Развитие творческого воображения дошкольников через восприятие музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки.
Поставленную цель можно реализовать через решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ психических процессов: воображения и восприятия.
2. Изучить возможности развития у детей творческого воображения.
3. Выявить условия и средства для проявления творческого воображения в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Восприятие и воображение как психические процессы……………...
2. Воображение как основа творческой деятельности………………….
3. Взаимосвязь музыкального мышления и воображения
дошкольников…………………………………………………………...
4. Выразительность музыки как средство развития творческого
воображения…………………………………………………………….
5. Проявление творческого воображения детей в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………….
5.1. Песенное творчество………………………………………………..
5.2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество……………….
5.3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

музыка.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

 

Развитие творческого  воображения детей дошкольного  возраста через восприятие музыки

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

  1. Восприятие и воображение как психические процессы……………...
  2. Воображение как основа творческой деятельности………………….
  3. Взаимосвязь музыкального мышления и воображения

дошкольников…………………………………………………………...

  1. Выразительность музыки как средство развития творческого

воображения…………………………………………………………….

  1. Проявление творческого воображения детей в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………….
    1. Песенное творчество………………………………………………..
    2. Музыкально-игровое и  танцевальное творчество……………….
    3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах………..

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………... 
3

6

9

 

11

 

13

 

15

 – 

17

19

22

23

 

 

 

 

Введение

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного  мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное  развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается воображение, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Отсутствие полноценных  впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Доказано, что музыка имеет  возможность воздействовать на ребенка  на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для  последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть,  уже  формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на  характер музыки. Важно  уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные  впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных  видов музыкальной деятельности: восприятия музыки, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных  впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все  музыкальные проявления детей. Также и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

При восприятии музыки у  человека возникают музыкальные  и внемузыкальные представления, активна  деятельность воображения. Воображение  обогащает все творческие проявления детей.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Творчество ребенка понимается как создание значимого для себя собственного нового продукта – сюжетной игры, пляски-импровизации, мелодии  песни; придумывание к известному неизвестных деталей (инсценирование сюжетов песен, образные упражнения, этюды); проявление инициативы в средствах изображения образов; создание новых ситуаций и самих музыкальных образов. При этом особенно значимо положительное отношение педагога к детской творческой инициативе.

Н.А. Ветлугина в своих  исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения  детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие –  это накопление исполнительства. В  процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные  способности, дети приобретают необходимые  умения, навыки, знания, для того, чтобы  иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Были определены этапы  развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующих освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).

Цель данной работы – изучение литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки.

Поставленную цель можно  реализовать через решение следующих задач:

    1. Провести теоретический анализ психических процессов: воображения и восприятия.
    2. Изучить возможности развития у детей творческого воображения.
    3. Выявить условия и средства для проявления творческого воображения в различных видах музыкальной деятельности.

 

      1. Восприятие и воображение как психические процессы

Мы видим находящийся  за окном пейзаж, слышим музыку и  человеческую речь, улавливаем запах  цветущей сирени – все это разные виды восприятия. Восприятием называют отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на наши органы чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. В ходе восприятия мы получаем сведения о внешних свойствах предметов и явлений – их форме, величине, цвете, фактуре, запахе, вкусе, звучании – и по этим свойствам узнаем сами предметы и явления.

Восприятие – не пассивное  отражение действительности. Это  процесс активный. Результатом действий восприятия являются образы предметов, их внешних свойств. Их полнота, детальность, четкость и, главное, правильность зависят  от того, насколько успешно выполняются  действия восприятия, насколько хорошо человек ими владеет [1, с. 163].

В отличие от восприятия воображение служит человеку не только для познания мира, но и для его  преобразования, т.е. для творчества в разных областях жизни и деятельности. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.

Воображение включает  несколько  видов, различающихся по их роли в  жизни и деятельности людей. Различаются  пассивное и активное воображение.

Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости  от характера этих задач оно делится  на воссоздающее и творческое.

Задача воссоздающего  воображения состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению  или словесному описанию.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярком виде творческое воображение проявляется в труде изобретателей, ученых, художников, писателей, музыкантов. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку в любом виде труда. Так, например, воспитатель при его помощи представляет себе, как он проведет с детьми новое занятие, как организует новую игру.

В творческом воображении  мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед  собой, и различаются эти представления  по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений  творческого воображения – это  степень их новизны, непохожести  на то, что уже было известно, а  реалистичность определяется тем, насколько  представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются  для творческого воображения  и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения  нельзя оценить сами по себе, вне  той деятельности, которую они  обслуживают. Так для изобретателя, архитектора, ученого наиболее значима  реалистичность представлений, возможность  воплотить их в жизнь или подтвердить  в ходе дальнейших исследований. Для  писателя же, художника или композитора  решающее значение имеют оригинальность и яркость представлений, реалистичность же в некоторых случаях, например при создании сказок, фантастических произведений, может и вовсе не соблюдаться [1, с. 176].

Воображение больше, чем  другие познавательные психические  процессы, связано с чувствами  человека. Можно хладнокровно, бесстрастно  воспринимать, думать, но нельзя хладнокровно воображать. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых  мощных источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные события. Это – очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значение могут иметь для нас те или иные обстоятельства.

Образы фантазии формируются  с участием других познавательных процессов. В то же время воображение благодаря  своей роли в целеполагании, обусловливает  их протекание.

Чем сложнее предмет, тем  в большей степени в его  восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без  воображения практически невозможно.

Будучи атрибутом всякой деятельности, в особенности творческой, воображение находится под сильным  влиянием эмоций. Одним из проявления этого влияния считается вдохновение  – особый подъем душевных и духовных сил человека. И.Е. Репин считал вдохновение  наградой за каторжный труд, а П.И. Чайковский назвал его гостьей, которая  не любит посещать ленивых.

 

      1. Воображение как основа творческой деятельности

Творческой деятельностью  мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто  новое, все равно будет ли это  созданное творческой деятельностью  какой-нибудь вещью внешнего мира или  известным построением ума или  чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [3, с. 3].

 В поведении человека  можно различить  два основных  вида деятельности. Один вид можно  назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он теснейшим образом связан с памятью человека; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Сохранение в памяти человека его прежнего опыта имеет огромное значение для всей его жизни, значительно  облегчает его приспособление к  окружающему миру, создавая и вырабатывая  постоянные привычки, повторяющиеся  в одинаковых условиях.

Кроме воспроизводящей деятельности в поведении человека существует и другой вид деятельности: это  комбинирующая или творческая деятельность. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [3, с. 5].

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности  нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников через восприятие музыки