Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     4. Период, предшествующий освобождению  заключенного. Ожидание освобождения  часто протекает очень тяжело, оно связано с переживанием  трудностей, которые подстерегают  его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитее психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности [5]. Здесь необходимо обратить внимание на возникновение данных страхов у осужденных, психологи должны помочь подросткам преодалеть их, осуществление чего возможно через социально-педагогические тренинги, ролевые игры, беседы и т.д.

     Нахождение  в исправительном учреждении, наличие  режима, изменение стереотипа, резкое ограничение и изменение потребностей в значительной степени усиливают переживания осужденных, причем эти переживания имеют различную направленность. У отдельных осужденных в переживаниях доминирует категория прошлого, у других - категория будущего, у третьих -категория настоящего. Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче приспосабливаются к режиму и к условиям жизни в исправительных учреждениях осужденные, у которых доминируют переживания второго и третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строится жизнь после отбытия наказания, трудности режима переживаются значительно легче, поскольку рассматриваются как временные, этот период жизни является для осужденных только переходным к тому, которого они ждут в будущем [5].

     Как правило, в условиях лишения свободы  и вследствие лишения многих благ, которыми повсеместно и незаметно  пользуются все граждане, происходит существенное переосмысление осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те события и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего подхода к людям. Специалистам необходимо сопровождать и направлять процесс усвоения новых норм и пересмотра старых ценностей и мотиваций.

     Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.

     Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

     Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения  задачи ресоциализации к каждому  несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.

 

      Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

     ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 

     В практике психологов пенитенциарных учреждений широко применялись программы изучения личности, разработанные И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым и другими. В их рамках для диагностики личности и среды  осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы и анализ личного дела и др. [5, 22].

     Методы  исследования – это совокупность способов и приемов изучения психологических  проявлений личности. Для изучения личности осужденного необходимо как  тестовые методики, так и традиционные методы. Получить важные данные можно традиционными методами диагностики. Например, при умелом использовании беседы и наблюдения можно получить разностороннюю информацию о поведении и деятельности осужденного. Ее можно уточнить психологическим анализом автобиографий, личных дел, методом общения независимых характеристик, специальными экспериментальными ситуациями [10].

     Метод наблюдения

     В пенитенциарных учреждениях применяются  все виды наблюдения: непосредственной и опосредованное, стандартизированное (узкое) и не стандартизированное (широкое), открытое и скрытое (инкогнито), полевое (естественное) и лабораторное, наблюдение поиск, выборочное, сплошное, включенное, не включенное, отсроченное.

     При непосредственном наблюдении исследователь (психолог и другие сотрудники) сам изучает интересующий его объект (поведение и деятельность осужденных), что значительно повышает достоверность получаемой информации. Однако он не дает возможности охватывать большее число объектов в один и тот же промежуток времени (объем наблюдения ограничен 4-5 осужденными). Опосредованное наблюдение приводится через других лиц (начальника отряда, бригадира, учителя, мастера) методом обобщения независимых характеристик [8,11].

     Стандартизированные наблюдения организуются для исследования какой-либо одной стороны личности, в частности, затруднений в психологической адаптации, нарушений режима, отрицательного отношения к воспитательным мероприятиям, склонности к симуляции, побегам, суициду.

     Открытое  наблюдение характеризуется тем, что объект изучения предупреждается об этом. Однако, наиболее часто применяется скрытое наблюдение. В этом случае осужденный не знает, что его изучают, поэтому ведет себя естественно.

     При включенном наблюдении объект изучения и исследователь объединены совместной деятельностью в этом случае позиция исследователя чаще всего скрыта, поэтому психология осужденного и группы, связи и отношения познаются более глубоко. Включенное наблюдения за поведением осужденного в условиях исправительного учреждения можно проводить по следующим линиям [10]:

  1. Уровень развития нравственности (осуществляется во время отдыха, труда, учебы).
  2. Уровень развития  правосознания (осуществляется во время отдыха, труда, учебы).
  3. Уровень профессиональной подготовки.
  4. Индивидуальные особенности психических процессов (эмоциональная возбудимость, критичность, самостоятельность).
  5. Отношение к труду, самому себе (осуществляется во время отдыха, труда, учебы в школе и ПУ)

     Наблюдение  в пенитенциарных учреждениях включает в себя несколько этапов: подготовительный, сбора информации и заключительный. Для целенаправленного системного наблюдения можно использовать  карту динамического наблюдения осужденного, предусматривающую изучение системы отношений, психологической активности, устойчивости личности, ее психофизиологических свойств, направленности, социальной реабилитации и общую оценку личности осужденного. Процесс наблюдения  в исправительных учреждениях значительно осложняется из-за наличия у осужденных психологических барьеров по отношению к различного рода обследованиям, отказа от участия в исследовании или желания «подыграть» исследователю и это нужно обязательно учитывать в процессе диагностики [21].

