Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     В психологии он принадлежит к числу  самых старых методов изучения личности и закономерностей психического развития человека. Он позволяет проследить основные тенденции становления  личности, устойчивые способы реагирования на сходные события, онтогенетическое развитие потребностей и мотивов деятельности, процесс формирования и содержание интересов, качественные проявления самооценки и многое другое. Сущность биографического метода не сводится к простому составлению жизнеописания человека, он предполагает целенаправленное выявление фактов, имеющих психологическое значение. Они могут быть получены различными приемами: в беседе с осужденным, его родителями, учителями, товарищами; путем изучения медицинской и педагогической документации; из дневников, писем и тому подобных источников [5, 11].

     В основу изучения биографии может  быть положена следующая схема.

     1. Данные о родителях: профессия,  образовательный и культурный  уровень каждого из родителей,  их образ жизни, степень участия  в воспитании детей и применявшиеся методы воспитания.

     2. Состав семьи, отношения с родителями, братьями и сестрами. Какое на  него влияние оказывали члены  семьи. 

     3. Дошкольный период жизни: сведения  о раннем (младенческом) периоде  развития, перенесенных заболеваниях, возраст, в котором начал ходить и говорить, посещал ли детские учреждения или же воспитывался дома, какие обнаруживал особенности поведения в этот период, любимые занятия и игры, когда выучился читать, писать и считать, как проходил этот процесс, как складывались отношения с другими детьми.

     4. Школьный период жизни: когда  начал учиться, как относился  к учебным занятиям, «кривая успеваемости»  по мере перехода из класса  в класс, какие предметы предпочитал  и в каких испытывал затруднения,  какие обнаруживал интересы и склонности, как складывались отношения с товарищами в школе и учителями, с кем общался вне школы и на какой основе строились эти отношения, данные: об основных особенностях поведения.

     В данной схеме акцентировано внимание только на основных обстоятельствах, способных при соответствующем анализе дать представление о психическом облике подростка и динамике формирования его личности. Приведенная схема, может быть дополнена еще многими пунктами и разделами.

     Методы  психодиагностики

     Ресоциализация  осужденных требует глубокого изучения личности и составления программы работы с каждым осужденным в течение всего срока пребывания в пенитенциарных учреждениях. Программы эти носят индивидуальный характер, основываются на заключении специалистов-психологов, социальных работников, педагогов, специалистов по профессиональной подготовке.

     Поэтому психодиагностика личности осужденного  и изменений, происходящих с ним  в ходе отбывания наказания является одной из центральных в деятельности пенитенциарных психологов. Характер решаемых задач определяют выбор методов изучения личности, продолжительность процедуры обследования и форму предоставления выявленных личностных особенностей.

     К основным психодиагностическим задачам относятся:

     – первичное изучение личности осужденных с целью разработки программы  их ресоциализации;

     – уточнение диагноза и ориентирование осужденных на исправление;

     – изучение осужденных в процессе отбывания  наказания и проведения терапевтических  мероприятий;

     – обследование осужденных в связи с изменением условий содержания или предстоящим освобождением.

     Большинство тестов не являются специализированными. Они широко используются и в практике пенитенциарных психологов.

     Психодиагностическая  работа с осужденным в пенитенциарном учреждении предусматривает следующие этапы:

     1. На этапе адаптации (2-3- месяца) совпадает с прибытием осужденного в колонию и его пребыванием в карантине. Психолог анализирует жизненный путь и отношение осужденного к окружающему: стремиться выявить жизненные ситуации, объективные и субъективные условия, которые способствовали закреплению асоциальных мотивов поведения, составить предварительные характеристики, разработать методы воздействия на осужденных в целях ресоциализации.

     2. В ходе отбывания наказания. Основной задачей психодиагностики является контроль и уточнение плана ресоциализации осужденного. Осуществляется в основном в виде наблюдения за поведением осужденного в  группе, на производстве, в школе и в других видах деятельности. Психолог ведет свои наблюдения в период бесед, психологических консультаций осужденного, при проведении с ним мероприятий «кризисной интервенции». По распоряжению начальника отделения при решении вопросов смягчения режима, предоставления льгот, переводе в другое учреждение исполнения наказания (например, для проведения с ним психотерапевтических мероприятий) назначается время проведения конференции, для которой психолог очередной раз проводит углубленную диагностику личности осужденного. В среднем это происходит один раз в год или два года, в зависимости от срока исполнения осужденным наказания.

     3. В ходе терапевтических мероприятий. Осуществляется, как правило, в виде наблюдения за поведением осужденного в терапевтической группе, в жилой группе, на производстве, в школе и в других видах деятельности. На еженедельных, а при необходимости и более частых заседаниях сотрудников рабочей команды отделения происходит обмен информацией об изменении осужденных. Обмен информацией о наблюдении за поведением и содержанием бесед является обязательным условием для текущего контроля исходной диагностики и обсуждения хода психотерапии. Эти регулярные сопоставления исходной диагностики и прогресса в терапии являются основой для выработки и применения дальнейших психотерапевтических мероприятий.

     4. Психодиагностика на этапе освобождения. Основной задачей психодиагностики является контроль за выполнением осужденным его личного плана ресоциализации и составление заключения о его потенциальной опасности для общества. Диагностика на этом этапе осуществляется в основном в виде наблюдения за поведением осужденного, в виде сбора экспертных оценок (все сотрудники, находящиеся в контакте с осужденным), в виде личных бесед с осужденным. Выявляются цели, жизненные позиции, планы осужденного. Эффективность и достоверность психологической диагностики осужденных достигается комплексным применением методов и методик [1].

     Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения  задачи ресоциализации к каждому  несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы. Ресоциализация несовершеннолетнего осужденного включает в себя развитие личностных особенностей, которые положительно влияют на процесс социализации. Психодиагностика несовершеннолетних осуждённых укажет на необходимость психологической работы социальных работников с подростками, создание условий для изменения, развития личности, стимулирования их работы над собой. В связи с этим, нами определены такие важные особенности, как: коммуникативная толерантность, ценностно-мотивационная сфера, рефлексия, сформированность смысла жизни.

     Выбор методик обусловлен тем, что на основе полученных данных мы сможем определить уровни сформированности рефлексии и смысла жизни, ценносно-мотивационной сферы, коммуникативной толерантности, копинг-стратегий несовершеннолетних осужденных.

     Уровень развития коммуникативной толерантности  позволит выявить способность подростка принимать различия потребностей, интересов, ценностей других людей, быть терпимым, ответственным за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими. Методики направленные на ценностно-мотивационную сферу осуждённого позволят выявить выразительные особенности данной   сферы  личности подростков. Исследуя ценностно-мотивационную сферу, мы выявим становление системы долговременных социально желаемых мотивов и позитивных жизненных ценностей, способы постановки субъектом «целей развития», принятие им ответственности за стратегические «задачи развития» собственного потенциала. Исследовав методически восприятие смысла жизни, можно будет спрогнозировать, как воспринимает осуждённый подросток процесс своей жизни на данный момент, что позволит провести с ним работу по коррекции отношения к своему будущему, поиску перспектив. Далее необходимо выявить сформированность активных функциональных копинг-стратегий - базисные стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Если копинг-поведение осуждённых подростков не адаптивно, то это даст основу для дальнейшей работы, так как адаптивное функциональное копинг-поведение способствует социальной интеграции и конструктивной адаптации.

     Изучение  рефлексии даст возможность увидеть способности несовершеннолетнего осужденного понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир. Несформированность данных способностей также будет сигналом для дальнейшей работы.

 

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ 

     Перестройка сознания несовершеннолетнего осужденного  – процесс сложный и длительный. Несовершеннолетний осужденный с нежеланием расстается со своими взглядами и  убеждениями, поскольку в таком случае он остается без определенного ориентира в жизни. Поэтому недостаточно разрушить систему ошибочных взглядов и убеждений в сознании несовершеннолетнего осужденного, необходимо предложить ему взамен такую новую систему, которая была бы ему понятна, удовлетворяла бы его, заполнила бы возникший пробел, вызвала бы желание принять ее как свою собственную [17].

     Взгляды и убеждения несовершеннолетнего  осужденного в основном базируются на тех навыках и суждениях, которые  он слепо, наивно и некритически воспринял от других лиц. Поэтому для переубеждения необходимо не только внешнее влияние на несовершеннолетнего осужденного, но и его внутренняя работа, самостоятельное мышление, переоценка нравственных ценностей. Перестройка личности несовершеннолетнего осужденного начинается с того момента, когда он стал сомневаться в правильности собственных взглядов.

     Процесс переубеждения проходит по таким  этапам:

     а) выявление и анализ представлений  и убеждений несовершеннолетнего  осужденного;

     б) раскрытие ошибочности взглядов с целью побуждения несовершеннолетних осужденных к размышлению над их ценностью;

     в) склонение несовершеннолетнего  осужденного к нейтральности  по отношению к своим ошибочным  взглядам и убеждениям;

     г) убеждение несовершеннолетнего  осужденного в необходимости принять предлагаемую программу поведения.

     Перевоспитание, переубеждение достигается путем  рассуждений, дискуссий  по тем или  иным жизненным проблемам, а не простым  разделением взглядов и убеждений на правильные и неправильные [20].

     Общая психологическая подготовка осужденных  является неотъемлемой частью процесса исправления и перевоспитания осужденных и представляет собой метод самого широкого воздействия на личность. В ней принято различать формы индивидуального и группового (коллективного) воздействия.

     1. Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется на отдельную личность с опорой на ее внутренние возможности. Успех такого воздействия зависит от знания воспитателем значимых для осужденного факторов лишения свободы и изменений в сфере ценностных ориентации, его умения преодолевать механизмы «психологической защиты», устанавливать психологический контакт с осужденным и располагать к себе [2].

     В качестве индивидуальных методов воздействия  сотрудников на осужденных в пенитенциарных учреждениях широко распространены методы беседы. Беседы являются важнейшим, а нередко и единственным средством взаимодействия персонала пенитенциарного учреждения и осужденных, особенно в деятельности психолога, социального работника и начальника отряда. Поэтому следует обращать особое внимание на психологическую сторону проведения бесед, на совершенствование приемов, и способов их проведения.

     Беседа  всегда обусловлена особенностями  личности осужденного, поводом беседы, временем и местом ее проведения, ситуацией, складывающейся в ходе беседы [33].

     Психопрофилактическая и психотерапевтическая беседы проводятся по заранее разработанному плану, учитывающему индивидуальные и групповые особенности  осужденных. Вместе с тем в плане  беседы должно найти отражение знакомство осужденных с предстоящими условиями их жизни.

     В планы бесед, проводимых с осужденным в связи с освобождением из ИУ, желательно включать:

  • информацию о порядке освобождения;
  • ознакомление с правилами регистрации;
  • консультации по трудоустройству;
  • вопросы восстановления контактов в семье;
  • где и как продолжить учебу;
  • как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан [33].

     Метод модификации также используется при формировании заданного поведения у осужденных. Модификация поведения (Скиннер, Франк, Вильсон) - это система вознаграждений, обычно применяемых в пенитенциарных учреждениях в соответствии с имеющимися там возможностями. Осужденные «зарабатывают» свои привилегии и, возможно, свою свободу.

Информация о работе Ресоциализация осужденных