Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

5. Психологическая поддержка эмоционального развития помогает первоклассникам быстрее и легче адаптироваться к новой школьной жизни, стать успешнее в учении и общении со сверстниками, взрослыми, обрести уверенность в себе, учит их приемлемыми способами решать возникшие психологические проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхом, гневом, обидой, развивает способность к эмпатии, толерантное отношение к окружающим, что позволяет сохранить и укрепить психологическое, психическое и физическое здоровье учащихся, учит их жить в мире с собой и окружающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников

К настоящему времени разработаны продуктивные подходы к созданию теоретической базы и определению концептуальных основ системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей. Научно-теоретический анализ современной психоло-педагогической лиратуры, посвященный решению психологической проблемы эмоционального развития первоклассника, выделение основных трудностей в обучении и развитии младщего школьника в период адаптации к школе, осознание специфики роли значимых для ребенка взрослых - родителей, учителя, а также его одноклассников в успешной адаптации первоклассника позволяют говорить о востребованности специальных программ психологической поддержки бывшего дошкольника на этапе его адаптации к школьному обучению.

В частности, практическими  психологами были разработаны на основе собственного опыта работы программы по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста: «Психогимнастика в детском саду» Е.А. Алябьевой, программа «Развитие эмоциональной сферы» И. Вежновец, коррекционно-развивающая программа И. Залеской, С. Антоновой, С. Ореховой, В. Ганжи «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста», «Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников» и «Тренинг развития личности дошкольника» P.P. Калининой, «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста» П. Карпекиной, тренинговая программа для работы с детьми 3-6 лет «Здравствуй, Я сам!», «Давайте жить дружно» СВ. Крюковой , «Учимся сочувствовать, сопереживать» СИ. Семенаки, «Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей» Н.Г. Яковлевой, «Программа социальнопсихологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» (по развитию общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников) И. Ярушиной.

Для младших школьников разработаны «Психогимнастика в начальной школе» Е.А. Алябьевой, коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки «Пастроение, похожее на салют» и «Я учусь владеть собой» П.П. Слободяник, «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей (6-8 лет)» А. Юрченко; психокоррекционная программа с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, и их родителями, испытывающими трудности в воспитании «Ребенок - взрослый: терапия отношений» Л. Макаровой и Л. Подвинцевой, программы формирования пcиxoгичecкoгo здоровья младших школьников О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», и «Хочу быть успешным».

Па основе анализа изученных  психокоррекционных программ, названных выше, а также проведенного нами исследования и обобщения опыта психолого-педагогической работы в начальной школе, мы предлагаем авторскую блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников на этапе адаптации к школе, как один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья первоклассников.

Целью данной программы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на создание психологических условий, обеспечивающих благоприятное эмоциональное развитие первоклассников. К числу таких условий мы относим:

- повышение психологической  комнетентности учителей начальных классов, психологической культуры родителей и психологической грамотности учащихся;

- формирование у них  потребности и готовности оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям;

- сотрудничество и согласованность  действий всех субъектов, участвующих в развитии адаптивных возможностей первоклассников, оптимизация взаимоотношений между ними

При реализации нашей программы  решаются следующие задачи:

1) совершенствование профессиональной психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов и актуализация их мотивации на оказание психологической поддержки первокласснику на этапе адаптации к школе;

2) повышение готовности  родителей к оказанию психологической поддержки своему ребенку через развитие их психологической культуры;

3) развитие эмоциональной  и коммуникативной сферы первоклассников, формирование у них психологической грамотности и умения оказывать психологическую поддержку одноклассникам;

4) диагностирование особенностей  адаптации первоклассника к школе, развития его эмоциональной и коммуникативной сферы, отношения первоклассника к учебной ситуации, учителю, одноклассникам;

5) планирование педагогом-психологом совместной деятельности с учителями и родителями по оказанию психологической поддержки первокласснику;

6) психокоррекция нарушений эмоциональных состояний отдельных первоклассников, испытывающих особые трудности в адаптационный период к школе;

7) оценка эффективности программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников через повторное диагностирование учителей, родителей, первоклассников.

Важными условиями эффективности реализации программы психологической поддержки являются:

- согласие ребенка на  помощь и поддержку;

- готовность взрослых  к оказанию психологической поддержки  ребенку;

- сотрудничество и согласованность  действий всех субъектов, участвующих в развитии адаптивных возможностей первоклассников

- создание благоприятного  психологического климата в коллективе (в школе и в семье);

- направленность на формирование ситуации полноценного развития личности и обеспечение эмоционального благополучия (комфорта) ребенка.

 

Данная схема позволяет  сделать вывод о том, что первоклассник оказывается в центре разноуровневых воздействий педагога-психолога, учителя, родителей и одноклассников ребенка, оказывающих ему психологическую поддержку, в результате чего образуется индивидуальная система адаптации ребенка к школьному обучению.

