Развитие творческого воображения дошкольников через восприятие музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки.
Поставленную цель можно реализовать через решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ психических процессов: воображения и восприятия.
2. Изучить возможности развития у детей творческого воображения.
3. Выявить условия и средства для проявления творческого воображения в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Восприятие и воображение как психические процессы……………...
2. Воображение как основа творческой деятельности………………….
3. Взаимосвязь музыкального мышления и воображения
дошкольников…………………………………………………………...
4. Выразительность музыки как средство развития творческого
воображения…………………………………………………………….
5. Проявление творческого воображения детей в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………….
5.1. Песенное творчество………………………………………………..
5.2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество……………….
5.3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

музыка.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий  для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный  опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение  данного вида деятельности в детском  саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев [4, с. 133].

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий – народные.

Вместе с тем детям  предлагают и классическую, и современную  музыку, чтобы постоянно обогащались  их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог  должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы.

 

    1. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется  в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных  впечатлений – непременное условие  творческих проявлений детей.

Успешность в инструментальном творчестве невозможно без владения элементарными навыками игры на музыкальных  инструментах, различными способами  звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам  игры на музыкальных инструментах, знакомит их с выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы  воплощения музыкальных образов  на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и  на занятиях, и в самостоятельной  деятельности  в детском саду и дома.

На занятиях музыкальный  руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения  разных по жанру и характеру мелодий [4, с. 136].

При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных  образов, контрастных между собой. В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодии. В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

  • контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, маршей, например, боевого и шутливого);
  • контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно);
  • контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т.д.).

Такие парные задания заостряют  внимание детей на необходимости  передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Рекомендуется подобные задания  давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение детей  поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это  раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами [4, с. 138].

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое  звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы  в музыке слышались волшебные  легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие  по крышам тяжелые капли сильного ливня, с ветром и громом, когда  становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно  – шумовой оркестр. Педагог обсуждает  с детьми, какими инструментами, в  каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт – с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети  выбирают определенные выразительные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  этот опыт представляет материал, из которого создаются фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым  располагает его воображение. Вот  почему у ребенка воображение  беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей  бедностью его опыта.

Для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей в различных видах музыкальной деятельности

 Кроме того, для успешности музыкального творчества у детей  необходимо развивать ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности.

Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению  переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.

Педагогический вывод, который  можно сделать на основании выше изложенного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

 

 

Список литературы

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для уч-ся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк – 2-е изд. М.: Просвещение, 1977. – 94с.
  4. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников через восприятие музыки