Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:11, реферат
Цель данной работы – изучение литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки.
Поставленную цель можно реализовать через решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ психических процессов: воображения и восприятия.
2. Изучить возможности развития у детей творческого воображения.
3. Выявить условия и средства для проявления творческого воображения в различных видах музыкальной деятельности.
Введение…………………………………………………………………….
1. Восприятие и воображение как психические процессы……………...
2. Воображение как основа творческой деятельности………………….
3. Взаимосвязь музыкального мышления и воображения
дошкольников…………………………………………………………...
4. Выразительность музыки как средство развития творческого
воображения…………………………………………………………….
5. Проявление творческого воображения детей в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………….
5.1. Песенное творчество………………………………………………..
5.2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество……………….
5.3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...
В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу имеющегося опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.
Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов: от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются, от упражнения в этой деятельности, от воплощения продуктов воображения в материальную форму, от технического умения и, наконец, от окружающей среды [3, с. 6].
и воображения дошкольников
Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки – слушание и осознание ее эмоционального содержания. Дети находят черты общего и различного в характере частей, фраз, даже отдельных интонаций произведения. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь, с помощью которой дети выражают свои впечатления, «словарь эмоций». При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления.
Музыкальное мышление дошкольника – это осознание ребенком выразительности музыкального образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития. Оно формируется в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности, знания о музыке различных эпох и стилей. Важно постепенно, в образной форме дать представление детям о музыке, способствовать накоплению первоначальных ориентировок в ее языке, осознанию возможностей музыкально-выразительных средств. С помощью игр, бесед дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. разные виды деятельности обладают своими возможностями в формировании музыкального мышления детей. Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения.
Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение, вкус – тесно взаимосвязаны. При формировании эстетического отношения детей к музыке невнимание к одному из них отрицательно скажется на результатах. Формирование начал музыкального мышления позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы [4, с. 22].
Приобретая определенные
знания о музыке, умения и навыки,
дети приобщаются к музыкальному
искусству. Нужно добиться того, чтобы
в процессе музыкального воспитания
получение этих знаний, умений и
навыков не являлось самоцелью, а
способствовало формированию предпочтений,
интересов, потребностей, музыкального
мышления, воображения, вкусов детей, т.е.
элементов музыкально-
Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи выдвигается гипотеза, – она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления. Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.д. – до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика.
Существуют различные виды музыкальных произведений; они написаны в различных жанрах, в различной форме. Наличие слова в вокальной музыке, применение одноголосия или многоголосия в хоровой, способ инструментальной музыки, предназначенной для оркестра или солирующих инструментов; наличие программности или непрограммности в инструментальной музыке, сочетание движения с музыкой в танце и, наконец, сам характер мелодии и ее сопровождения – все это богатство и разнообразие музыкальных явлений требует различной степени подготовленности восприятия, поэтому надо точно уяснить, что именно дошкольник может воспринять в музыке.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени [4, с. 54].
Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания. Подобные произведения также имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.
Поэтому выразительность всегда присуща музыке. Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.
Еще одной особенностью музыки является необходимость посредника для ее воспроизведения. Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.
Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.
В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, печальная музыка воспринимается всеми людьми как печальная, а нежная – как нежная.
Но слушание музыки – это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.
На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?
К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т.д.
Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер – спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности [4, с. 59].
5. Проявление творческого воображения детей в различных видах музыкальной деятельности
Успешность песенного творчества детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.
Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, предлагая посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).
Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий и сопутствующий первым творческим проявлениям детей:
Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
Детям 2 – 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста. Поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст и мелодию. Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.
Дети 4 – 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чаще интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.
Дети 5 – 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ, на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря, например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
В 6 – 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.
Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, – задорную робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица – хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать детей на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа [4, с. 129].
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание становится более прочным.
Песни на небольшой текст сочиняются тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалки, загадки, пословицы.
Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т.д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.
Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т.д.
Творческая активность детей
в ритмике во многом зависит от
организации обучения музыкально-ритмическим
движениям. На музыкальных занятиях,
в повседневной жизни детского сада,
в семье нужно целенаправленно
учить детей воплощать
Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников через восприятие музыки