Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
Условиями построения оптимальных адаптационных технологий являются прогнозирование процесса сопровождения лиц, отбывающих наказание, с учетом его цели, срока, характера преступления, содержания адаптационных мероприятий, конструирование самого процесса отбывания наказания на основе теории и практики, принципах его организации, использование нормативной базы оценки деятельности сотрудников и осужденных. Тогда критериями эффективности разработанной технологии будут - простота, надежность, экономичность, учет уровня образования, степени освоенности технологии и опыта работы сотрудников, которым придется с ней работать. Для анализа результативности программы сопровождения осужденных в период адаптации в учреждении и в процессе пребывания, с учетом этапов, необходимо использование Карты психологического контроля/сопровождения, которая позволяет сопоставить равноценность мер воздействия на осужденного и происходящих с ним изменений. Заполнение карты может осуществляться на основе наблюдения за осужденными, анализа их деятельности, итоговой и промежуточной психодиагностики [13].
В
научной литературе под адаптационными
технологиями понимают методы, способы,
приемы, обеспечивающие воспроизводство
процессов включения личности в группы,
коллективы и новые условия – социальной
среды, деятельности, отношений. Актуальность
и эффективность их применения обусловлена
необходимостью внесения корректив в
процесс перевоспитания несовершеннолетних,
отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной
системы. Разрабатываемые и внедряемые
психологами и другими специалистами
учреждений пенитенциарной системы адаптационные
технологии является эффективной возможностью
оказания активного воздействия на все
сферы личности осужденных и изменению
криминальных установок на социально
одобряемые.
1.4. Психологическая характеристика личности
несовершеннолетнего осужденного
По мнению Данилина Е.М., наиболее типичными психологическими состояниями несовершеннолетних осужденных в период нахождения в воспитательной колонии являются ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Следование неформальным традициям, обычаям, нормам и шаблонам поведения закрепляет у них деформированные интересы и ценностные ориентации [16].
Повседневное поведение несовершеннолетних отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом [8]. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием разнонаправленных факторов среды ближайшего социального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала воспитательной колонии и семьи [18].
У несовершеннолетних осужденных зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению - обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение друзей или родственников в совершенном преступлении (или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном) [4].
В исследованиях Романовой Е.А. и Рассказчиковой Е.А. установлено, что несовершеннолетние заключенные хорошо адаптируются в определенных ситуациях (криминогенная среда), и испытывают затруднения в адаптации к социуму. В основном охотно сотрудничают с людьми, но их межличностные контакты носят избирательный характер: хорошо сходятся с одними людьми и хуже с другими. У них может наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе, склонны быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим. То есть, они могут подчинять чувства рассудку. Но при определенных обстоятельствах бывают мягкими, чувствительными по отношению к окружающим, проявляют сочувствие, сопереживание, понимание других людей. Также для них характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится постоянно скрывать свои мысли, чувства. Осужденные склонны принимать некоторые устоявшиеся принципы, взгляды, традиции, но в то же время, способны следовать за новыми идеями, нередко носящие специфический асоциальный характер [33].
Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.
Безусловно, все эти переживания, волнения, негативные чувства несовершеннолетних осужденных затрудняют процесс ресоциализации в воспитательной колонии.
Однако большое влияние на «перевоспитание» осужденных оказывает и та группа, то окружение, в котором протекает отбывание наказания. Жизнь и деятельность осужденных, как и других людей, проходит в малых группах, знание структуры которых несет информацию, как о самой группе, так и о ее членах. Структура малых групп дает возможность судить о внутригрупповых социально-психологических процессах, происходящих в них.
Важнейшими
особенностями групповой
1.
Жесткое деление на «своих»
и «чужих», а также
2.
Социальное клеймение:
3. Автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы. Чаще невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угрозы остракизма, т.е. потери статуса.
4.
Затрудненная мобильность
5.
Основанием повышения
6.
Авторитарность и строгая
7. Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, привилегий.
8.
Устойчивость статуса при
Под влиянием ряда факторов определяется статус личности каждого осужденного, для обозначения которого у несовершеннолетних правонарушителей существует свой ряд терминов.
По мнению Башкатова И.П. всех несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на пять категорий: [5, c.263]:
1.
«Авторитетные»
2.
«Борзые»: советники при «боссе»;
толкователи правил
3.
«Пацаны» - средний слой правонарушителей,
прошедших прописку и
4.
«Чушки», «шестерки» - правонарушители,
еще не прошедшие
5. «Обиженные» - правонарушители, служащие объектом издевательства, выполняющие всю грязную работу. Им присваивают унизительные прозвища «чушек», «обиженных». Объект издевательств со стороны других осужденных, объект сексуального удовлетворения других правонарушителей, исполнитель всей «черной работы».
Таким
образом, сотрудникам специальных воспитательных
и исправительных заведений необходимо
знание субкультуры групп несовершеннолетних
правонарушителей и их психологических
особенностей. Это позволит обнаружить
аспекты взаимодействия осужденных друг
с другом, а значит выбрать для воздействия
на них наиболее эффективные средства,
что очень важно при сопровождении процесса
ресоциализации.
1.5.
Периоды нахождения
в местах лишения свободы
Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость [18].
Изменение
психических состояний связано
с определенными периодами
1.
Период адаптации, привыкания
к новым условиям жизни,
Специфические психические состояния, вызванные фактом лишения свободы, особенно полно проявляются в первое время и вызываются процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, который всегда имеет место под влиянием режима ИУ. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпение и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания. Психология осужденного на начальной стадии пребывания в ИУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к отсутствию необходимой сдержанности по отношению к возникающим ситуациям.
На данном этапе отбывания наказания у сотрудников воспитательной колонии появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый. Для этого им необходимо сломать стереотип «правонарушитель» в глазах подростка, также должна быть развенчена вся атрибутика криминальной субкультуры, которая оказывала влияние на подростка до попадания в колонию.
2.
Период появления, развития
3.
Период сочетания внешнего