Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Условиями построения оптимальных адаптационных  технологий являются прогнозирование процесса сопровождения лиц, отбывающих наказание, с учетом его цели, срока, характера преступления, содержания адаптационных мероприятий, конструирование самого процесса отбывания наказания на основе теории и практики, принципах его организации, использование нормативной базы оценки деятельности сотрудников и осужденных. Тогда критериями эффективности разработанной технологии будут - простота, надежность, экономичность, учет уровня образования, степени освоенности технологии и опыта работы сотрудников, которым придется с ней работать. Для анализа результативности программы сопровождения осужденных в период адаптации в учреждении и в процессе пребывания, с учетом этапов, необходимо использование Карты психологического контроля/сопровождения, которая позволяет сопоставить равноценность мер воздействия на осужденного и происходящих с ним изменений. Заполнение карты может осуществляться на основе наблюдения за осужденными, анализа их деятельности, итоговой и промежуточной психодиагностики [13].

     В научной литературе под адаптационными технологиями понимают методы, способы, приемы, обеспечивающие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллективы и новые условия – социальной среды, деятельности, отношений. Актуальность и эффективность их применения обусловлена необходимостью внесения корректив в процесс перевоспитания несовершеннолетних, отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной системы. Разрабатываемые и внедряемые психологами и другими специалистами учреждений пенитенциарной системы адаптационные технологии является эффективной возможностью оказания активного воздействия на все сферы личности осужденных и изменению криминальных установок на социально одобряемые.  

     1.4. Психологическая характеристика личности

     несовершеннолетнего осужденного

     Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями понимается относительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, система представлений о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия [5].

     По  мнению Данилина Е.М., наиболее типичными психологическими состояниями несовершеннолетних осужденных в период нахождения в воспитательной колонии являются ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Следование неформальным традициям, обычаям, нормам и шаблонам поведения закрепляет у них деформированные интересы и ценностные ориентации [16].

     Повседневное  поведение несовершеннолетних отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом [8]. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием разнонаправленных факторов среды ближайшего социального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала воспитательной колонии и семьи [18].

     У несовершеннолетних осужденных зафиксировано  неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению - обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение  друзей или родственников в совершенном преступлении (или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном) [4].

     В исследованиях Романовой Е.А. и Рассказчиковой Е.А. установлено, что несовершеннолетние заключенные хорошо адаптируются в определенных ситуациях (криминогенная среда), и испытывают затруднения в адаптации к социуму. В основном охотно сотрудничают с людьми, но их межличностные контакты носят избирательный характер: хорошо сходятся с одними людьми и хуже с другими. У них может наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе, склонны быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим. То есть, они могут подчинять чувства рассудку. Но при определенных обстоятельствах бывают мягкими, чувствительными по отношению к окружающим, проявляют сочувствие, сопереживание, понимание других людей. Также для них характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится постоянно скрывать свои мысли, чувства. Осужденные склонны принимать некоторые устоявшиеся принципы, взгляды, традиции, но в то же время, способны следовать за новыми идеями, нередко носящие специфический асоциальный характер [33].

     Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.

     Безусловно, все эти переживания, волнения, негативные чувства несовершеннолетних осужденных затрудняют процесс ресоциализации в воспитательной колонии.

     Однако  большое влияние на «перевоспитание» осужденных оказывает и та группа, то окружение, в котором протекает отбывание наказания. Жизнь и деятельность осужденных, как и других людей, проходит в малых группах, знание структуры которых несет информацию, как о самой группе, так и о ее членах. Структура малых групп дает возможность судить о внутригрупповых социально-психологических процессах, происходящих в них.

     Важнейшими  особенностями групповой стратификации  в системе субкультуры осужденных являются следующие: [5, c.129].

     1. Жесткое деление на «своих»  и «чужих», а также однозначное  определение социальных статусов и ролей в группе «своих».

     2. Социальное клеймение: использование  для обозначения принадлежности  правонарушителей к высшим слоям  группы возвышенных терминов, а  к низшим иерархическим группам  – оскорбительных, унижающих человеческую  личность.

     3. Автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы. Чаще невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угрозы остракизма, т.е. потери статуса.

