Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Необходимые материалы: Карточки по количеству участников с набором личностных качеств, ручки.

     Время проведения: 100 минут

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов.
  • «Приветствие»
  • «Единство»
  • «Поделись со мной»
  • «Самооценка»
  • «Без маски»
  • «Я люблю себя за то, что…»
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     Занятие 4: Ценности и личностный рост

     Цель: Осознание ценностей и формирование у осужденных осознания необходимости личностного роста.

     Необходимые материалы: Листы бумаги, ручки или карандаши.

     Время проведения: 95 минут

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов.
  • «Иностранное имя»
  • «Представьте себя ребенком»
  • «План моей жизни»
  • «Прошлое, настоящее, будущее».
  • «Уверенность в будущем»
  • Прояснение жизненных ценностей
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     Тренинг 2: Тренинг развития навыков коммуникации

     Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

     Проблема  общения традиционно находится  в центре внимания психологов в связи  с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

     В структуре межличностного общения  выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

     Овладению навыками общения и должен послужить  предлагаемый тренинг.

     Цель  тренинга: развитие коммуникативных навыков.

     Задачи  тренинга:

  1. Отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
  2. Расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации;
  3. Овладение навыками эффективного слушания.

     Тренинг рассчитан на 2 занятия в течение  одного месяца, продолжительностью по полтора часа.

     Оптимальное количество участников 10-15 человек. 

     Занятие 1: Пообщаемся?

     Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков.

     Необходимые материалы: Магнитофон, аудиокассета с весёлой музыкой, Ватман, Маркеры, Скотч, визитки.

     Время проведения: 90 минут.

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов.
  • Оформление визиток.
  • Принятие правил
  • Ритуал приветствия.
  • Упражнение «Что в имени моём»
  • Упражнение «Молекулы»
  • Упражнение «Начало беседы».
  • Упражнение «Завершение беседы».
  • Упражнение «Преодолей обвинение».
  • Упражнение «Ритмическое эхо».
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     Занятие 2: Я и мой партнёр.

     Цель: Развитие доверия по отношению к партнерам, выработка умения принимать критику, осознавать полноту дружеских отношений.

     Необходимые материалы: Повязки на глаза, ленточки двух цветов, визитки с прошлого занятия.

     Время проведения: 80 минут.

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов.
  • Упражнение «Приветствие».
  • Упражнение «Аплодисменты».
  • Дискуссия: «Какими качествами нужно обладать, чтобы вам верили и прислушивались к вашему мнению?».
  • Упражнение «Говорим гадости».
  • Упражнение «Прогулка доверия».
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     Тренинг 3: «Тренинг социально-ролевых отношений»

     Освобождение  дает воспитаннику возможность включиться в круговорот отношений, которые  существуют в обществе, состоящее  из множества микрогрупп. Освободившемуся  подростку приходится шаг за шагом  осваивать каждую единицу пространства, принимая или отвергая ряд предлагаемых ему социумом ролей. Длительное пребывание в закрытой функциональной системе сужает круг социальных ролей, которые приходится освоить несовершеннолетнему осужденному, сужается круг способов взаимодействия с людьми. Некоторые роли оказываются полностью утраченными. В связи с этим увеличивается количество конфликтов с законом, основой чего является неспособность к адекватному поведению воспитанника как носителя социальной роли.

     Цель: развитие навыка установления социально-ролевых отношений

     Задачи:

  • формирование способности к ориентации в социальных отношениях с точки зрения правовых отношений
  • формирование навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе
  • коррекция иррациональных установок, снижение конформности

     Время проведения: 2 часа.

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов
  • Игра «Альф»
  • Игра «Ярмарка»
  • Упражнение «Идеальный человек»
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     IV блок. Консультативная работа

     Индивидуальное  и групповое консультирование направлено на оказание психологической помощи осужденному в решении возникающих  у него проблем, обсуждении тем, волнующих  его перед освобождением; на актуализацию внутренних ресурсов личности для преодоления кризисных и проблемный ситуаций; на помощь в самопознании и саморазвитии; на поддержание контакта с осужденными и сохранение доверительных отношений для наибольшей эффективности осуществления программы сопровождения на этапе перед освобождением [24, 25, 27].

     Индивидуальное  консультирование направлено на:

  • оказание психологической помощи осужденному в решении возникающих у него проблем, обсуждении тем, волнующих его перед освобождением;
  • на актуализацию внутренних ресурсов личности для преодоления кризисных и проблемный ситуаций;
  • на помощь в самопознании и саморазвитии;
  • на поддержание контакта с осужденными и сохранение доверительных отношений для наибольшей эффективности осуществления программы сопровождения на этапе перед освобождением

     Индивидуальное  консультирование проводится с каждым осужденным в рассчете 1 час на одного человека.  

 

Заключение

     Ресоциализацию  несовершеннолетних правонарушителей можно рассматривать как цель государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям; как социальный процесс, в рамках которого происходит взаимодействие личности правонарушителя с окружающей социальной средой, а также целенаправленное воздействие на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных лиц в форме комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия, происходящий на всех этапах, начиная с момента совершения правонарушения до момента закрепления стабильного правопослушного поведения. Данный процесс направлен на восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, с целью недопущения рецидива правонарушений, и носит частичный характер, так как затрагивает отдельные группы по тем или иным причинам, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения, требуя дифференцированного подхода.

     Социально-психологическую  работу с осужденными можно представить, как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания лишением свободы, главной целью которых является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество. Решающим фактором ресоциализации осужденных является создание в ИУ целостной исправительной системы, основанной на принципах гуманности, на адекватности социально-психологической структуры личности с учетом синергии всех уровней психики человека. Кроме того, осужденный должен быть субъектом собственного преобразования по формированию социально-нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды.

     Для успешной адаптации осужденного  к жизни на свободе необходимо эффективное психологическое сопровождение, внедрение психокоррекционной программы, направленной на приобретение психологических навыков.

Информация о работе Ресоциализация осужденных