Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
4. Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения часто протекает очень тяжело, оно связано с переживанием трудностей, которые подстерегают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитее психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности [5]. Здесь необходимо обратить внимание на возникновение данных страхов у осужденных, психологи должны помочь подросткам преодалеть их, осуществление чего возможно через социально-педагогические тренинги, ролевые игры, беседы и т.д.
Нахождение
в исправительном учреждении, наличие
режима, изменение стереотипа, резкое
ограничение и изменение
Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие лишения многих благ, которыми повсеместно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысление осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те события и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего подхода к людям. Специалистам необходимо сопровождать и направлять процесс усвоения новых норм и пересмотра старых ценностей и мотиваций.
Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Процесс
ресоциализации – сложный и длительный
процесс, при котором для решения
задачи ресоциализации к каждому
несовершеннолетнему
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
В практике психологов пенитенциарных учреждений широко применялись программы изучения личности, разработанные И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым и другими. В их рамках для диагностики личности и среды осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы и анализ личного дела и др. [5, 22].
Методы исследования – это совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. Для изучения личности осужденного необходимо как тестовые методики, так и традиционные методы. Получить важные данные можно традиционными методами диагностики. Например, при умелом использовании беседы и наблюдения можно получить разностороннюю информацию о поведении и деятельности осужденного. Ее можно уточнить психологическим анализом автобиографий, личных дел, методом общения независимых характеристик, специальными экспериментальными ситуациями [10].
Метод наблюдения
В пенитенциарных учреждениях применяются все виды наблюдения: непосредственной и опосредованное, стандартизированное (узкое) и не стандартизированное (широкое), открытое и скрытое (инкогнито), полевое (естественное) и лабораторное, наблюдение поиск, выборочное, сплошное, включенное, не включенное, отсроченное.
При непосредственном наблюдении исследователь (психолог и другие сотрудники) сам изучает интересующий его объект (поведение и деятельность осужденных), что значительно повышает достоверность получаемой информации. Однако он не дает возможности охватывать большее число объектов в один и тот же промежуток времени (объем наблюдения ограничен 4-5 осужденными). Опосредованное наблюдение приводится через других лиц (начальника отряда, бригадира, учителя, мастера) методом обобщения независимых характеристик [8,11].
Стандартизированные наблюдения организуются для исследования какой-либо одной стороны личности, в частности, затруднений в психологической адаптации, нарушений режима, отрицательного отношения к воспитательным мероприятиям, склонности к симуляции, побегам, суициду.
Открытое наблюдение характеризуется тем, что объект изучения предупреждается об этом. Однако, наиболее часто применяется скрытое наблюдение. В этом случае осужденный не знает, что его изучают, поэтому ведет себя естественно.
При включенном наблюдении объект изучения и исследователь объединены совместной деятельностью в этом случае позиция исследователя чаще всего скрыта, поэтому психология осужденного и группы, связи и отношения познаются более глубоко. Включенное наблюдения за поведением осужденного в условиях исправительного учреждения можно проводить по следующим линиям [10]:
Наблюдение в пенитенциарных учреждениях включает в себя несколько этапов: подготовительный, сбора информации и заключительный. Для целенаправленного системного наблюдения можно использовать карту динамического наблюдения осужденного, предусматривающую изучение системы отношений, психологической активности, устойчивости личности, ее психофизиологических свойств, направленности, социальной реабилитации и общую оценку личности осужденного. Процесс наблюдения в исправительных учреждениях значительно осложняется из-за наличия у осужденных психологических барьеров по отношению к различного рода обследованиям, отказа от участия в исследовании или желания «подыграть» исследователю и это нужно обязательно учитывать в процессе диагностики [21].
Метод беседы
Метод беседы или опрос — это получение сведений по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности. В зависимости от целей беседа проводится либо с самим осужденным, либо с лицами, хорошо его знающими (сотрудники, учителя, мастера, друзья).
Для повышения результативности беседы необходимо снять настороженность у респондента, расположить его к себе, создать атмосферу доверия и доброжелательности. Она должна проводиться естественно непринужденно. Важно применить навыки ведения беседы: грамотно начать, задавать вопросы, слушать, наблюдать за реакцией осужденного. К беседе необходимо тщательно готовиться: определить ее цель, а также время, место и форму, составить план (наметить основные и дополнительные, прямые и косвенные (проверочные) вопросы) [15]. Примерный перечень вопросов для проведения беседы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1 [10, С. 36].
В беседе психолог имеет возможность соединить изучение личности с воспитательным воздействием на нее. В связи с этим он применяет разные беседы:
По
вербальным проявлениям
Информацию о личности осужденного можно получить также методами аудиовизуальной психодиагностики, во время беседы. Мимика и пантомимика, походка, одежда, татуировки, условные средства общения осужденных позволяют судить об опытности и криминогенности личности. Статус личности можно определить на основе метода пространнственно-знаковой социометрии [22]. Аудиовизуальная диагностика осужденных наиболее актуальна, но, к сожалению, меньше всего научно и методически проработана. Она может быть мощным средством ее воздействия для сотрудников, которые действительно умеют разбираться в людях, в том числе в осужденных [32].
По невербальным проявлениям осужденного (жесты и мимика) и внешнему облику (ношение одежды, наличие или отсутствие татуировок, кличек и т.п.) можно сделать вывод о таких качествах обследуемого, как выдержанность, скромность, тщеславие, такт. Во многих группах отрицательной направленности для демонстрации «смелости», «героизма», «независимости» и «самостоятельности» осужденные используют принятые только в данной группе жесты и мимику, стремятся щегольнуть татуировками, однообразно уродуют одежду.
Важно отметить, что грамотное сочетание метода беседы и метода наблюдения позволяют получить более полную картину о личности несовершеннолетнего осужденного.
Анализ личного дела
Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — это ознакомление с характеристиками, данными различными учреждениями, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей.
Данный метод позволяет получить [32]:
1)
сведения от разных лиц,
2) противоречивые сведения и определить способы проверки их истинности;
3)
данные, свидетельствующие о тех
или иных положительных
4) информацию, характеризующую личность осужденного с отрицательной стороны, и наметить пути их преодоления.
Психолог должен внимательно относиться к информации, содержащейся в личном деле осужденного, но не переоценивать ее. Она собиралась людьми, которые могли субъективно и предвзято подойти к оценке личности осужденного. Кроме того, за время, прошедшее с момента написания этих документов, человек мог существенно измениться. Сведения из личного дела необходимо постоянно уточнять и дополнять, чтобы выявить общую тенденцию в развитии личности осужденного.
Биографический метод