Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника
Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37
Содержание
Введение
I. Понятие о воображении
в психологии:
1.1. Теоретическое представление
о воображении
1.2. Виды воображения
1.3. Функции воображения
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Воображение - психический
познавательный процесс
Великий немецкий математик
Давид Гильберт на вопрос одного из
своих учеников ответил: «Он стал
поэтом. Для математика у него не
хватило воображения». Именно благодаря
воображению, в науке совершены
великие революционные
Но воображение, как любая
психологическая функция
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались такие исследователи: О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, Р. С. Немов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Вернер и другие.
Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника
Задачи курсовой работы:
·
·
·
·
Работа состоит из
введения, двух теоретических разделов,
выводов и списка литературы.
В первом разделе
рассмотрено: понятие
Во втором разделе
рассмотрено: роль воображения
в жизни дошкольника,
I. Понятие о воображении в психологии
1.1. Теоретическое представление о воображении
В сложной структуре человеческой
психики есть удивительное свойство
– воображение, или фантазия. Если
при помощи восприятия и мышления
человек узнает о свойствах, связях
и отношениях вещей, явлений, существующих
реально, то в воображении отражается
и то, что было, но свидетелем чего
человек не мог быть, и то, что
есть, но недоступно по каким-либо причинам,
и то, чего нет, но что может быть.
В воображении находит
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Чем больше знаний, чем богаче
опыт человека, чем разнообразнее
его впечатления, тем больше возможностей
для комбинации образов. Воображение
возникло у человека в ходе трудовой
деятельности. Предвидеть результаты
труда можно было, только «забежав
вперед» тех дел, которые совершались
в данный момент. Точил ли первобытный
человек камень для наконечника
стрелы или топора, ломал ли палку
для лука, готовил ли яму для
поимки зверя – во всех этих делах
присутствовал образ, мысленная
картина того, что получится, произойдет
в недалеком будущем в
С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия.
Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [15]
Воображение в собственном
своем специфическом смысле слова
может быть только у человека. Только
у человека, который как субъект
общественной практики реально преобразует
мир, развивается подлинное
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.
Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.[1]
Воображение может совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает связь с действительностью.
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Воображение, таким образом,
не абстрактная функция, а закономерно
выступающая сторона
Само восприятие действительности
часто преобразуется
Воображение под влиянием
чувств иногда по своему капризу произвольно
порождает желанный образ, но оно
же может и ярче выявить подлинный
образ человека. Когда мы любим
человека, мы обычно видим его иначе,
в ином, созданном нашим чувством
освещении, чем то, в котором он
представляется другим. Случается поэтому,
что созданный нашим
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
При помощи воображения человек
отражает реальную действительность,
но в иных, необычных, часто неожиданных
сочетаниях и связях, воображение
преобразует действительность и
создает на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано с
мышлением, поэтому способно активно
преобразовывать жизненные
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
Воображение – познавательный
процесс и имеет в своей
основе аналитико-синтетическую
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.[6]
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [19]
1.2. Виды воображения
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.[4]
В психологии выделяют
Непроизвольное или пассивное в
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются: