Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, научная работа
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение понятия ресоциализации в психологии
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий психологического сопровождения в пенитенциарной системе
1.3. Основные этапы и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
1.4. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
Психологическое сопровождение
ресоциализации несовершеннолетних осужденных
на разных этапах отбывания наказания
Леус
Э.В.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Определение
понятия ресоциализации в
1.2. Обоснование
применения адаптационных
1.3. Основные
этапы и принципы
1.4. Психологическая
характеристика личности
1.5. Периоды нахождения в местах лишения свободы
Глава 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Глава 4. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Программа психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных «Шаг в будущее»
Заключение
Литература
Согласно разделам II и IV Приказа Минюста от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении (ИУ), включает в себя занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению», которые начинаются не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы, что связано с общей подготовкой к освобождению, указанной в ст.180 УИК РФ [1, 2].
Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из ИУ. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого.
Поэтому процесс подготовки осужденных к освобождению и возврата их в гражданское общество является важным направлением в деятельности исправительных учреждений. Реализация программ психологического сопровождения осужденных по подготовке к освобождению имеет целью помощь освобождающимся в ориентации в новых условиях жизни, в формировании навыков успешного разрешения проблем, связанных с освобождением, направлена на предупреждение развития кризисных состояний личности и снижение уровня рецидивной преступности. Таким образом, в публикации рассмотрены особенности процесса ресоциализации личности несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в исправительных учреждениях закрытого типа. Обосновано использование социально-психологических адаптационных технологий и программ психологического сопровождения для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1.
Определение понятия
ресоциализации в психологии
Условием успешной ресоциализации является наличие социального опыта, полученного при взаимодействии со значимыми в течение жизни людьми. Вторичная социализация близка по значению к ресоциализации, но опирается на первичные интернализации, которые позволяют внешним социально принятым видам общения и деятельности принять форму внутренних характеристик личности посредством усвоения через нормы, ценности, установки и представления; в ней настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация осужденных не предполагает согласованности с прошлым - здесь оно существенно изменяется, чтобы соответствовать нынешней реальности. Основанием для ресоциализации является имеющаяся социальная ситуация отбывания наказания в условиях ИУ. Ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности в условиях, направленных на исправление оступившейся личности, или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях.
В определении содержания понятия «ресоциализация» существуют разные точки зрения. Так, Еникеев М.И. под ресоциализацией понимал восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения [11]. Савардунова В.Н. рассматривала ресоциализацию как процесс усвоения осужденными общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных навыков и привычек поведения [27]. Пищелко А.В. и Сочивко Д.В. рассматривают ресоциализацию, как педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь [23].
По Гидденсу Э., ресоциализация – это вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде [9]. По Бергеру П. и Лукману Т., крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация), тогда процессы ресоциализации по содержанию становятся похожи на первичную социализацию, так как позволяют с учетом новых диспозиций рассматривать имеющуюся реальность [6].
По мнению Астемирова З.А., ресоциализация может отождествляться с перевоспитанием [3]. Шмаров И.В. рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.
Термин «ресоциализация» не является синонимом понятий: «социализация», «исправление», «реабилитация», «социальная адаптация» и, являясь комплексным процессом, может включать их при необходимости в конкретной ситуации с привлечением соответствующих субъектов.
Введение термина «ресоциализация» в нормативный и научный оборот обосновано следующим: постановка в качестве цели или задачи работы с несовершеннолетними осужденными в отдельных нормативных актах, концепциях, материалах судебной практики; постановка в качестве цели деятельности ВК и УИИ; неопределенность понимания практическими работниками и др. обстоятельствами.
Многообразие сложившихся точек зрения на определение понятия «ресоциализация» можно свести к двум основным подходам: понимание ресоциализации в широком и узком смыслах.
Ресоциализация в широком смысле отражает государственную систему реагирования на преступное поведение, являясь государственной целью в отношении осужденных, и представляет собой целенаправленный процесс, реализуемый посредством государственно-правовых мер, направленных на формирование (создание и функционирование) устойчивой, разнообразной, эффективно функционирующей системы институтов, осуществляющих ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей (в том числе и осужденных).
Определяется, что ресоциализация в узком смысле – это целенаправленный процесс восстановления и (или) приобретения социальных ценностей, норм, знаний, опыта, способностей, а также создания условий, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности (задача-максимум) [28].
Таким
образом, в нашей работе мы будем
опираться на определение ресоциализации
Садовниковой М.Н., которое указано выше.
1.2. Обоснование применения адаптационных технологий
психологического
сопровождения в
пенитенциарной системе
В контексте реалий современного общества, испытывающего потрясения и переживающего кризисы, подверженного повышенной криминализации, преступность, как социальное явление, в настоящее время не может быть искоренима, в связи с чем остается актуальной проблема содержания исправительных учреждений - мест, в которых отбывают наказания лица, осужденные к лишению свободы - исправительных колоний и воспитательных колоний для несовершеннолетних, тюрем, лечебных исправительных учреждений, которые в свою очередь призваны осуществлять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе его отбывания, содействовать подготовке к условиям жизни после освобождения. Кроме того, исправительные учреждения (ИУ) - это органы государства, входящие в уголовно-исполнительную систему, на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» возложена организация исправления осужденных, предупреждения с их стороны новых преступлений, обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального обучения, охрана здоровья [3].
По
числу исправительных учреждений среди
субъектов РФ первое место занимает
Пермская область - 51 колония и СИЗО,
далее Свердловская область - 48 учреждений,
и Красноярский край - 40. Наибольшая
плотность уголовно-
Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в соответствие с Уголовным кодексом, вид ИУ и степень изоляции с учетом характера и тяжести совершенного преступления, пола, возраста и других обстоятельств. Деятельность ИУ основана на строгом соблюдении законов, гарантий защиты от жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; обеспечивает раздельное содержание лиц мужского и женского пола, взрослых и несовершеннолетних, впервые осужденных и рецидивистов [2, 6].
Ситуация лишения свободы влияет на физическое и психическое состояние осужденных и определяется неблагоприятной социальной ситуацией пребывания в изоляции от общества, ограниченностью индивидуального пространства и круга общения, сенсорной и сексуальной депривацией, особыми способами общения с персоналом и сотрудниками ИУ. При этом, по мнению М.И. Еникеева, важные в структуре ресоциализации осужденного чувство стыда, совести, личного достоинства не только не культивируются, но и существенно атрофируются [7].
Социально-
Исполнение
наказаний в виде лишения свободы
подразумевает комплексный