Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации

несовершеннолетних правонарушителей 

     Ресоциализация - сложное многофункциональное явление, результатом которого является приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации не одномоментен, а растянут во времени и может  быть разделен на отдельные этапы. Так, например, актуальным является определение этапов в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов (Зритнев В.В.) [13]:

     1. Период начальной ресоциализации  предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость; реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый.

     2. Период частичной (неустойчивой) ресоциализации допускает возможность  рецидивов асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения; на данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации.

     3. Период полной ресоциализации  характеризуется практически завершением  процесса, когда у подростка складываются  достаточно твердые взгляды, убеждения,  социальные ориентации, формируется  самосознание, способность к самоанализу,  самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде; на данном этапе реализуются латентные функции ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

     Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, формирование нового социального статуса – бывшего правонарушителя, а также способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций. Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних в исправительных учреждениях, эффективным является применение программ сопровождения, созданных с использованием адаптационных технологий, на всех этапах отбывания наказания [16].

     Адаптационные технологии обеспечивают воспроизводство  процессов включения личности осужденного  в группы, коллективы и новые условия  социальной среды, деятельности, отношений, в которые он попадает в условиях исправительно-воспитательного учреждения. Они характеризуются согласованием потребностей субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития.

     Определяют  следующие этапы разработки технологии адаптации:

     1 этап

  • диагностика психологических особенностей, интересов и потребностей личности осужденных, выявление и анализ степени их совпадения и различий для оказания дифференцированного целенаправленного воздействия
  • прогноз совместимости действий сотрудников и персонала, осуществляющих ресоциализирующие воздействия, с учетом экономической, социальной, правовой, психологической, материально-технической среды, специфики условий исправительного учреждения
  • длительность воздействия в зависимости от возможных условий, этапа или срока наказания
  • степень устойчивости или противостояния личности к оказываемым воздействиям
  • определение влияния последствий совместных действий на интересы и потребности осужденных, выдвижение гипотезы о предполагаемом результате воздействия

     2 этап

  • определение характера социально-психологических воздействий, нормативов и тенденций изменения социальных характеристик; разработка комплексной скоординированной программы совместных действий всеми подразделениями, службами, организациями, действующими в местах временной изоляции, либо занимающимися превенцией противоправного поведения
  • определение направлений и показателей изменения среды совместной деятельности; определение затрат субъектов воздействия с целью определения приоритетов и основных направлений оказания воздействия

     3 этап

  • организация адаптационного процесса при пребывании в местах изоляции либо при начале вмешательства, коррекционного воздействия
  • самоорганизация и управление в процессе осуществления воздействия на лиц, отбывающих наказание
  • диагностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция - промежуточный и итоговый контроль осуществленного воздействия; оценка эффективности осуществленной деятельности

     Внедрение адаптационных технологий – это  сложный, динамичный процесс перевода концепций формирования качеств, отношений, характеристик, явлений и процессов из области теоретических представлений в сферу практической деятельности персонала и сотрудников исправительного учреждения, под руководством психолога, составляющего программы психологического сопровождения ресоциализации осужденных. Этот процесс включает следующие операции:

  • профессиональная подготовка персонала: сотрудников исправительного учреждения – служба охраны и режима, начальники отрядов, воспитатели, социальные работники, психологи, администрация; участвующих в осуществлении превенции – школьные учителя, социальные работники, психологи, администрация; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних
  • организация работы сотрудников и персонала в соответствии с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка учреждения
  • координация деятельности отдельных исполнителей или групп
  • оказание научно-методической помощи сотрудникам и специалистам
  • контроль деятельности осужденных
  • социальная диагностика результатов адаптационного к условиям исправительного учреждения и ресоциализирующего воздействия
  • анализ процесса внедрения адаптационных технологий
  • корректировка целей при необходимости
  • организация научно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения

     На  внедрение социально-психологических  адаптационных технологий в учреждениях пенитенциарной системы влияет два типа факторов.

     Объективные:

  • степень правовой, экономической и социальной самостоятельности учреждения, рамки ограничений, определенных законом для данного типа учреждений;
  • наукоемкость используемых технологий, связанная с имеющимся уровнем образования и профессиональной компетентностью сотрудников учреждения, осуществляющих внедрение и реализацию программ адаптации, ресоциализации, сопровождения;
  • стабильность процессов в учреждении – текучесть кадров и кадровая политика, характер взаимоотношений и взаимопомощи сотрудников, межпрофильные связи разных подразделений, продолжительность и опыт работы по направлениям;
  • эффективность использования потенциалов учреждения и сотрудников – материально-технического, научного, технологического, организационного, экономического, социального, духовного.