     Метод беседы

     Метод беседы или опрос — это получение  сведений по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности. В зависимости от целей беседа проводится либо с самим осужденным, либо с лицами, хорошо его знающими (сотрудники, учителя, мастера, друзья).

     Для повышения результативности беседы необходимо снять настороженность  у респондента, расположить его  к себе, создать атмосферу доверия  и доброжелательности. Она должна проводиться естественно  непринужденно. Важно применить навыки ведения беседы: грамотно начать, задавать вопросы, слушать, наблюдать за реакцией осужденного. К беседе необходимо тщательно готовиться: определить ее цель, а также время, место и форму, составить план (наметить основные и дополнительные, прямые и косвенные (проверочные) вопросы) [15]. Примерный перечень вопросов для проведения беседы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1 [10, С. 36].

     В беседе психолог имеет возможность  соединить изучение личности с воспитательным воздействием на нее. В связи с этим он применяет разные беседы:

  • ознакомительные – для получения первого представления о личности и группе, например, при поступлении осужденного в карантин;
  • углубленные – для всестороннего изучения индивидуально-психологических качеств личности и особенностей группы;
  • перспективные – для выяснения дальнейших жизненных планов осужденного или группы (возможность условно-досрочного освобождения, предоставления льгот, перевода в другое учреждение и т.п.) и отношения к ним изучаемых лиц;
  • порицающие – в случае нарушения осужденным установленных порядков и требований режима, в целях воздействия на личность и изучения отношения осужденного к проступку и порицанию; в противовес этому типу - одобряющие и ободряющие
  • итоговые (напутственные) – перед освобождением или переводом осужденного в другое исправительное учреждение.

     По  вербальным проявлениям несовершеннолетнего  осужденного в процессе беседы (содержание, форма, выразительность, употребление любимых выражений, степень засоренности жаргоном) можно судить о степени криминогенности обследуемого, приобщенности его к нормам и ценностям субкультуры.

     Информацию  о личности осужденного можно  получить также методами аудиовизуальной  психодиагностики, во время беседы. Мимика и пантомимика, походка, одежда, татуировки, условные средства общения осужденных позволяют судить об опытности и криминогенности личности. Статус личности можно определить на основе метода пространнственно-знаковой социометрии [22]. Аудиовизуальная диагностика осужденных наиболее актуальна, но, к сожалению, меньше всего научно и методически проработана. Она может быть мощным средством ее воздействия для сотрудников, которые действительно умеют разбираться в людях, в том числе в осужденных [32].

     По  невербальным проявлениям осужденного (жесты и мимика) и внешнему облику (ношение одежды, наличие или отсутствие татуировок, кличек и т.п.) можно сделать вывод о таких качествах обследуемого, как выдержанность, скромность, тщеславие, такт. Во многих группах отрицательной направленности для демонстрации «смелости», «героизма», «независимости» и «самостоятельности» осужденные используют принятые только в данной группе жесты и мимику, стремятся щегольнуть татуировками, однообразно уродуют одежду.

     Важно отметить, что грамотное сочетание  метода беседы и метода наблюдения позволяют получить более полную картину о личности несовершеннолетнего осужденного.

     Анализ  личного дела

     Изучение  материалов личного дела осужденного  и иных документов — это ознакомление с характеристиками, данными различными учреждениями, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей.

     Данный  метод позволяет получить [32]:

     1) сведения от разных лиц, совпадающие  в оценке личности, что может  свидетельствовать об устойчивости  отмеченных черт и типа поведения; 

     2) противоречивые сведения и определить способы проверки их истинности;

     3) данные, свидетельствующие о тех  или иных положительных качествах  осужденного, опираясь на которые  можно строить программу его  ресоциализации;

     4) информацию, характеризующую личность  осужденного с отрицательной стороны, и наметить пути их преодоления.

     Психолог  должен внимательно относиться к  информации, содержащейся в личном деле осужденного, но не переоценивать  ее. Она собиралась людьми, которые  могли субъективно и предвзято  подойти к оценке личности осужденного. Кроме того, за время, прошедшее с момента написания этих документов, человек мог существенно измениться. Сведения из личного дела необходимо постоянно уточнять и дополнять, чтобы выявить общую тенденцию в развитии личности осужденного.

     Биографический метод

Информация о работе Ресоциализация осужденных