Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Основная  масса новых преступлений, совершаемых  лицами, которые отбывали наказание  в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.

     «Таким  образом, - констатирует Васильев В.Л., - процесс адаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения» [8].

     Процесс социальной адаптации можно считать  успешным в том случае, когда у  вернувшегося из мест лишения свободы  восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.

 

      Программа психологического сопровождения

     несовершеннолетних  осужденных

     «Шаг  в будущее» 

     Программа рассчитана на этап, предшествующий освобождению от отбывания наказания. Данные проведенного нами исследования несовершеннолетних осужденных, находящихся на этапе, предшествующем освобождению из воспитательной колонии, свидетельствуют об ориентированности на «свободное» будущее. Синдром ожидания, имеет двойственную основу: с одной стороны, это растерянность и страх перед будущим, что усиливает потребность в помощи со стороны окружающих, с другой стороны, – радость освобождения, которая ставит на первый план потребность в достижении и потребность чувствовать (желание поскорей разнообразить свои впечатления). Перед освобождением подростки испытывают желание как можно скорее освободиться, однако они осознают, что удовлетворение потребности в развлечениях прямо противоречит продуктивности будущей жизни и семейному счастью. Страх будущего и связанные с ним негативные эмоции фрустрируют личностную сферу подростков. В связи с этим встаёт вопрос о подготовке несовершеннолетних к ресоциализации, в которой необходимо опираться на следующие направления: формирование желания самосовершенствоваться; формирование умения справляться с трудными жизненными ситуациями; развитие нравственности, правосознания, морально-волевых качеств; усиление роли ценности продуктивной жизни, семейного счастья и любви в системе ценностных ориентаций.

     Началу  работы с группой или индивидуально  в рамках программы должен предшествовать сбор информации о личности несовершеннолетнего, осуществляемый психологом и социальным педагогом. Кроме того, необходима беседа с самим подростком в плане выяснения отношения к совершенному правонарушению, его мотивы, выявление общей мотивации несовершеннолетнего, его интересы, социальные установки, понимание собственных проблем – все это является чрезвычайно важный источник информации, как о ситуации подростка, так и о нем самом. Участие подростка в решении собственной судьбы значительно усиливает его внутреннюю включенность в коррекционный процесс и ответственность за результаты реабилитации.

     Организация и осуществление социально-психологического обследования подростка, изучение особенностей его семьи» должно быть направлено не на констатацию различных фактов, а на выявление внешних и внутренних проблем и ресурсов несовершеннолетнего.

     К внешним проблемам могут относиться проблемы семьи, ее экономического и социального положения, асоциальный характер подростковых группировок, в которые входит подросток и т.п., и которые могли привести к правонарушению. Внешние ресурсы - те социально позитивно ориентированные общности и отдельные люди, которые могут оказать поддержку подростку.

     Внутренние  проблемы несовершеннолетнего - дефицит  его интеллектуального и личностного  развития, психические расстройства, внутренние конфликты, асоциальные  установки. Внутренние ресурсы - те интеллектуальные возможности, навыки, умения, интересы, социальные мотивы, отношения и привязанности, которые могут быть использованы для позитивного личностного роста несовершеннолетнего.

     При анализе проблем и ресурсов подростка  для составления индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего правонарушителя необходимо рассматривать медицинский, социальный, психологический, образовательный аспекты.

     Цель программы: восстановление и/или повторное усвоение социального опыта у лиц, освобождаемых из мест лишения свободы; формирование у лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, самостоятельных навыков в решении проблем на свободе.

     Задачи  программы:

  1. Развитие и коррекция представлений осужденных о себе.
  2. Оказание психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним осужденным.
  3. Познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним.
  4. Создание условий, необходимых для формирования у несовершеннолетних осужденных поведенческих социально одобряемых моделей поведения.
  5. Развитие адекватной самооценки и уверенности в себе.
  6. Коррекция ценностных ориентаций осужденных.
  7. Формирование и развитие коммуникативных навыков, бесконфликтного общения и уверенного поведения, способствующих процессу социализации личности.
  8. Формирование сознательного отношения несовершеннолетних осужденных к своим обязанностям перед правоохранительными органами в период отбывания наказания.
  9. Развитие коммуникативных умений построения эффективного общения.
  10. Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
  11. Прояснение и формирование жизненных планов осужденных.
  12. Обеспечение информацией о проблемах, с которыми в первую очередь придется столкнуться осужденным по освобождении.

     Объект: осужденные, до окончания отбывания наказания которым осталось менее 6 месяцев.

     Предмет: психические состояния и особенности личности осужденных на этапе перед освобождением.

     Сроки проведения: программа рассчитана на этап, предшествующий освобождению от отбывания наказания за последние шесть месяцев.

