Ресоциализация осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа

Описание работы

Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного

1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Работа содержит 1 файл

Проект РесоциАлизация осужденных-2 5.01.2012.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

     Психологическое сопровождение 

     ресоциализации несовершеннолетних осужденных

     на  разных этапах отбывания наказания

Леус  Э.В. 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

    1.1. Определение  понятия ресоциализации в психологии

    1.2. Обоснование  применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе

    1.3. Основные  этапы и принципы ресоциализации  несовершеннолетних правонарушителей

    1.4. Психологическая  характеристика личности несовершеннолетнего  осужденного

    1.5. Периоды  нахождения в местах лишения свободы

Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ  В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»

Заключение

Литература 
 

     Согласно  разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].

     Отбывание наказания в виде лишения свободы  сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.

     Поэтому процесс подготовки осужденных к освобождению и возврата их в гражданское общество является важным направлением в деятельности исправительных учреждений. Реализация программ психологического сопровождения осужденных по подготовке к освобождению имеет целью помощь освобождающимся в ориентации в новых условиях жизни, в формировании навыков успешного разрешения проблем, связанных с освобождением, направлена на предупреждение развития кризисных состояний личности и снижение уровня рецидивной преступности. Таким образом, в публикации рассмотрены особенности процесса ресоциализации личности несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в исправительных учреждениях закрытого типа. Обосновано использование социально-психологических адаптационных технологий и программ психологического сопровождения для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 

1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии 

     Условием  успешной ресоциализации является наличие социального опыта, полученного при взаимодействии со значимыми в течение жизни людьми. Вторичная социализация близка по значению к ресоциализации, но опирается на первичные интернализации, которые позволяют внешним социально принятым видам общения и деятельности принять форму внутренних характеристик личности посредством усвоения через нормы, ценности, установки и представления; в ней настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация осужденных не предполагает согласованности с прошлым - здесь оно существенно изменяется, чтобы соответствовать нынешней реальности. Основанием для ресоциализации является имеющаяся социальная ситуация отбывания наказания в условиях ИУ. Ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности в условиях, направленных на исправление оступившейся личности, или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях.

     В определении содержания понятия  «ресоциализация» существуют разные точки  зрения. Так, Еникеев М.И. под ресоциализацией понимал восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения [11]. Савардунова В.Н. рассматривала ресоциализацию как процесс усвоения осужденными общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных навыков и привычек поведения [27]. Пищелко А.В. и Сочивко Д.В. рассматривают ресоциализацию, как педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь [23].

     По  Гидденсу Э., ресоциализация – это вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде [9]. По Бергеру П. и Лукману Т., крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация), тогда процессы ресоциализации по содержанию становятся похожи на первичную социализацию, так как позволяют с учетом новых диспозиций рассматривать имеющуюся реальность [6].

     По  мнению Астемирова З.А., ресоциализация может отождествляться с перевоспитанием [3]. Шмаров И.В. рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.

     Термин  «ресоциализация» не является синонимом  понятий: «социализация», «исправление», «реабилитация», «социальная адаптация» и, являясь комплексным процессом, может включать их при необходимости в конкретной ситуации с привлечением соответствующих субъектов.

     Введение  термина «ресоциализация» в нормативный  и научный оборот обосновано следующим: постановка в качестве цели или задачи работы с несовершеннолетними осужденными в отдельных нормативных актах, концепциях, материалах судебной практики; постановка в качестве цели деятельности ВК и УИИ; неопределенность понимания практическими работниками и др. обстоятельствами.

     Многообразие  сложившихся точек зрения на определение  понятия «ресоциализация» можно  свести к двум основным подходам: понимание  ресоциализации в широком и узком смыслах.

     Ресоциализация  в широком смысле отражает государственную систему реагирования на преступное поведение, являясь государственной целью в отношении осужденных, и представляет собой целенаправленный процесс, реализуемый посредством государственно-правовых мер, направленных на формирование (создание и функционирование) устойчивой, разнообразной, эффективно функционирующей системы институтов, осуществляющих ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей (в том числе и осужденных).

