Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Для осуществления первичной диагностики  возможно использование следующих  методик:

  • «Шкала коммуникативной толерантности» (В. Бойко)
  • Ценностный опросник (ЦО) (С. Шварц)
  • Ценностные ориентации» (Рокич)
  • Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) (И.Г. Сенин)
  • «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО) (адаптирован Д.А.Леонтьевым)
  • «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)
  • «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.)
  • Проективная методика «Человек под дождем» (Е.Романова, Т.Сытько)
 

     II блок. Психопросветительская и психопрофилактическая работа

     Просветительская  работа направлена на обучение осужденных необходимым навыкам и приёмам преодоления трудных жизненных ситуаций, на подготовку их к трудностям жизни на свободе, на распространение необходимых психологических знаний среди осужденных и формирование у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности, на умение грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, на повышение уровня психологической культуры.

     Психопрофилактическая работа проводится с целью своевременного предупреждения проблем адаптации к жизни после освобождения, чрезмерных эмоциональных нагрузок, суицидов, межличностных конфликтов, и иных негативных явлений, обусловленных социальными предрассудками общества по отношению к бывшим осужденным.

     Возможные темы занятий:

  1. Дорога домой.
  2. Новый образ жизни.
  3. Борьба со стрессом.
  4. Семья, родные, близкие.
 

     III блок. Психокоррекционная работа

     Коррекционная работа должна быть направлена на компенсацию  внешних и внутренних проблем  несовершеннолетнего с использованием и развитием его внутренних и внешних ресурсов. Целью психокоррекционных мероприятий является целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций осужденных; обучение их приёмам и способам саморегуляции и самоконтроля; формирование необходимых навыков и умений в сфере общения (снижение уровня агрессивности, умение выстраивать эффективную коммуникацию); коррекция и развитие системы отношений личности к самой себе: повышение устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

     Психокоррекционные  мероприятия проводятся в группе, так как здесь осужденные начинают смотреть на себя «глазами других людей», личные проблемы уже не представляются им чем-то уникальным, приобретается  новый опыт доверительного общения, который переносится в повседневную жизнь [17, 18, 19, 20, 21, 22]. По мнению И.В. Вачкова, к преимуществам групповой формы психологической работы относится следующее [23]:

  • групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; осужденный избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства;
  • группа отражает общество в миниатюре, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, это дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя;
  • появляется уникальная возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
  • если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то в тренинговой группе можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то;
  • возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания; взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;
  • психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.

     Эффективность психокоррекционной работы во многом определяется правильностью формирования тренинговой группы:

  • небольшая наполняемость – 5-9 человек: при большем количестве уменьшается время на взаимный обмен мнениями, аргументацию своей позиции и эффективность решения задач; при меньшем - уменьшается возможность взаимного обмена опытом;
  • соблюдение принципа добровольности: необходимо провести разъяснительную работу с осужденными и убедить их в необходимости пройти специальную психологическую подготовку; нельзя вовлекать осужденных в такие группы под угрозой дисциплинарных взысканий;
  • учет психического состояния: не включать в группу лиц с явно выраженными психопатическими наклонностями, в состоянии депрессии, или тех, кто под воздействием критики становится чрезмерно агрессивным, либо тревожным;
  • соблюдение неофициального статуса: в группу можно включать представителей всех стратов (уровней), за исключением пренебрегаемых (желательна индивидуальная психокоррекция, направленная на развитие уверенности в себе, укрепление эмоционально-волевой сферы, снижение конформности) и «авторитетов» (их высокий социальный статус в среде осужденных будет сдерживать активность группы, а принятая ими роль «крутой» и волевой личности не позволит раскрыться и признать свои проблемы);
  • разнородный состав группы по совершенным преступлениям: между осужденными за корыстные и насильственные преступления существует определенный антагонизм и они склонны изобличать друг друга, когда обсуждение касается важных жизненных проблем и принципов поведения в обществе, что имеет важное значение в самораскрытии и психокоррекции;
  • учет как криминальной зараженности членов группы (количество и характер совершенных преступлений, рецидивность, отношение к преступлению и степень осознания своей вины): в тренинговую группу не должно входить более 2 – 3 человек с явно выраженной криминальной направленностью, в противном случае тренинг может стать «семинаром по обмену опытом преступной деятельностью»;
  • место проведения занятий: одно и то же помещение, желательно специально оборудованный кабинет психологической разгрузки, или возможны учебный класс, зал библиотеки с наличием кресел или стульев и возможностью поставить их в круг.

     Предлагаемые  рекомендации основаны на гуманистическом, но строго структурированном подходе  к проведению тренинга. Однако, опытный  психолог, длительно работающий с осужденными, учитывая обстановку в группе, может вносить изменения в структуру занятий: исключить некоторые упражнения, увеличить время дискуссии, особенно когда она касается ценностных ориентаций осужденных и их отношения к совершенному преступлению.

     Возможные темы занятий:

  1. Знакомство.
  2. Самопознание.
  3. Поиск изменений.
  4. Снятие напряжения.
  5. Развитие навыков саморегуляции.
  6. Прояснение жизненных ценностей.
  7. Разработка жизненного плана.
  8. Эффективная коммуникация.
  9. Взаимоотношения с родными.
  10. Уверенность в будущем.
  11. Подведение итогов работы.

     Тренинг 1: Тренинг на развитие навыков самопознания и саморазвития.

     Работа  над собой и самосовершенствование  предполагают не только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Есть еще одна более важная сторона  работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого есть свои сильные стороны, но обнаружить их порой оказывается нелегко.

     Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что «сильные стороны» - это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства». Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать «сильные стороны» только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый тренинг.

     Цель  тренинга: сформировать способности саморазвития, развить навыки самопознания и умения выявлять свои  сильные стороны.

     Задачи  тренинга:

  1. Расширение представлений о личностных качествах;
  2. Развитие навыков самоанализа и рефлексии;
  3. Способствовать осознанию себя и своих ценностей;
  4. Улучшение навыков взаимодействия, самораскрытие;
  5. Создание предпосылок для личностного развития.

     Тренинг проводится за полгода до освобождения. Он рассчитан на 4 занятия в течение  одного месяца, продолжительностью 85 – 100 минут. Оптимальное количество участников тренинга: 10-15 человек. 

     Занятие 1: Введение

     Цель: улучшение навыков взаимодействия, самораскрытие личности перед группой, познание качеств личности.

     Необходимые материалы: Ватман, маркеры, скотч, картинки, открытки, игрушки, листы бумаги.

     Время проведения: 100 минут

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов.
  • Оформление визиток
  • Принятие правил
  • «Самопрезентация»
  • «Настройка»
  • «Важные качества»
  • «Снежинка»
  • Дискуссия «Недостатки и достоинства»
  • «Подарок»
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     Занятие 2: Изменение представления других о себе, своих представлений о других людях.

     Цель: осознание осужденными потенциала собственных возможностей и необходимости личностного роста для достижения поставленных целей.

     Необходимые материалы: визитки с прошлого занятия, дополнительный стул

     Время проведения: 85 минут.

     План  тренинга:

  • Введение: оглашение темы тренинга, принятие правил тренинговой группы, обозначение основных проблемных вопросов.
  • «Привет, индивидуальность!»
  • «Угадай»
  • «Скульптура»
  • «Испорченный видеомагнитофон»
  • «Восприятие других людей»
  • Заключение: подведение итогов, осуществление обратной связи.
 

     Занятие 3: Качества, которыми я горжусь.

     Цель: формирование уважительного отношения к себе; осознание осужденными качеств, способствующих личностному развитию.

Информация о работе Ресоциализация осужденных