     Программа реализуется в соответствие с общепринятыми принципами осуществления программ психологического сопровождения [14, 15]:

     - гуманное отношение к личности, вера в ее силы;

     - квалифицированная помощь и поддержка  естественного развития;

     - обеспечение непрерывного сопровождения  в течение всего периода нахождения личности «под присмотром» психолога учреждения;

     - объединение различных специалистов  в решении задач сопровождения;

     - формирование активной позиция  личности, при которой главным  становится не решить проблемы  за сопровождаемого, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности личности к саморазвитию;

     - автономность психолога, чтобы  иметь возможность организовать  свою деятельность как особую  практику, со своими ценностями  и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом всей системы воздействия на личность.

     Программа осуществляется на протяжении всего  периода, предшествующего освобождению, - в течение 6 месяцев до окончания  срока, и рассчитана на:

     - 6 часов психодиагностической работы, которая проводится 2 раза за период осуществления программы: до начала программы и по её итогам;

     - 10 часов психопросветительской и  психопрофилактической работы: занятия  проводятся 1 раз в месяц, длительность  занятия – 1,5-2 часа;

     - 48 часов психокоррекционной работы: занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность занятия 3-4 часа;

     - консультативная работа проводится  по запросу осужденных или  по мере возникновения проблем.

     База  проведения: пенитенциарное учреждение для несовершеннолетних осужденных.

     Реализация  программы осуществляется психологами  учреждения с возможным привлечением социальных педагогов.

     Предполагаемый  результат:

  • у осужденных сформированы и развиты коммуникативные навыки, навыки бесконфликтного общения и уверенного поведения;
  • сформировано сознательное отношение несовершеннолетних осужденных к соблюдению законов и социально-одобряемым нормам поведения;
  • построение жизненных планов осужденных, постановка целей, прояснение смыслов жизни;
  • обладание основной информацией, необходимой для ориентации в обществе по освобождению.

     Программа включает в себя следующие блоки:

     I блок. Психодиагностическая работа.

     II блок. Психопросветительская и психопрофилактическая работа.

     III блок. Психокоррекционная работа. 

     VI блок. Консультативная работа.

     План  курса ресоциализации:

    1. Первичная социально-психологическая диагностика (за 6 месяцев до освобождения)

    2. Тренинговые занятия:

    • Тренинг развитие навыков самопознания и саморазвития (4 занятия продолжительностью по 1 ч 10 мин)
    • Тренинг развития навыков коммуникации (2 занятия продолжительностью по 1, 5 часа)
    • Тренинг социально-ролевых отношений (1 занятие на 2 часа)

    3. Коллективные тематические беседы (40 – 60 минут на одну беседу)

    • Правовой аспект производственных отношений
    • Этический аспект производственных отношений
    • Информационная беседа

    Индивидуальные  тематические беседы (1 занятие продолжительностью 1 час)

    • Релаксационные занятия (2 занятия в группах по 3-5 человек продолжительностью 1 час)

    4. Вторичная социально-психологическая диагностика (по окончанию осуществления програмы) 

     I блок. Психодиагностическая работа

     Психодиагностика  проводится в два этапа:

     1) проведение экспресс-диагностики  осужденных, готовящихся к освобождению, заполнение анкеты перед началом  осуществления программы психологического  сопровождения; 

     2) проведение диагностики по окончании осуществления программы, непосредственно перед освобождением осужденных.

     Психодиагностика  в первую очередь должна быть направлена на изучение:

  • психического состояния;
  • уровня самоконтроля и способности к саморегуляции;
  • особенностей коммуникативной сферы (проявления агрессивности, тревожности и т.п.);
  • ценностных ориентаций осужденных;
  • системы отношения личности к самой себе;
  • уровня сформированности рефлексии;
  • смысложизненных ориентаций;
  • ценностно-мотивационной сферы;
  • коммуникативной толерантности;
  • копинг-стратегий.
 

     При выполнении психологического обследования следует определить обязательный минимальный  набор методик, который может  гибко расширяться за счет применения методов, наиболее отвечающих проблемам  и уровню развития данного подростка. При этом громоздкие интеллектуальные методики (тест Амтхауэра, тест Векслера) можно заменить их отдельными субтестами. Для исследования личностных особенностей также возможно использовать компактные опросные и проективные методики, которые могли бы указать на основные личностные проблемы подростка: тест Кетелла, ИТО Собчик, ЦТО, тест Розенцвейга (определение характера реакций подростка на социально значимые ситуации). Полезны самооценочные методики например, тест «Самоотношение» (Столин В., Пантилеев Л.), отражающие самосознание несовершеннолетнего. Проблемы отношения с родителями хорошо выявляются методикой «Подростки о родителях» (ADOR) (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Л., 2001). При необходимости можно использовать методики, направленные на выявление агрессивности, внушаемости, др. проявлений девиаций. При подборе психодиагностического инструментария следует опираться на Примерный перечень психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов, представленный в «Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» (Приказ Министерства юстиции РФ от 12.12.2005 № 238) [16].

Информация о работе Ресоциализация осужденных