Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:11, реферат
Цель данной работы – изучение литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки.
Поставленную цель можно реализовать через решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ психических процессов: воображения и восприятия.
2. Изучить возможности развития у детей творческого воображения.
3. Выявить условия и средства для проявления творческого воображения в различных видах музыкальной деятельности.
Введение…………………………………………………………………….
1. Восприятие и воображение как психические процессы……………...
2. Воображение как основа творческой деятельности………………….
3. Взаимосвязь музыкального мышления и воображения
дошкольников…………………………………………………………...
4. Выразительность музыки как средство развития творческого
воображения…………………………………………………………….
5. Проявление творческого воображения детей в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………….
5.1. Песенное творчество………………………………………………..
5.2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество……………….
5.3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...
Педагог должен особо позаботиться
о создании благоприятных условий
для обучения. Полноценное творчество
ребенка в ритмике возможно только
в том случае, если его жизненный
опыт, в частности музыкально-
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий – народные.
Вместе с тем детям предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы.
Инструментальное творчество
детей, как правило, проявляется
в импровизациях, т.е. сочинении во
время игры на инструменте, непосредственном,
сиюминутном выражении
Успешность в инструментальном творчестве невозможно без владения элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.
На музыкальных занятиях педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит их с выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
На занятиях музыкальный
руководитель дает детям творческие
задания различной степени
При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодии. В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:
Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.
Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение детей поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами [4, с. 138].
Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня, с ветром и громом, когда становится темно и страшно.
Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно – шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт – с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.
Заключение
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
Для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей в различных видах музыкальной деятельности
Кроме того, для успешности музыкального творчества у детей необходимо развивать ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности.
Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.
Педагогический вывод, который можно сделать на основании выше изложенного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Список литературы
Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников через восприятие музыки