Развитие самосознания в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — рассмотреть особенности развития самосознания подростков.
Задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) изучение особенностей структурных компонентов самосознания подростков;
3) Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания;
4) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.

Содержание

Введение
I. Теоретическое исследование основ развития самосознания
1. Самосознание личности
2. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте
3. Особенности личности подростка
4. Роль социальных факторов в развитии самосознания подростков
II. Эмпирическое исследование основ развития самосознания в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Правила заполнение теста
Приложение 2. Бланки теста

Работа содержит 1 файл

развитие самосознания.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

 

Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся  самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или  слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют  решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

Опросник Розенберга.

Цель: выявление особенностей развития эмоционально-аффективного компонента образа «Я».

Необходимый материал: анкета, состоящая из 10-ти утверждений и  варианты ответов.

1

Я чувствую, что я достойный  человек, по крайней мере, не менее, чем другие.

2

Я всегда склонен чувствовать  себя неудачником.

3

Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4

Я способен кое-что сделать  не хуже чем большинство.

5

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6

Я к себе хорошо отношусь

7

В целом я удовлетворен собой.

8

Мне бы хотелось больше уважать  себя.

9

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10

Иногда я думаю, что  я во всем не хорош.


Варианты ответов:

«полностью согласен»

+ 2 балла

«согласен»

+ 1 балл

«не согласен»

- 1 балл

«абсолютно не согласен»

- 2 балла


Ход исследования: испытуемый, заполняя анкету, должен выбрать один из вариантов ответов, наиболее ему  подходящий, и вписать соответствующую  оценку в графу «Балл».

Обработка и интерпретация: результаты опроса дают информацию по двум факторам: «самоуважение» и «самоунижение». Чтобы получить итоговую оценку по фактору «самоуважение», необходимо суммировать баллы, полученные за ответ на 1, 3, 4, 6, 7 вопросы опросника.

Интерпретация результатов  по шкале «самоуважение»

Алгебраическая сумма  баллов

  Характеристика отношения к себе

От +8 до +10

Очень высокое самоуважение, граничащее с зазнайством, кичливостью, эгоцентричностью. Гипертрофированное чувство собственного достоинства.

От +5 до +7

Достаточно высокое  самоуважение, развитое чувство собственного достоинства, принятие себя как ценность, но не стабильную, неизменную, а творчески развивающуюся.

От +2 до +4

Человек относится к  себе в основном с уважением, принимает и одобряет большинство своих поступков, хотя в его поведении могут быть заметны элементы неуверенности, излишней самокритичности.

+1 и менее

Очень низкое самоуважение, граничащее с неуверенностью в своих  силах, отсутствием чувства собственного достоинства, самостоятельности.


Чтобы получить итоговую оценку по фактору «самоунижение», необходимо суммировать баллы, полученные при ответах на 2, 5, 8, 9, 10 вопросы анкеты.

Интерпретация результатов  по шкале «самоунижение»

Алгебраическая сумма  баллов

 Характеристика отношения к себе

От +8 до +10

Полное неуважение собственной  личности, неприятие себя, отсутствие гордости, чувства собственного достоинства, яркое проявление «комплекса неполноценности», постоянное недовольство собой.

От +5 до +7

Выраженное самоунижение, неуверенность в себе, часто появляющееся самопорицание, неодобрение себя. Чувство недовольства собой возникает периодически, часто посещают мысли: «Я - неудачник», «Я – ни на что не гожусь», «Неумеха» и тому подобное.

От +2 до +4

Требовательное отношение к себе, сочетающееся с чувством собственного достоинства, постоянным стремлением к саморазвитию. Недовольство собой возникает редко, в большинстве ситуаций характерна уверенность в собственных силах.

+1 и менее

Отсутствие или минимальное самоунижение, самоодобрение всех своих поступков, абсолютная уверенность в себе, самостоятельность. Практически не возникает или очень редко проявляется чувство недовольства собой.


Индивидуальные результаты, полученные по этим двум факторам, сопоставляются, и выводится характеристика эмоционального отношения к себе.

Следует отметить, что  самоуважение существует и в отсутствии самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции.

Графический тест для исследования уровня самооценки

Исходя из вариаций объемов  «Я» и «Других» и дистанций  между ними было получено 16 вероятных  моделей «Я-позиций» личности, характеризующих её отношение к другим, которые в символическом виде представлены ниже на рисунке.

1.   Я     Другие 

2. 

3. 

4.  
Я+Другие 

5.   Я     Другие 

6. 

7. 

8. 
 Я+Другие 

9.   Я     Другие 

10. 

11. 

12. 
 Я+Другие 

13. Я     Другие 

14. 

15. 

16. 
 Я+Другие 


В каждом квадрате символически представлена позиция личности в  социуме: ее отношение к социуму, ее самоощущение (самоотношение, самоидентичность).

Максимальная дистанция  между личностью и обществом  отражена в позициях 1,5,9,13. Осознание единства между личностью и обществом, отсутствие противопоставления, состояние любви и гармонии между ними отражены в позициях 4,8,12,16, в которых отсутствует дистанция.

Психологическая интерпретация  содержания 16-ти «Я-поцизий» следующая:

1 – эгоцентричная позиция личности, авторитарное Я, выражено противопоставление между личностью и Другими, позиция «свысока», манипулятивное отношение, подчеркивается значимость своей позиции в жизни и принижается позиция других.

2 – ощущение своего  превосходства над другими, но  нет явно выраженного противопоставления. Доминирует позиция старшего, родителя, есть желание управлять другим, не считаясь с его волей и желаниями.

3 – родительское отношение  к другому: желание все решать  и делать за него, доминирует  опека. Другой рассматривается  как собственность, другого любят  как вещь и поэтому считают  себя ответственным за него  во всех его проявлениях.

4 – ощущение своего  превосходства, но нет противопоставления  с другим, т.к. он «съеден» «Я».  «Я» здесь максимально реализован. Другой, в принципе и не замечается. Весь мир охвачен благополучным,  жизнерадостным, доминантным «Я».

5 – равное отношение  к другим: есть значимость себя и других, но есть и противопоставление.

6 – равное, уважительное  отношение к другим, осознание  сопричастности к делам других, взаимопомощь.

7 – равное, уважительное  отношение к другим дополняется  ощущением некоторого родства  и единства, некоторой гармонии сосуществования.

8 – состояние единства  со всеми, гармонии, любви. Радостное  приятие жизни, человек, который  излучает добро, любовь. Жизнь  рассматривает как самый высший дар. Есть радость бытия, творчество.

9 – недовольство собой, заниженная самооценка, страх перед другими, враждебность, недоверие. Нет значимости своего «Я». Есть ощущение задавленности.

10 – позиция ребенка:  другие более значимы, чем «Я».  Есть преклонение перед авторитетами. Зависимая позиция от других.

11 – позиция ребенка: нет самостоятельности, зависимость, уступка своего пространства, нет и чувства ответственности, есть ощущение большей значимости и ценности других, по сравнению с собой, поэтому считается, что у других как бы больше прав.

Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте