Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации
несовершеннолетних
правонарушителей
Ресоциализация
- сложное многофункциональное
1.
Период начальной
2.
Период частичной (
3.
Период полной ресоциализации
характеризуется практически
Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, формирование нового социального статуса – бывшего правонарушителя, а также способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций. Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних в исправительных учреждениях, эффективным является применение программ сопровождения, созданных с использованием адаптационных технологий, на всех этапах отбывания наказания [16].
Адаптационные
технологии обеспечивают воспроизводство
процессов включения личности осужденного
в группы, коллективы и новые условия
социальной среды, деятельности, отношений,
в которые он попадает в условиях
исправительно-воспитательного
Определяют следующие этапы разработки технологии адаптации:
1 этап
2 этап
3 этап
Внедрение адаптационных технологий – это сложный, динамичный процесс перевода концепций формирования качеств, отношений, характеристик, явлений и процессов из области теоретических представлений в сферу практической деятельности персонала и сотрудников исправительного учреждения, под руководством психолога, составляющего программы психологического сопровождения ресоциализации осужденных. Этот процесс включает следующие операции:
На
внедрение социально-
Объективные:
Субъективные:
Внедрение и освоение новейших технологий современной психологической, юридической, социальной и других наук, несомненно требует высокой профессиональной и личной компетентности сотрудников и специалистов, а также инициативности и активности не только персонала, но и администрации учреждения, при разработке и реализации многопрофильных программ сопровождения на разных этапах отбывания наказания, включая адаптацию, ресоциализацию, подготовку к освобождению. В связи с этим каждая программа должна грамотно сочетать теоретические и практические подходы, не допуская перекоса; иметь четкое и конкретное обоснование актуальности, поставленные цели и задачи, реализация которых позволит достичь успеха в исправительной деятельности учреждений пенитенциарной системы, предназначенных не только ограничивать свободу перемещения и действий осужденных, но и изменять их отношение к себе, к другим, к преступлению, переориентировать криминальную направленность личности на социально одобряемые формы поведения. Вместе с тем использование новейших методов коррекции и сопровождения не может стать еще одним способом подавления и манипуляции, что должно обеспечиваться высокой нравственностью как самих инноваций, так и специалистов, их использующих.
В процессе разработки адаптационных технологий специалистами, на которых возложена эта обязанность – чаще это бывают именно психологи – необходимо изначально проанализировать специфику и проблемы конкретного исправительного учреждения, возможно проведение мониторинга или пилотажного исследования, анализ статистики или данных психологических обследований за последние годы, с тем, чтобы выявить наиболее важные направления в планируемой деятельности; определить особенности контингента осужденных, в отношение которых разрабатывается конкретная программа; познакомиться с имеющимся опытом аналогичных учреждений, методическими рекомендациями профильных специалистов, осуществить теоретический обзор по проблеме с целью выявления наиболее эффективных моделей и способов воздействия на осужденных, взятых за основу при составлении своей программы. Важно оценить возможные влияния имеющихся в обществе и у спецконтингента социальных норм, ценностей, установок на эффективность применения конкретных адаптационных технологий. Кроме того, психологу необходимо из огромного многообразия психологического инструментария выбрать именно те методы, средства, приемы, способы получения, обработки, анализа, интерпретации получаемой информации, которые позволят трансформировать ее в конкретные объективные, статистически достоверные выводы и рекомендации, используемые как на протяжении оказываемых воздействий, так и для осуществления последующего постпенитенциарного сопровождения. Все эти необходимые аспекты должны быть соблюдены в процессе организации практической деятельности по разработке программ сопровождения и адаптационных технологий.
Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей должен осуществляться, ориентируясь на определенные принципы. Считая, что принципы ресоциализации − это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строятся процесс ресоциализации, его содержание и организация, выделяют следующие принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей:
В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности социальных институтов по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, которая предполагает:
1)
существенное сужение сферы
2)
разработку и внедрение в
3) специализированную работу с семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя [13].
Таким
образом, процесс ресоциализации несовершеннолетних
правонарушителей предполагает переориентацию
их асоциальной направленности, формирование
ценностно-нормативных