Развитие воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника

Содержание

Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

развитие воображения.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

 

  Содержание

Введение                                                                                                           3           

I.      Понятие о воображении в психологии:                                                

1.1.    Теоретическое представление о воображении                         5          

1.2.    Виды воображения                                                                     10          

1.3.    Функции воображения                                                               20        

II.      Воображение в онтогенезе:           

  Психологические особенности воображения детей               22         

 дошкольного возраста            

  Проявление воображения в игровой деятельности                26         

 дошкольника           

  Воображение в зрелом и дошкольном возрастах                   31            

Выводы                                                                                                             35

Список литературы                                                                                       37                                                           

 

 

                    

 

 

                                                              

  ВВЕДЕНИЕ          

 Воображение - психический  познавательный процесс создания  новых образов путем переработки  материалов восприятия и представления,  полученных в прошлом опыте.  Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат  труда, рисования, конструирования  и любой другой деятельности  до её начала.

Великий немецкий математик  Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря  воображению, в науке совершены  великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической  системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая  психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные  преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление  воображения происходит в игре, а  также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с  воображением.

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались такие исследователи: О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, Р. С. Немов,  А. В. Запорожец, Д. Б.  Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Вернер и другие.           

 Данная тема курсовой работы  является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.

Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.         

 Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.         

 Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника

Задачи курсовой работы:

·       

·       

·       

·                 

 Работа состоит из  введения, двух теоретических разделов, выводов и списка литературы.          

 В первом разделе  рассмотрено: понятие воображения  как психического познавательного  процесса создания новых образов,  основные его виды и функции.           

 Во втором разделе  рассмотрено: роль воображения  в жизни дошкольника, проявления  воображения в игровой деятельности  дошкольника, а так же сравнительный  анализ проявления воображения  в дошкольном и зрелом возрастах.     

I.            Понятие о воображении в психологии

1.1. Теоретическое представление  о воображении

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что  есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение  и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.[15]

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и  удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее  его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение  возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались  в данный момент. Точил ли первобытный  человек камень для наконечника  стрелы или топора, ломал ли палку  для лука, готовил ли яму для  поимки зверя – во всех этих делах  присутствовал образ, мысленная  картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных действий.[15]

С развитием и усложнением  трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины  более далекого будущего, дальние  результаты. Первобытный человек  был слаб, в единоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог  объяснить происходящее вокруг. Так  родилось представление о существовании  сил, стоящих над человеком, появилась  религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в  сверхъестественные силы, а знает  законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств  существования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [15]

Воображение в собственном  своем специфическом смысле слова  может быть только у человека. Только у человека, который как субъект  общественной практики реально преобразует  мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала  – следствие, а затем и предпосылка  той деятельности человека, посредством  которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек  изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [19]

Всякое воображение порождает  что-то новое, изменяет, преобразует  то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда  не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.[1]

Воображение может совершить  и такой отлет от  действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет  от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно  выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается  затем определенная способность, по мере того как воображение формируется  в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а  иногда к более глубокому познанию действительности.[19]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно  порождает желанный образ, но оно  же может и ярче выявить подлинный  образ человека. Когда мы любим  человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ  существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком  случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История  не одной любви протекает в  борьбе между тем воображаемым образом  человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.[8]

Воображение – одна из фундаментальных  характеристик человека. В нем  наиболее наглядно проявляется отличие  человека от животных предков. Философ  Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных  сочетаниях и связях, воображение  преобразует действительность и  создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с  мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение  связано со всеми сторонами психической  деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.[6]

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей  основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что  создано воображением человека, оно  неизбежно исходит из того, что  имеется в действительности, опирается  на нее. Поэтому воображение, как  и вся психика, есть отражение  мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что  станет реальностью в будущем.[6]

Физиологическая основа воображения  – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже  сформировавшихся в коре больших  полушарий мозга.

Основное значение воображения  состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [19]    

      1.2. Виды воображения

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного  вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех  случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или  нежелательны.[4]     

 В психологии выделяют следующие  виды воображения:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

Информация о работе Развитие воображения дошкольников