Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Концепция модификации поведения отождествляет  поведение с обусловливанием. Оно  определяет допустимое и недопустимое поведение и создает условия  для подкрепления допустимого поведения (наказание, вознаграждение, привитие отвращения, подавление недопустимого поведения, ролевые игры, похвалу, дисциплинарное взыскание и другие способы подкрепления допустимого поведения).

     Не  все методы модификации поведения  имеют характер наказания. Большинство  их них носят характер осознания  поступков индивида, к которым  стремятся его приучить. Например, метод «знаковой экономии», применяемый в пенитенциарных учреждениях. Суть метода следующая: первоначально определяются те виды поведения, которые необходимо развить и закрепить в целевой группе, например, соблюдение распорядка, проведение досуга, учеба, труд и т.п. За каждый акт желаемого поведения сотрудник выдает заключенному «знак». Им может быть жетон, квитанция или просто запись в карточке. Каждый знак или их определенная сумма означают, что в конце какого-то срока (дня, недели и т.д.) их обладатель может воспользоваться теми или иными благами (сладости, деньги, свидание). Выбор «знаков» и стоящих за ними благ зависит от условий программы «знаковой экономии» и изобретательности ее организаторов [19].

     2. При групповом психологическом воздействии социально-поведенческий эффект достигается взаимным влиянием осужденных друг на друга, организуемым и направляемым психологом. Применяются также различные социально-психологические тренинги, методики ролевых игр [2].

     Одной из форм групповой психотерапии является коллективная беседа. Для проведения беседы прежде всего надо организовать группу (10-12 человек), однородных по их заинтересованности, жизненных судеб и перспективы.

     По  процедуре групповая дискуссия  представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

     Групповые беседы проводятся еженедельно и  занимают по времени до полутора часов, но некоторые группы собираются чаще.

     Оптимальным режимом рассматриваемого метода является такой, при котором и осужденные задают вопросы собеседникам (психологам, воспитателям, приглашенным сотрудникам правоохранительных органов, представителям общественности, друг другу), предлагая им тем самым ясно и открыто представить свою позицию. Предлагаемые в беседе вопросы не следует формулировать многопланово; они должны быть понятными и доступными для ответов [19].

     Руководят беседой специально назначенные  сотрудники, обладающие достаточными знаниями по психологии, психиатрии и  социологии.

     Руководитель  группы, стимулируя активность участников стихийной дискуссии, не должен высказывать категорических суждений, так как это может помешать осужденным «свободно обмениваться мнениями» [33].

     В таком коллективе основным фактором психологического воздействия является общественное мнение и коллективное (групповое) настроение, а механизмами воздействия - убеждение и внушение [2].

     Игра  также являются одним из методов  группового воздействия на осужденных.

     Игра  – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведение [20].

     Моделируемые  в игре ситуации приближают осужденных к реальному действию, делают понятными  воспитательные цели.

     Игра, стимулируя познавательную деятельность осужденного, мобилизует его интеллектуальный потенциал, облегчающий выполнение задачи; содержит условия для возникновения и развития познавательных мотивов, снимает такое важное ограничение свободы, как материальная и моральная ответственность, каждый осужденный получает объективную возможность экспериментировать, исследовать альтернативные возможности решения.

     Игры  в исправительном учреждении для  несовершеннолетних можно использовать с целью правового воспитания. Значимыми являются следующие виды игр:

      - Познавательная игра с правовым содержанием предусматривает моделирование ситуаций заинтересованности воспитанников в овладении юридически значимой информации, желания продемонстрировать усвоенные знания.

      - Сюжетно-ролевая игра нацелена на отработку тактики поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, формирование опыта оценивания представленных ситуаций.  Для использования сюжетно-ролевых игр разрабатывается модель ситуации, выполняющая функцию сценария, в соответствии с которым между осужденными распределяются роли.

     Выявлено  шесть основных функций ролевых  игр:

     1) облегчить чувство безнадежности  и неуверенности;

     2) уменьшить чувство страха;

     3) вселить надежду;

     4) сформировать ощущение собственного  «Я»;

     5) исцелить;

     6) помочь взаимопониманию между  людьми.

     Удовлетворение, получаемое в процессе ролевых игр, объясняется их терапевтическими качествами и способностью соответствовать глубинным психологическим потребностям индивида [2].

     В рамках правового воспитания участник такой игры выполняет деятельность, несущую в себе черты будущей социально-правовой активности.

      - Деловая игра также может является методом моделирования социально-правовой деятельности воспитанников. От ролевой игры ее отличает то, что предложенный игрокам сценарий предусматривает лишь общую структуру действий с заданными параметрами деятельности. Участникам деловой игры предлагается решить ту или иную задачу правовой ориентации с опорой на имеющиеся знания и предложенные ресурсы [20].

     3. Не менее важным в процессе ресоциализации является применение социально-психологических тренингов. Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Цель тренингов заключается в привитии навыков поведения в различных жизненных ситуациях, которые кажутся трудноразрешимыми, изменение ценностных ориентации и системы мотиваций отдельных поступков. Носителем процесса обучения является группа. Существуют определенные особенности проведения данного тренинга.

     Модели  тренинга должны быть ориентированы  на решение жизненных ситуаций, вызывающих социальную дезадаптацию, поддержании здорового образа жизни.

     В групповой работе с несовершеннолетними  осужденными можно рекомендовать  следующие направления тренинговой работы:

  • групповой тренинг как обучение общим, специальным знаниям и способам деятельности;
  • групповой тренинг как психотерапевтический прием;
  • групповой тренинг как создание условий для личностного развития и роста. проблемно-ориентированный тренинг, направленный на коррекцию определенных индивидуальных проблем несовершеннолетних осужденных. Прежде всего, это работа по снятию агрессивного поведения, трудностей их адаптации в коллективе, выработка навыков общения и т.п.
  • возрастно-специфический тренинг личностного роста применяется для решения психологических задач несовершеннолетнего осужденного. Это, прежде всего, задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (характерологической) и социальной. Тренинг направлен на поиск путей удовлетворения основных потребностей несовершеннолетних осужденных: физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность; потребности в безопасности, которую воспитанники реализуют в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; потребности в самореализации и развитии собственного «Я» [33].

     Отбывание наказания в условиях воспитательной колонии создает ситуацию, которая наиболее часто вызывает рост тревожности у несовершеннолетних. Помимо этого перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. Чтобы понизить уровень стресса и тревожности осужденного можно также использовать такие психотерапевтические методы, как релаксация, аутогенная тренировка.

     Комплекс  упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок - это средство, способствующее росту резервных возможностей человека и совершенствующее деятельность программирующих механизмов мозга.

     Использование всех вышеперечисленных методов  в работе с несовершеннолетними  осужденными в целях их ресоциализации имеют свои особенности. Поэтому хорошо известные в практической психологии методы требуют своей спецификации, поскольку применяются они в весьма специфических социально-психологических условиях воспитательного учреждения. В связи с этим любая программа ресоциализации несовершеннолетних осужденных должна содержательно и структурно учитывать специфику и условия, а также методы психологической работы с несовершеннолетними осужденными.

 

      Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ 

     Как мы уже отмечали, в качестве используемого нами определения понятия «ресоциализация», мы берем определение Садовниковой М.Н. Ресоциализация – это целенаправленный процесс восстановления и приобретения социальных ценностей, норм, знаний, опыта, способностей, а также создания условий, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности [28].

     По  своей сути процесс ресоциализации аналогичен процессу социализации личности и понимание ресоциализации как «восстановления», повторного усвоения десоциализированной личностью социального опыта. Ядром концепции ресоциализации осужденного является положение о «субъектном развитии личности», суть которого состоит в том, чтобы заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему «воспитательных» мероприятий невозможно, осужденные могут и должны изменить свое поведение сами. Иными словами, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.

     В связи с тем, что причины преступного  поведения зависят от множества  личностных и социальных факторов, то для решения задачи ресоциализации преступников необходим к каждому из них дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы.

     По  мнению А.В. Пищелко, систему ресоциализации составляет:

  • личность сотрудника воспитательной колонии
  • личность осужденного как субъект или объект перевоспитания
  • процесс и условия исполнения уголовного наказания.

     К освобождению несовершеннолетних осужденных подготавливают специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана, прежде всего, на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению - адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки делается все возможное для их снижения.

     В программу работы по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые могут возникать у лиц, освободившихся из воспитательной колонии. Применение индивидуального и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить выбору разумного выхода из них.

     «Важнее всего, - отмечает Васильев В.Л., - активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям» [8].

Информация о работе Ресоциализация осужденных