     4. Затрудненная мобильность вверх  и облеченная мобильность вниз. Смена статусов с низших на высшие затруднена, в то время как «потерять» статус очень легко.

     5. Основанием повышения социального  статуса является успешное прохождение  «испытаний», а понижения статуса  – поведение, не соответствующее  социальным ожиданиям группы, т.е.  «законам» преступного мира.

     6. Авторитарность и строгая субординация  в отношении «верхов» и «низов»,  беспощадная эксплуатация и притеснение  «верхами» «низов». Способность  общаться с представителями низших  членов групп, как с рабами, является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической касте.

     7. Наличие у «элиты» уголовного  мира своих «законов», системы  ценностей, привилегий.

     8. Устойчивость статуса при переводе  в другое спецучреждение или  при выходе на свободу. Попытки  избавиться от статуса путем его завышения жестко наказываются, те же, как и попытки пользования «привилегиями» не по статусу.

     Под влиянием ряда факторов определяется статус личности каждого осужденного, для обозначения которого у несовершеннолетних правонарушителей существует свой ряд терминов.

     По  мнению Башкатова И.П. всех несовершеннолетних правонарушителей можно разделить  на пять категорий: [5, c.263]:

     1. «Авторитетные» правонарушители  – так называемые «боссы»,  «паханы»: законодатели правил криминальной  субкультуры; верховные судьи в спорах и конфликтах.

     2. «Борзые»: советники при «боссе»;  толкователи правил криминальной  субкультуры; исполнители требований  правил субкультуры и воли  «боса»

     3. «Пацаны» - средний слой правонарушителей, прошедших прописку и претендующих  на более высокую роль в системе неформальных отношений;

     4. «Чушки», «шестерки» - правонарушители,  еще не прошедшие испытательного  срока. Могут служить объектами  издевательств, если в группе  нет обиженных.

     5. «Обиженные» - правонарушители, служащие  объектом издевательства, выполняющие всю грязную работу. Им присваивают унизительные прозвища «чушек», «обиженных». Объект издевательств со стороны других осужденных, объект сексуального удовлетворения других правонарушителей, исполнитель всей «черной работы».

     Таким образом, сотрудникам специальных воспитательных и исправительных заведений необходимо знание субкультуры групп несовершеннолетних правонарушителей и их психологических особенностей. Это позволит обнаружить аспекты взаимодействия осужденных друг с другом, а значит выбрать для воздействия на них наиболее эффективные средства, что очень важно при сопровождении процесса ресоциализации. 

     1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы 

     Типичным  состоянием в месте лишения свободы  является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость [18].

     Изменение психических состояний связано  с определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного:

     1. Период адаптации, привыкания  к новым условиям жизни, который  длится первые три - четыре  месяца. В этот период особенно  остро ощущается ограничение  потребностей, изменение имеющегося стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это наоборот выражается в состоянии подавленности и угнетенности.

     Специфические психические состояния, вызванные  фактом лишения свободы, особенно полно  проявляются в первое время и  вызываются процессом ломки ранее  сложившегося стереотипа жизни, который  всегда имеет место под влиянием режима ИУ. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпение и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания. Психология осужденного на начальной стадии пребывания в ИУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к отсутствию необходимой сдержанности по отношению к возникающим ситуациям.

     На  данном этапе отбывания наказания  у сотрудников воспитательной колонии появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый. Для этого им необходимо сломать стереотип «правонарушитель» в глазах подростка, также должна быть развенчена вся атрибутика криминальной субкультуры, которая оказывала влияние на подростка до попадания в колонию.

     2. Период появления, развития интересов  в новых условиях жизни. Этот  период связан с появлением  и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих и повышающих психическую активность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям, могут быть самыми различными: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление широкого круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствует изменению психологии осужденного. На данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации.

     3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс перевоспитания невозможен без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения. На данном этапе возможно формирование у осужденных новой, социально одобряемой системы установок, ценностей, потребностно-мотивационной сферы. Сотрудникам воспитальной колонии необходимо вовлекать подростков в общественно-полезный труд, что способствует формированию самосознания, самовоспитания.

Информация о работе Ресоциализация осужденных