Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

Следовательно, «микросреда  семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и нсихолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеюшимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка».Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.

В нашу программу входит работа с родителями с целью:

1) ознакомления родителей  учащихся начальной школы с возрастными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, их возможными трудностями при обучении в школе;

2) развития умения у  взрослых понимать и принимать проблемы ребенка, формирования родительской эмпатии, толерантности по отношению к собственным детям;

3) развития умения конструктивно общаться с ребенком, грамотно разрешать конфликтные ситуации, оказывать ребенку необходимую психологическую поддержку.

Занятия проводятся педагогом-психологом не реже 1 раза в 2 недели.

Продолжительность групповых  консультаций - 40-60 минут.

Примерная тематика занятий:

- Психологическая поддержка  ребенка в семье.

- Как помочь ребенку  преодолеть застенчивость, робость?

- Если первоклассник ведет  себя странно...

- Как развивать у ребенка рефлексию, эмпатию, толерантное отношение к окружающим?

- «Школьная тревожность» - что это такое?

- Как помочь ребенку  преодолеть страх?

- Почему ребенок агрессивен?

- Как помочь ребенку  с крайней изменчивостью настроения (эмоционально-лабильному)?

- Учимся расслабляться  (приемы релаксации).

- Непоседливый ребенок  (о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью).

- Как помочь чрезмерно  медлительному ребенку?

- Леворукий ребенок.

- Аутичный ребенок в  семье и школе.

- Мой ребенок - изгой?

- Как формировать устойчивую  адекватно-положительную самооценку у ребенка?

- Почему ребенок лжет?

- «Много строгости не  бывает...» (о системе поощрений и наказаний ребенка в семье).

- «Кумир семьи» в «ежовых  рукавицах» (о стилях семейного  воспитания).

- Влияние внутрисемейных  отношений на эмоциональное состояние ребенка (супружеские конфликты и дети; развод родителей; отчим в семье; появление второго ребенка в семье; алкоголизм одного из родителей; смерть близкого человека и т.д.). Предлагаемая тематика занятий может меняться в зависимости от запросов и пожеланий большинства родителей.

Кроме того, по запросу учителей можно организовать встречи педагога-психолога с родителями на общешкольных и классных родительских собраниях с консультацией «Что такое адаптация? Как помочь ребенку успешнее адаптироваться к школьной жизни?». На консультациях нами были освещены следующие вопросы:

1. Адаптация и особенности  ее протекания у первоклассников  на этапе перехода к школьной жизни.

2. Возрастные психологические  особенности первоклассников и их возможные трудности в период адаптации к школе.

3. Категории детей, испытывающих особые трудности в адаптационный период.

4. Как помочь ребенку  успешнее адаптироваться к школьной  жизни.

Заметим, что родительская поддержка, по мнению А.Д. Андреевой - это процесс, в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки; помогает ребенку поверить в себя и свои способности и избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Родитель вербальными и невербальными способами дает понять ребенку, что верит в его силы и способности. А.Д. Андреева считает, что ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы поддержать ребенка, продемонстрировать веру в него, родителям важно выполнять следующие условия:

- расценивать прошлые  неудачи ребенка как отсроченный  успех;

- формировать у ребенка умение учитывать и исправлять ошибки прошлых неудач;

- помочь ребенку обрести  уверенность в том, что он сумеет справиться с поставленной задачей, задать ему оптимистический настрой;

- позволить ребенку начать  все заново, внушая ему веру  в успех.

Актуальные для отдельных  родителей проблемы рассматривались с ними во время индивидуальных консультаций.

Психологический комфорт  ребенок будет испытывать, если психологическую поддержку ему оказывают не только взрослые (учителя и родители), но и его сверстники, прежде всего, одноклассники.

В качестве работы по преодолению психологических трудностей детей и формированию навыков психологической поддержки сверстников учителям и воспитателям группы продленного дня можно рекомендовать включить рекомендовано включить в планы воспитательной работы с детьми проведение психологических бесед на классных часах и клубных занятиях (примерно 2 раза в месяц) по следующим темам:

- Учимся знакомиться со  сверстниками.

- Учимся выполнять правила школьной жизни (о правилах поведения в школе).

- Учимся преодолевать  свою робость, стеснительность.

- Учимся справляться с  плохим настроением.

- Учимся побеждать свой  гнев.

