Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:39, реферат
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин "перцепция", "перцептивный процесс").
Развитие
восприятия
Работа
органов чувств и соответствующие
ей субъективные образы - ощущения - составляют
основу восприятия. Восприятие возникает
в результате синтеза ощущений с
помощью представлений и
Прием
и переработка человеком
В обиходе есть два резко разграниченных значения слов "видеть", соответственно, "слышать". Одно значение может быть пояснено таким примером: "Отсюда я вижу корешок книги, а отсюда я его не вижу". Слово "видеть" в первом значении означает иметь зрительный образ соответствующего предмета. Для того чтобы видеть в этом смысле, достаточно открыть глаза, иметь здоровое зрение, достаточно, чтобы предмет не был слишком далеко и не был слишком слабо освещен, чтобы он не был загорожен другим предметом.
Если зрительный образ неадекватно передает предмет, мы говорим о зрительной иллюзии. Зрительные иллюзии относятся к зрительному восприятию, охваченному этим первым значением слова "видеть".
Другое значение слова "видеть" может быть пояснено следующими примерами: "Беда, он не видит пропорций!", "Этот художник прекрасно видит цвет".
Для того, чтобы "видеть" в этом смысле, недостаточно иметь даже и ясный зрительный образ. "Видеть" в этом смысле можно уметь и не уметь. Умению "видеть" можно и нужно учить.
Слово "видеть" означает способность выносить на основе дополнительной работы глаза зрительное суждение. Если содержание зрительного суждения неадекватно предмету, это еще вовсе не говорит о наличии иллюзии. Неадекватность зрительного суждения предмету есть в большинстве случаев ошибка. Как и всякая ошибка, она может быть показана и исправлена другим зрительным суждением на основе того же самого образа. Несколько зрительных суждений об одном и том же обычно отличаются друг от друга довольно значительно, в то время как лежащий в основе их зрительный образ может быть неизменен.
Зрительный образ возникает как целое помимо нашего желания. Зрительные суждения направляются задачами восприятия: они производят выборочную работу. Направляясь в предмете на одно, они тем самым отрешаются от другого. Содержания зрительного суждения всегда обладают некоторой степенью абстрактности и потому легко переносятся для сравнения на другие предметы, легко ведут, в конце концов, к полноценным обобщениям.
Образ впервые по-настоящему уясняется только в результате опирающейся на него цепи зрительных суждений. Восприятием в подлинном, человеческом смысле этого слова мы называем вовсе не непосредственное пассивное отражение, законченное в голой данности образа, а процесс осмысленного активного чувственного познания предмета на основе его образа.
Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда, не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Поэтому всякое сколько-нибудь сложное восприятие является по существу своему решением определенной задачи, которое исходит из тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем чтобы истолковать их. Деятельность истолкования включается в каждое осмысленное человеческое восприятие.
Константность
восприятия выражается в относительном
постоянстве величины, формы и
цвета предметов при
Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но "целостность образа" все же является продуктом синтезирующей деятельности коры мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих подходов.
К основным качествам восприятия относят следующие:
1) Восприятие
зависит от прошлого опыта,
от содержания психической
2) Мир,
в котором мы существуем, воспринимается
нами не только как
3) Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.
4) Восприятие как бы "достраивает" образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.
5) Восприятие
не сводится только к
Литература:
1.
Запорожец А.В. Принцип
2. Немов
"Психология" 2 тома М. , 1994г.
3. Практикум
по возрастной и
4. Решетов
В.И. Психология подростка. М. 1997.
5. Сафин В.Ф. Психологические проблемы юности, М., 1961