     Субъективные:

  • интересы и потребности осужденных, их характер и степень удовлетворении – определение мотивационных полюсов и направленности личности осужденных – на исправление и изменение внутренних установок, либо на сохранение независимости и суверенитета, стабилизацию и укоренение уже сложившихся взглядов на жизнь;
  • социальный потенциал личности и уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности с учетом внутренней направленности;
  • заинтересованность в конечных результатах.

     Внедрение и освоение новейших технологий современной  психологической, юридической, социальной и других наук, несомненно требует  высокой профессиональной и личной компетентности сотрудников и специалистов, а также инициативности и активности не только персонала, но и администрации учреждения, при разработке и реализации многопрофильных программ сопровождения на разных этапах отбывания наказания, включая адаптацию, ресоциализацию, подготовку к освобождению. В связи с этим каждая программа должна грамотно сочетать теоретические и практические подходы, не допуская перекоса; иметь четкое и конкретное обоснование актуальности, поставленные цели и задачи, реализация которых позволит достичь успеха в исправительной деятельности учреждений пенитенциарной системы, предназначенных не только ограничивать свободу перемещения и действий осужденных, но и изменять их отношение к себе, к другим, к преступлению, переориентировать криминальную направленность личности на социально одобряемые формы поведения. Вместе с тем использование новейших методов коррекции и сопровождения не может стать еще одним способом подавления и манипуляции, что должно обеспечиваться высокой нравственностью как самих инноваций, так и специалистов, их использующих.

     В процессе разработки адаптационных  технологий специалистами, на которых  возложена эта обязанность –  чаще это бывают именно психологи  – необходимо изначально проанализировать специфику и проблемы конкретного  исправительного учреждения, возможно проведение мониторинга или пилотажного исследования, анализ статистики или данных психологических обследований за последние годы, с тем, чтобы выявить наиболее важные направления в планируемой деятельности; определить особенности контингента осужденных, в отношение которых разрабатывается конкретная программа; познакомиться с имеющимся опытом аналогичных учреждений, методическими рекомендациями профильных специалистов, осуществить теоретический обзор по проблеме с целью выявления наиболее эффективных моделей и способов воздействия на осужденных, взятых за основу при составлении своей программы. Важно оценить возможные влияния имеющихся в обществе и у спецконтингента социальных норм, ценностей, установок на эффективность применения конкретных адаптационных технологий. Кроме того, психологу необходимо из огромного многообразия психологического инструментария выбрать именно те методы, средства, приемы, способы получения, обработки, анализа, интерпретации получаемой информации, которые позволят трансформировать ее в конкретные объективные, статистически достоверные выводы и рекомендации, используемые как на протяжении оказываемых воздействий, так и для осуществления последующего постпенитенциарного сопровождения. Все эти необходимые аспекты должны быть соблюдены в процессе организации практической деятельности по разработке программ сопровождения и адаптационных технологий.

     Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей должен осуществляться, ориентируясь на определенные принципы. Считая, что принципы ресоциализации − это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строятся процесс ресоциализации, его содержание и организация, выделяют следующие принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей:

  • гуманистическая направленность процесса;
  • личностная направленность ресоциализации (учет возрастных и индивидуальных особенностей правонарушителя);
  • профессионализм воспитательно-профилактической и правоохранной деятельности;
  • наличие специальных кадров, специализирующихся на ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;
  • оздоровление условий семейного и общественного воспитания несовершеннолетних правонарушителей;
  • помощь семье в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;
  • ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки несовершеннолетним правонарушителям;
  • приоритет наказаний, не связанных с лишением свободы несовершеннолетних правонарушителей;
  • приоритет реального наказания перед условным.

     В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности социальных институтов по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, которая предполагает:

     1) существенное сужение сферы деятельности  специальных органов ранней профилактики (инспекций и комиссий по делам  несовершеннолетних, правоохранительных органов);

     2) разработку и внедрение в широкую  практику институтов образования  и здравоохранения коррекционно-реабилитационных  программ для несовершеннолетних  правонарушителей;

     3) специализированную работу с  семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя [13].

     Таким образом, процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений  и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование социального статуса бывшего правонарушителя и способности саморегуляции своего поведения с позиции общечеловеческих этических норм и ценностей.

Информация о работе Ресоциализация осужденных