Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
Для
осуществления первичной
II блок. Психопросветительская и психопрофилактическая работа
Просветительская работа направлена на обучение осужденных необходимым навыкам и приёмам преодоления трудных жизненных ситуаций, на подготовку их к трудностям жизни на свободе, на распространение необходимых психологических знаний среди осужденных и формирование у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности, на умение грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, на повышение уровня психологической культуры.
Психопрофилактическая работа проводится с целью своевременного предупреждения проблем адаптации к жизни после освобождения, чрезмерных эмоциональных нагрузок, суицидов, межличностных конфликтов, и иных негативных явлений, обусловленных социальными предрассудками общества по отношению к бывшим осужденным.
Возможные темы занятий:
III блок. Психокоррекционная работа
Коррекционная
работа должна быть направлена на компенсацию
внешних и внутренних проблем
несовершеннолетнего с
Психокоррекционные мероприятия проводятся в группе, так как здесь осужденные начинают смотреть на себя «глазами других людей», личные проблемы уже не представляются им чем-то уникальным, приобретается новый опыт доверительного общения, который переносится в повседневную жизнь [17, 18, 19, 20, 21, 22]. По мнению И.В. Вачкова, к преимуществам групповой формы психологической работы относится следующее [23]:
Эффективность психокоррекционной работы во многом определяется правильностью формирования тренинговой группы:
Предлагаемые рекомендации основаны на гуманистическом, но строго структурированном подходе к проведению тренинга. Однако, опытный психолог, длительно работающий с осужденными, учитывая обстановку в группе, может вносить изменения в структуру занятий: исключить некоторые упражнения, увеличить время дискуссии, особенно когда она касается ценностных ориентаций осужденных и их отношения к совершенному преступлению.
Возможные темы занятий:
Работа
над собой и
Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что «сильные стороны» - это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства». Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать «сильные стороны» только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый тренинг.
Цель тренинга: сформировать способности саморазвития, развить навыки самопознания и умения выявлять свои сильные стороны.
Задачи тренинга:
Тренинг
проводится за полгода до освобождения.
Он рассчитан на 4 занятия в течение
одного месяца, продолжительностью 85 –
100 минут. Оптимальное количество участников
тренинга: 10-15 человек.
Занятие 1: Введение
Цель: улучшение навыков взаимодействия, самораскрытие личности перед группой, познание качеств личности.
Необходимые материалы: Ватман, маркеры, скотч, картинки, открытки, игрушки, листы бумаги.
Время проведения: 100 минут
План тренинга:
Занятие 2: Изменение представления других о себе, своих представлений о других людях.
Цель: осознание осужденными потенциала собственных возможностей и необходимости личностного роста для достижения поставленных целей.
Необходимые материалы: визитки с прошлого занятия, дополнительный стул
Время проведения: 85 минут.
План тренинга:
Занятие 3: Качества, которыми я горжусь.
Цель: формирование уважительного отношения к себе; осознание осужденными качеств, способствующих личностному развитию.