     Определяется, что ресоциализация в узком смысле – это целенаправленный процесс восстановления и (или) приобретения социальных ценностей, норм, знаний, опыта, способностей, а также создания условий, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности (задача-максимум) [28].

     Таким образом, в нашей работе мы будем опираться на определение ресоциализации Садовниковой М.Н., которое указано выше.  

1.2. Обоснование применения адаптационных технологий

психологического  сопровождения в  пенитенциарной системе 

     В контексте реалий современного общества, испытывающего потрясения и переживающего  кризисы, подверженного повышенной криминализации, преступность, как социальное явление, в настоящее время не может быть искоренима, в связи с чем остается актуальной проблема содержания исправительных учреждений - мест, в которых отбывают наказания лица, осужденные к лишению свободы - исправительных колоний и воспитательных колоний для несовершеннолетних, тюрем, лечебных исправительных учреждений, которые в свою очередь призваны осуществлять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе его отбывания, содействовать подготовке к условиям жизни после освобождения. Кроме того, исправительные учреждения (ИУ) - это органы государства, входящие в уголовно-исполнительную систему, на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» возложена организация исправления осужденных, предупреждения с их стороны новых преступлений, обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального обучения, охрана здоровья [3].

     По  числу исправительных учреждений среди  субъектов РФ первое место занимает Пермская область - 51 колония и СИЗО, далее Свердловская область - 48 учреждений, и Красноярский край - 40. Наибольшая плотность уголовно-исправительной системы отмечена в Москве - 7,27 учреждения на 1000 кв. км, далее Санкт-Петербург - 2,03 и Адыгея - 1,05. По количеству заключенных на первом месте находится Красноярский край - 33,3 тыс., далее Кемеровская область - 29,6 тыс., Челябинская - 27,1 тыс. В шести субъектах РФ (Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский АО и Ингушетия) вообще нет учреждений исполнения наказания и региональных служб ФСИН [4]. В состав УФСИН по Архангельской области входят 26 учреждений, исполняющих наказания, в том числе 19 исправительных колоний. В настоящее время в подразделениях УФСИН содержится около 13 тысяч человек. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 4616 человек, осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы, из них 167 несовершеннолетних [5].

     Изоляция  лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления  в исправительное учреждение, которое  в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания  данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в соответствие с Уголовным кодексом, вид ИУ и степень изоляции с учетом характера и тяжести совершенного преступления, пола, возраста и других обстоятельств. Деятельность ИУ основана на строгом соблюдении законов, гарантий защиты от жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; обеспечивает раздельное содержание лиц мужского и женского пола, взрослых и несовершеннолетних, впервые осужденных и рецидивистов [2, 6].

     Ситуация  лишения свободы влияет на физическое и психическое состояние осужденных и определяется неблагоприятной социальной ситуацией пребывания в изоляции от общества, ограниченностью индивидуального пространства и круга общения, сенсорной и сексуальной депривацией, особыми способами общения с персоналом и сотрудниками ИУ. При этом, по мнению М.И. Еникеева, важные в структуре ресоциализации осужденного чувство стыда, совести, личного достоинства не только не культивируются, но и существенно атрофируются [7].

     Социально-психологическая  адаптация - это процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала, который представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования. Адаптация в пенитенциарной системе рассматривается на всех этапах отбывания наказания: при поступлении в ИУ – усвоение норм и правил, на основном этапе – к длительному пребыванию в изменившейся социальной ситуации, на этапе, предшествующем освобождению – к новым условиям жизни на свободе.

     Исполнение  наказаний в виде лишения свободы  подразумевает комплексный научно-практический подход, противоречиво трактующий сам  процесс. Исправительные учреждения призваны исполнять наказания в условиях ограничения свободы и принудительного режима, при этом четко регламентируется поведение осужденных, характер и виды их деятельности, способы и рамки коррекционных воздействий, что становится одним из основных способов ресоциализации личности осужденного, профилактики рецидивной преступности подготовки к предстоящей жизни после освобождения. Исправление осужденных осуществляется в особой среде, характер взаимоотношений членов которой обусловлен наличием специфической своеобразной субкультуры, зачастую ориентированой на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания и потому является главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений. 

Информация о работе Ресоциализация осужденных