  2. у других мужчин ведущая потребность — учить, передавать свои знания и умения, т.е. сделать ребенка в  прямом смысле слова своим наследником.

Есть и другая классификация отцов:

  1. Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но |обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме «Большой друг» — это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой.
  2. Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие  дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он  учит его всем необходимым навыкам.
  3. Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, — это увлечься и стать... еще одной мамой, т.е. конкурентом, а не дополнением.
  4. Вечно юный супруг. Он  обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возиться два часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок?

Итак, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку. Но, несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не удивляет, что многие мужчины присутствуют при родах жены. И это не проходит бесследно ни для отца, ни для ребенка. Так, например, отцы, оказывающие помощь во время или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязывались к  ребёнку, чувствовали эмоциональный подъем, гордость и росли в собственных глазах. Данные многих исследований говорят о том что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими детьми, заботиться о них. Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития [12].

 

Роль отца в воспитании мальчика

 

С точки зрения экзистенциального анализа отец - это, можно сказать, первый конкретный образ бога, складывающийся у ребенка. Отец не является для нас прообразом всего божеского, скорее верно прямо противоположное: бог - это прообраз отцовства. Только онтогенетически, биологически, биографически отец первичен; онтологически же первичен бог. Хотя психологически отношение ребенок - отец предшествует отношению человек - бог, онтологически первое отношение является не образцом, а отражением [8].

Э. Фромм отводит отцу в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у мальчиков мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований.

Отец воспитывает в маленьком сыне мужчину. Он учит тому, как должен выглядеть мужчина, как должен обращаться с женщинами. Постепенно у ребенка складывается представление о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина, какие отношения должны быть между ними. И он испытывает определенные трудности, если у родителей не выражены признаки половой принадлежности или если они не учитывают особенностей каждого пола и не признают ценность обоих полов.

Если родители не находят подходящих способов выразить свои половые особенности, у ребенка создается довольно смутное представление о том, какими должны быть мужчины и женщины, как ценить и любить людей противоположного пола. Ребенок должен как можно больше узнать от взрослых об особенностях каждого пола. Труднее это осуществить в семьях, где есть только один родитель или представители только одного пола. Наша задача состоит в том, чтобы представить детям такую модель поведения, ориентируясь на которую они чувствовали бы себя в дальнейшем вполне гармоничными людьми [6].

Мальчикам необходимо нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Затем его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти "медвежьи шалости" - не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем "телячьи нежности" и девчачье сюсюканье. Не забывайте, что ребенок никогда не перерастет потребности в обоих типах проявления физического контакта [3].

Если, к примеру, мужчина  участвует в школьных делах сына, он тем самым объявляет их важными, мужскими. Именно отец должен объяснить мальчику необходимость учиться как предпосылку успешной интеллектуальной работы. Отец должен объяснять это своему сыну ясно и откровенно на примере собственного жизненного опыта. Если папа пользуется уважением своего ребенка, то такая беседа значительно перевесит влияние негативных факторов, имеющих место в школе. Замечательно, если ребенок имеет возможность общаться с друзьями отца. Таким образом он не только получает дополнительную возможность учиться реальным формам мужского поведения во всем их разнообразии, но и важное подтверждение того, что иметь хорошее образование, читать книги и даже стихи, слушать серьезную музыку — совершенно не означает быть девчонкой. Понятно, речь не идет о “друзьях” из окрестностей винного магазина. Дети, растущие в таких семьях — трагедия, требующая отдельного рассмотрения. Весьма желательно, чтобы помощь в школьных делах, когда о ней просят, мальчикам оказывали папы. В тех же случаях, когда речь заходит не о задачках, а о трудностях в отношениях с одноклассниками или педагогами, это просто необходимо с точки зрения половой идентификации. Идеально также, если мальчишку первоклассника в школу отводит или отвозит отец. Тем самым мальчик получает ежедневное подтверждение того, что школа и учеба — действительно важное и вполне мужское дело, коль скоро папа каждый день тратит на это какую-то часть своего времени, особенно если он действительно очень занятой человек [1].

Информация о работе Роль отца в семейном воспитании