- Учимся преодолевать  свой страх, тревогу.

- Учимся расслабляться.

- Учимся терпимо, с  уважением относиться к товарищам.

- Учимся сопереживать, поддерживать  товарища в горе и в радости.

- Учимся договариваться, идти на компромисс.

- Учимся правильно (конструктивно)  решать конфликты.

- Учимся уважать и любить  себя и окружающих.

Продолжительность бесед 10-15 минут. При подготовке к таким беседам педагогам рекомендованы материалы периодической печати, а также собственные наработки.

Данный вид работы с  детьми, на наш взгляд, является эффективным, так как известно: только те знания, которые самостоятельно добыты учащимися (в процессе эвристической беседы), прочно ими усваиваются. Такие знания, ставшие собственными открытиями, прошедшие через сферу чувств ребенка, становятся его убеждениями.

Педагог-психолог выступал в роли консультанта при подготовке учителями и воспитателями таких занятий. Выше названную работу с детьми дополняют«Уроки эмпатии», «Уроки толерантности».

В частности, уроки эмпатии проходят по следующим направлениям:

- учимся сочувствовать,  сопереживать и поддерживать сказочных героев (например, по русской народной сказке «Гуси-лебеди», сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про славного Гороха и его прекрасных дочерей - царевну Кутафью и царевну Горошину», «Серая шейка», сказке О. Уальда «Звездный мальчик», сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и др.);

- учимся сочувствовать,  сопереживать и поддерживать близких нам людей (например, уставшую после долгого трудового дня маму; папу, попавшего под сокращение на работе; плачущего малыша, заболевшего дедушку, грустную бабушку и т.д.);

- учимся сочувствовать,  сопереживать и поддерживать наших друзей (когда друг оказался в беде; заболел; когда у друга радость и т.п.);

- учимся сочувствовать,  сопереживать и поддерживать животных (детенышей животных, брошенных собак и кошек, зимующих птиц и т.д.);

- учимся сочувствовать,  сопереживать и поддерживать людей, непохожих на нас (с физическими недостатками, с ограниченными возможностями; беженцев, плохо знающих наш язык и др.);

— учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать одноклассников

(когда кто-то из них  получил плохую оценку; когда кого-то наказала учительница; когда кто-либо поссорился с другом; когда у одноклассника умер близкий ему человек и т.д.).

Уроки толерантности были направлены на формирование у детей готовности принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, с уважением относиться к позициям и ценностям других людей: людей другой национальности, беженцев, людей с ограниченными возможностями, физическими недостатками. Педагоги учили младших школьников терпимо относиться к пожилым людям, к тяжело больным, к чужому мнению, не совпадающему с собственным мнением; к странным привычкам других людей, к их недостаткам и т.д.

Конечно, только запланированные  уроки, беседы кардинально не смогут изменить ситуацию в лучшую сторону и сразу сделать детей более добрыми, сензитивными и эмпатийными, терпимыми и сдержанными. Необходимо создание соответствующей воспитательной среды. Важная роль в этом отводится учителю, который пользуется большим авторитетом у младших школьников и является для них примером для подражания в процессе общения с детьми и взаимодействия с другими людьми. Копируя поведение доброго, понимающего, терпимого учителя, ребенок научается быть эмпатийным, толерантным по отношению к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  «ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ»

Адаптация ребенка к школе  — довольно длительный процесс, связанный  со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется  для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к  изменениям, новым факторам, мобилизуя  систему адаптационных реакций.

Выделяют три фазы адаптации:

1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели;

2) неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит  какие-то оптимальные (или близкие  к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;

3) относительно устойчивое  приспособление, когда организм  находит наиболее подходящие, адекватные  новые нагрузки, варианты реагирования, то есть собственно адаптация.  Наблюдения показывают, что относительно  устойчивое приспособление к  школе происходит на 5–6-й неделе  обучения.

Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

Какие же причины лежат  в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей  требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».

В числе других причин можно  назвать недостаточный уровень  интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы  ребенка».

Однако существуют и внешние  причины школьной дезадаптации — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы  существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить  на два типа (М.М. Безруких):

— специфические, имеющие  в основе те или иные нарушения  моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного  восприятия, речевого развития и т.п.;

— неспецифические, вызванные  общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической  дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика  выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность  графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников