Развитие музыкального творчества дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Содержание

Музыкальное творчество дошкольников…………………………………………..……..3 стр.
Значение развития музыкального творчества дошкольников…………………………...5 стр.
Музыкальное творчество как средство активизации воображения дошкольников............................................................................................................................................7 стр.
Виды и этапы развития детского музыкального творчества дошкольников……………………………………....................................................................................9 стр.
Изучение детского музыкального творчества. Труды учёных…………………………11 стр.
Конспект музыкального занятия с применением вокального, танцевального, игрового творчества………………………………………………………………………………………13 стр.
Список используемой литературы………………………………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 325.05 Кб (Скачать)

План:

 

  1. Музыкальное творчество дошкольников…………………………………………..……..3 стр.
  2. Значение развития музыкального творчества дошкольников…………………………...5 стр.
  3. Музыкальное творчество как средство активизации воображения дошкольников............................................................................................................................................7 стр.
  4. Виды и этапы развития детского музыкального творчества дошкольников……………………………………....................................................................................9 стр.
  5. Изучение детского музыкального творчества. Труды учёных…………………………11 стр.
  6. Конспект музыкального занятия с применением вокального, танцевального, игрового творчества………………………………………………………………………………………13 стр.
  7. Список используемой литературы………………………………………………………15 стр.

 

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Музыкальное творчество дошкольников

Детское музыкальное творчество  - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех  видах музыкальной деятельности:  пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.         

 Дети любят инсценировать  песни, придумывать движения к  хороводам. В этом им помогает  литературный текст и характер  музыки. Если взрослый не показывает  готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.     

 Также дошкольники  способны сочинить простейшие  ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать  на заданную тему на детских  музыкальных инструментах («Сыграй  «дождик» на металлофоне или  треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).

Воображение ребёнка развивается  по мере его взросления и приближения  к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.

И музыкальное восприятие, и исполнение музыки — есть процессы творческие. Но интересно, способен ли дошкольник к продуктивному творчеству?

Сегодня уже не требует  дополнительных доказательств тот  факт, что у дошкольника художественная деятельность имеет место во всех своих формах: «Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения. Они импровизируют попевки, танцы, воплощая свои замыслы в рисунках, лепке. А это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картины, то есть они проявляют большой интерес к восприятию искусства» (Ветлугина Н.)

Исследования, проводимые Н. А. Ветлугиной и ее учениками, убедительно  доказали, что во всех видах музыкальной  деятельности — пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах — дети могут сочинять оригинальные импровизации. Художественная деятельность в дошкольном возрасте не может быть полноценной, если ее развитие ограничивается формированием художественного восприятия и исполнения. Для общего художественного развития ребенка, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность.

Петь, танцевать, играть на музыкальном  инструменте, импровизировать и  сочинять новые мелодии любят многие дети, независимо от их возраста. Ведь творчество заложено в самой природе человека.

«Под творческой деятельностью  детей понимается не столько сам  предметный результат, то есть детские  произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и  навыков эстетического художественного  восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному  самовыражению», — отмечает Н.А.Ветлугина

Сами попытки ребенка  к созиданию, к продуктивному  самовыражению уже есть творчество. Дошкольнику всегда интересен процесс, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.

Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет  одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных  способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, образное мышление.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

    Детское  музыкальное   творчество   по   своей   природе   синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной  деятельности: в  пении,  ритмике,  игре  на  детских музыкальных  инструментах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение развития музыкального творчества дошкольников

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, индивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный  руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных  образов, контрастных между собой. В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст п пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, ганцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют  внимание детей на необходимости  передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Рекомендуется подобные задания  давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое  звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы  в музыке слышались волшебные  легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие  по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда  становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно  —шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование  помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Импровизации на музыкальных  инструментах в самостоятельной  деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодий по слуху.

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.

Характер руководства  педагога инструментальным творчеством  зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и  в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает  условия для них, поддерживает желание  музицировать, отмечает удачно найденные  мелодические интонации, просит сыграть  их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку  запомнить наиболее удачную мелодию, сочиненную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих  и обогащающих творческие проявления детей,—аранжировка наиболее удачных  сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодии.

Звучание придуманной  ребенком мелодии с аккомпанементом, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей, стимулирует творчество.

Интересно также инструментовать  мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Мелодию может играть сам  «автор» вместе с другими детьми. Гармоническую основу создает фортепианное сопровождение, сочиненное взрослым, ритм и характер подчеркивают ударные  инструменты.

Исполнение оркестром  сочиненных детьми мелодий побуждает  к коллективному творчеству, прививает интерес к музицированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Музыкальное творчество как средство активизации воображения дошкольников

Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет  одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных  способностей, знаний и умений. Важнейшую  роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С. Станиславский  назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.

     Самое главное  — чтобы дети не теряли интереса  к музыкальной деятельности. Все  упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Слова Д.Б. Кабалевского о том, что на уроках музыки в школе не должно существовать никаких правил и упражнений, требующих многократных повторений, можно отнести и к занятиям с детьми дошкольного возраста.

Информация о работе Развитие музыкального творчества дошкольников