Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
Необходимые материалы: Карточки по количеству участников с набором личностных качеств, ручки.
Время проведения: 100 минут
План тренинга:
Занятие 4: Ценности и личностный рост
Цель: Осознание ценностей и формирование у осужденных осознания необходимости личностного роста.
Необходимые материалы: Листы бумаги, ручки или карандаши.
Время проведения: 95 минут
План тренинга:
Тренинг 2: Тренинг развития навыков коммуникации
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Овладению навыками общения и должен послужить предлагаемый тренинг.
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Задачи тренинга:
Тренинг рассчитан на 2 занятия в течение одного месяца, продолжительностью по полтора часа.
Оптимальное
количество участников 10-15 человек.
Занятие 1: Пообщаемся?
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков.
Необходимые материалы: Магнитофон, аудиокассета с весёлой музыкой, Ватман, Маркеры, Скотч, визитки.
Время проведения: 90 минут.
План тренинга:
Занятие 2: Я и мой партнёр.
Цель: Развитие доверия по отношению к партнерам, выработка умения принимать критику, осознавать полноту дружеских отношений.
Необходимые материалы: Повязки на глаза, ленточки двух цветов, визитки с прошлого занятия.
Время проведения: 80 минут.
План тренинга:
Тренинг 3: «Тренинг социально-ролевых отношений»
Освобождение дает воспитаннику возможность включиться в круговорот отношений, которые существуют в обществе, состоящее из множества микрогрупп. Освободившемуся подростку приходится шаг за шагом осваивать каждую единицу пространства, принимая или отвергая ряд предлагаемых ему социумом ролей. Длительное пребывание в закрытой функциональной системе сужает круг социальных ролей, которые приходится освоить несовершеннолетнему осужденному, сужается круг способов взаимодействия с людьми. Некоторые роли оказываются полностью утраченными. В связи с этим увеличивается количество конфликтов с законом, основой чего является неспособность к адекватному поведению воспитанника как носителя социальной роли.
Цель: развитие навыка установления социально-ролевых отношений
Задачи:
Время проведения: 2 часа.
План тренинга:
IV блок. Консультативная работа
Индивидуальное
и групповое консультирование направлено
на оказание психологической помощи
осужденному в решении
Индивидуальное консультирование направлено на:
Индивидуальное
консультирование проводится с каждым
осужденным в рассчете 1 час на одного
человека.
Заключение
Ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей можно рассматривать как цель государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям; как социальный процесс, в рамках которого происходит взаимодействие личности правонарушителя с окружающей социальной средой, а также целенаправленное воздействие на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных лиц в форме комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия, происходящий на всех этапах, начиная с момента совершения правонарушения до момента закрепления стабильного правопослушного поведения. Данный процесс направлен на восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, с целью недопущения рецидива правонарушений, и носит частичный характер, так как затрагивает отдельные группы по тем или иным причинам, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения, требуя дифференцированного подхода.
Социально-
Для
успешной адаптации осужденного
к жизни на свободе необходимо
эффективное психологическое