Блоки программы психологической поддержки первоклассников на этапе адаптации к школе были определены с учетом основных направлений деятельности педагога-психолога: психопрофилактический, диагностический, коррекционно-развиваюш;ий, контрольно-диагностический. Задачи, содержание и формы деятельности педагога-психолога по каждому из этих блоков будут меняться в зависимости от субъектов образовательно-воспитательной деятельности, участвующих в психологической поддержке первоклассника и развитии его адаптивных возможностей. Эти субъекты обозначены модулями программы. Соответственно этому работа психолога будет строиться по следующим модулям:

I модуль - «Педагог-психолог»  как руководитель, организатор, координатор деятельности различных субъектов, оказываюшдх психологическую поддержку первокласснику, и реализатор психопрофилактического, психодиагностического, коррекционно-развивающего и контрольно-диагностического блоков;

II модуль - «Учителя» как  трансляторы, организаторы и реализаторы психологической поддержки первокласснику;

III модуль - «Родители», непосредственно оказывающие психологическую поддержку ребенку в семье;

IV модуль - «Одноклассники»,  оказывающие первокласснику психологическую поддержку через специально организованную активность.

2.1. Психопрофилактический  блок

Недостаточный уровень психологической компетентности учителей и психологической культуры родителей в вопросах оказания психологической поддержки учащихся и вместе с тем трудности адаптационного периода первоклассников обусловливают необходимость проведения психопрофилактической работы педагога-психолога, организации превентивных мероприятий с взрослыми и детьми, что позволит предупредить возможную дезадаптацию детей и сохранить их психологическое и психическое здоровье.

Цели психопрофилактической  работы:

1) актуализация педагогом-психологом мотивации учителей, родителей, одноклассников на оказание психологической поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в адаптационный период в школе и формирование у этих субъектов образовательно-воспитательного процесса установок на поддерживающее взаимодействие с данными первоклассниками;

2) развитие информационной  психологической компетентности учителей и формирование психологической культуры родителей по вопросам возрастной психологии первоклассников и особенностям адаптационного периода к школе;

3) развитие у педагогов,  родителей, первоклассников эмпатии, рефлексии, толерантности, способности к психологической поддержке.

Формы психопрофилактической  работы педагога-психолога с каждым из субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, будут различными:

Модуль «Учителя»: проведение семинаров-практикумов на методичеких объединениях учителей начальных классов; организация психологического клуба для педагогов «Сердце отдаю детям»; стендовая информация; групповые консультации - инструктаж педагогом-психологом по грамотному использованию диагностического инструментария и психопрофилактического материала; индивидуальное консультирование по запросу учителей.

Модуль «Родители»: организация  школьного родительского университета «Школа любящих родителей»; стендовая информация; групповые консультации родителей на родительских собраниях по запросу учителей начальных классов; индивидуальное консультирование по запросу родителей.

Модуль «Одноклассники»: уроки психологического развития (проводят учителя после предварительных консультаций педагога-психолога, начиная с октября); групповые беседы с детьми учителей и воспитателей группы продленного дня на классных и клубных часах (цель: обучение детей приемам саморегуляции эмоциональных состояний, конструктивному общению первоклассников, формированию у них навыков психологической поддержки сверстников); декадники открытых уроков, проводимые учителями («Уроки эмпатии», «Уроки толерантности»); индивидуальные и групповые беседы учителей и педагога-психолога с первоклассниками, организованные по ситуации. Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый для них коллектив.

Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания первоклассника в школе - привить ему чувство, что его класс, школа не являются чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников. Так как учитель для ученика - высший авторитет, то и воспитательная работа должна проводиться, прежде всего, личным примером учителя, отзывчивого, доброго человека, готового прийти на помощь без упрековребенка в лени и нерадивости. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне.

Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказывать своевременную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.

Необходимость работы в режиме психологической поддержки требует повышения профессиональной психологической компетентности учителя как реализатора поддерживающих и развивающих педагогических технологий. Одна из наиболее частых причин обращения родителей к психологу - это трудности, испытываемые ими в воспитании детей. Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и пони- мания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями при обучении в школе, общении со сверстниками.

Сегодня распадается практически  каждый второй из заключаемых браков. Это приводит к психической травматизации детей, различным нарушениям в развитии их характера и формирования личности. В современных семьях,как правило, малодетных, на одного ребенка приходится несколько взрослых, которые не всегда воспитывают его согласованно и последовательно.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, отражаются и на детско-родительских отношениях. Родители, чтобы обеспечить ребенку достойную жизнь, вынуждены дополнительно зарабатывать, испытывая перегрузки на работе. Сокращение по этой причине времени для обш;ения с детьми приводят к ухудшению физического и психического здоровья родителей, повышенной утомляемости, стрессам и раздражительности. Свое негативное состояние родители часто выплескивают на детей, которые не могут понять, почему взрослые сердятся. Дети попадают в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, это заметно сказывается на их психологическом и психическом здоровье.

Зачастую родители безграмотно используют систему поощдрений и наказаний в отношении своих детей (практикуют физические наказания, методы эмоционального отвержения ребенка). Взрослые не всегда учитывают состояние здоровья, уровень психического и физического развития ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, требуют безоговорочного послушания и дисциплины. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье» В. Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. Каждый ребенок приходит в мир, не имея представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями». Исследования специалистов различных областей знаний (юристов, медиков, социологов, психологов и др.) убедительно свидетельствуют о низкой правовомедицинской и психологической культуре родителей и о необходимости специальной планомерной работы по разъяснению родителям причин родительского недовольства детьми. Такая работа поможет родителям в дальнейшем самостоятельно решать возникающие проблемы с детьми.

Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников