Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Феномен самосознания в психологии 5
ГЛАВА II. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста 14
ГЛАВА III. Становление самосознания в ранней юности как источник формирования Я-концепции 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа содержит 1 файл

Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте¬ (1).doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Южно-Уральский  Государственный Университет

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: психология развития и возростная психология

Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте

 

 

 

 

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

         ВВЕДЕНИЕ

 

        Актуальность исследования определяется выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.

       Сознание и самосознание - основное психологическое свойство, отличающее человека от животного. И действительно, трудно представить себе кого-нибудь из братьев наших меньших обладающих богатым или бедным внутренним миром. Именно по этому, самосознание издавна привлекало внимание философов, ученых и художников, а в последнее время, психологов и социологов. Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, - от природных проявлений до ценностей мировоззрения, оно является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека.

Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Многие психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  B.C. Столин, Д.Б. Эльконин, и д.р.)

Именно в старшем подростковым возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире. Существует множество подходов к решению проблем, связанных с подростковым периодом. Разнообразные, часто мало согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразования данного возрастного периода с точки зрения его содержательного наполнения, структуры и динамики. Исследователями выделяются различные факторы, влияющие на формирование самосознания, а так же разнообразные критерии, характеризующие уровень его развития в контексте ведущей деятельности. С другой стороны, исследователь застает подростка или юношу в разных социальных и культурных ситуациях развития, что определяет разницу в содержательных и структурно-динамических характеристиках самосознания человека в этом возрасте и затрудняет построение обобщения относительно данных характеристик.

Проблема исследования. Каковы особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Цель исследования. Установить особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:

1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов Я-концепции, самосознания и психологические особенности раннего юношеского и подросткового возраста.

2. Определить показатели самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте.

3. На основе полученных данных установить различия между развитием самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа включает в себя титульный лист, оглавление и основной текст который в свою очередь состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы. 
1. ФЕНОМЕН САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

         

          Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.

Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического  развития человека.

Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание [10, c.86].

Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта.

Традиционно личность понимают как «субъекта социальных отношений и сознательной деятельности», конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. Этимологически само слово «личность»происходит и определяется как лицо, целостность человека (от лат. persona) и одновременно как его психологический и социальный облик (от лат. personalitas). Личность предстает в неком дуалистическом единстве ощущения тождественности, собственной целостности и одновременно принадлежности обществу. В понятии «личность», процессе её формирования, прежде всего, выделяется именно ее общественная сущность в силу предопределяющей роли общества в становлении личности, как в историческом ракурсе, так и в онтогенезе.

Отношение к пониманию термина «личность» в психологии у различных исследователей было и остается неоднозначным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось различные направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности (например, психоаналитическая психология, гуманистическая психология, теория личности К. Левина). Учитывая огромный вклад каждого из подходов в понимание природы личности и сущности её активности, в своей работе мы опираемся на те теории, в которых это понятие разрабатывается в терминах активного самоопределения, самореализации и ответственности. Предметом рассмотрения в нашей работе является сам человек, относительно сознательно формирующий собственную личность. Главным фактором активности выступает при этом устремлённость к будущему, стремление к максимальной самореализации (К. Роджерс, 1998, А. Маслоу, 1962). Феномен самоактуализации (самореализации) личности, её границы и особенности ограничиваются самосознанием (А.Маслоу).

Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного «Я». В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования. На сцене появляется самосознание - «отнесённость акта сознания к своему Я»[6, c.19].

Само наполнение понятия «личность», так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированности личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности. Причём, уровень развития личности можно оценивать в рамках развития её самосознания, являющегося центральным структурирующим личность образованием. Особенность способа жизни человека состоит в его способности делать свой внутренний мир предметом анализа, познания, а главное - преобразования. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, «понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания». Сознание по сущности своей культурно (знаково-символично), действенно (результативно), предметно (смысловое), со-организованное сообщество...». В.И. Слободчиков обозначает рефлексию как «выход человека из полной поглощённости непосредственным процессом жизни... для выработки собственного отношения к ней». Появление рефлексии можно уподобить началу пути, имеющего два направления: или к негативизму, или к построению жизни на качественно новой уже сознательной основе. «Необходимым и первым этапом в становлении рефлексии является самосознание»[13, c.56].

Анализируя основные подходы к  пониманию природы и механизмов самосознания в различных психологических теориях (например, символический интеракционизм (Кули, Мид); теория самовосприятия (Д. Бем) можно заключить, что человек приобретает знания о себе: 1) присваивая точки зрения других людей относительно себя; 2) анализируя собственное поведение и ситуации, в которых оно осуществляется. Однако, говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимых других»вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», если учитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания - идентификацию. «Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшей психической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознание социальным влияниям».

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного «Я»выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон (1978) обозначил как «открытие Я», рассматривая его как результат социализации.

Понятие «социализация» в различных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означает социальное научение (необихивиоризм), процесс и результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), самоактуализацию «Я-концепции»(гуманистическая психология). Каждое из этих направлений акцентирует внимание на одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социо-культурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств (С.Л. Рубинштейн, 1957). Личностью становятся научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации.

Развитие Я-концепции является самым главным процессом в  жизни человека, который, начавшись  в подростковом возрасте, не прекращается в течение всей жизни.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система  установок относительно собственной  личности.

Я-концепция формируется в ходе индивидуального развития под влиянием бесчисленных сенсорных импульсов, воспринимаемых нашей нервной системой [5].

Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.

Образ собственного «Я» меняется в лучшую или худшую сторону, не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но прежде всего в процессе накопления практического опыта. Вольно или невольно мы сформировали собственный образ под впечатлением переживаний в ходе прошлой созидательной деятельности. И мы можем изменить его таким же образом. Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви. А из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе, самообладание – результат личного практического опыта, а не знакомства с чистой теорией. Сознаем мы или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы.

Таким образом, Я-концепция  является важным фактором организации  психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.

Психологические понятия самооценки и Я-концепции  тесно взаимосвязаны. Я-концепция  включает в себя не только описательные, но и оценочные представления  о себе. Та или иная часть Я-концепции  может быть окрашена положительно или отрицательно, включая в себя самооценку, связанную с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.

Качества, которые  мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Информация о работе Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте