Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа
Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.
Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104
Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и нсихолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеюшимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка».Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.
В нашу программу входит работа с родителями с целью:
1) ознакомления родителей учащихся начальной школы с возрастными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, их возможными трудностями при обучении в школе;
2) развития умения у взрослых понимать и принимать проблемы ребенка, формирования родительской эмпатии, толерантности по отношению к собственным детям;
3) развития умения конструктивно общаться с ребенком, грамотно разрешать конфликтные ситуации, оказывать ребенку необходимую психологическую поддержку.
Занятия проводятся педагогом-психологом не реже 1 раза в 2 недели.
Продолжительность групповых консультаций - 40-60 минут.
Примерная тематика занятий:
- Психологическая поддержка ребенка в семье.
- Как помочь ребенку
преодолеть застенчивость,
- Если первоклассник ведет себя странно...
- Как развивать у ребенка рефлексию, эмпатию, толерантное отношение к окружающим?
- «Школьная тревожность» - что это такое?
- Как помочь ребенку преодолеть страх?
- Почему ребенок агрессивен?
- Как помочь ребенку с крайней изменчивостью настроения (эмоционально-лабильному)?
- Учимся расслабляться (приемы релаксации).
- Непоседливый ребенок (о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью).
- Как помочь чрезмерно медлительному ребенку?
- Леворукий ребенок.
- Аутичный ребенок в семье и школе.
- Мой ребенок - изгой?
- Как формировать устойчивую адекватно-положительную самооценку у ребенка?
- Почему ребенок лжет?
- «Много строгости не бывает...» (о системе поощрений и наказаний ребенка в семье).
- «Кумир семьи» в «ежовых рукавицах» (о стилях семейного воспитания).
- Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (супружеские конфликты и дети; развод родителей; отчим в семье; появление второго ребенка в семье; алкоголизм одного из родителей; смерть близкого человека и т.д.). Предлагаемая тематика занятий может меняться в зависимости от запросов и пожеланий большинства родителей.
Кроме того, по запросу учителей можно организовать встречи педагога-психолога с родителями на общешкольных и классных родительских собраниях с консультацией «Что такое адаптация? Как помочь ребенку успешнее адаптироваться к школьной жизни?». На консультациях нами были освещены следующие вопросы:
1. Адаптация и особенности
ее протекания у
2. Возрастные психологические особенности первоклассников и их возможные трудности в период адаптации к школе.
3. Категории детей, испытывающих особые трудности в адаптационный период.
4. Как помочь ребенку
успешнее адаптироваться к
Заметим, что родительская поддержка, по мнению А.Д. Андреевой - это процесс, в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки; помогает ребенку поверить в себя и свои способности и избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Родитель вербальными и невербальными способами дает понять ребенку, что верит в его силы и способности. А.Д. Андреева считает, что ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы поддержать ребенка, продемонстрировать веру в него, родителям важно выполнять следующие условия:
- расценивать прошлые
неудачи ребенка как
- формировать у ребенка умение учитывать и исправлять ошибки прошлых неудач;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он сумеет справиться с поставленной задачей, задать ему оптимистический настрой;
- позволить ребенку начать все заново, внушая ему веру в успех.
Актуальные для отдельных родителей проблемы рассматривались с ними во время индивидуальных консультаций.
Психологический комфорт ребенок будет испытывать, если психологическую поддержку ему оказывают не только взрослые (учителя и родители), но и его сверстники, прежде всего, одноклассники.
В качестве работы по преодолению психологических трудностей детей и формированию навыков психологической поддержки сверстников учителям и воспитателям группы продленного дня можно рекомендовать включить рекомендовано включить в планы воспитательной работы с детьми проведение психологических бесед на классных часах и клубных занятиях (примерно 2 раза в месяц) по следующим темам:
- Учимся знакомиться со сверстниками.
- Учимся выполнять правила школьной жизни (о правилах поведения в школе).
- Учимся преодолевать свою робость, стеснительность.
- Учимся справляться с плохим настроением.
- Учимся побеждать свой гнев.
- Учимся преодолевать свой страх, тревогу.
- Учимся расслабляться.
- Учимся терпимо, с
уважением относиться к
- Учимся сопереживать, поддерживать товарища в горе и в радости.
- Учимся договариваться, идти на компромисс.
- Учимся правильно (
- Учимся уважать и любить себя и окружающих.
Продолжительность бесед 10-15 минут. При подготовке к таким беседам педагогам рекомендованы материалы периодической печати, а также собственные наработки.
Данный вид работы с детьми, на наш взгляд, является эффективным, так как известно: только те знания, которые самостоятельно добыты учащимися (в процессе эвристической беседы), прочно ими усваиваются. Такие знания, ставшие собственными открытиями, прошедшие через сферу чувств ребенка, становятся его убеждениями.
Педагог-психолог выступал в роли консультанта при подготовке учителями и воспитателями таких занятий. Выше названную работу с детьми дополняют«Уроки эмпатии», «Уроки толерантности».
В частности, уроки эмпатии проходят по следующим направлениям:
- учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать сказочных героев (например, по русской народной сказке «Гуси-лебеди», сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про славного Гороха и его прекрасных дочерей - царевну Кутафью и царевну Горошину», «Серая шейка», сказке О. Уальда «Звездный мальчик», сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и др.);
- учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать близких нам людей (например, уставшую после долгого трудового дня маму; папу, попавшего под сокращение на работе; плачущего малыша, заболевшего дедушку, грустную бабушку и т.д.);
- учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать наших друзей (когда друг оказался в беде; заболел; когда у друга радость и т.п.);
- учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать животных (детенышей животных, брошенных собак и кошек, зимующих птиц и т.д.);
- учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать людей, непохожих на нас (с физическими недостатками, с ограниченными возможностями; беженцев, плохо знающих наш язык и др.);
— учимся сочувствовать, сопереживать и поддерживать одноклассников
(когда кто-то из них получил плохую оценку; когда кого-то наказала учительница; когда кто-либо поссорился с другом; когда у одноклассника умер близкий ему человек и т.д.).
Уроки толерантности были направлены на формирование у детей готовности принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, с уважением относиться к позициям и ценностям других людей: людей другой национальности, беженцев, людей с ограниченными возможностями, физическими недостатками. Педагоги учили младших школьников терпимо относиться к пожилым людям, к тяжело больным, к чужому мнению, не совпадающему с собственным мнением; к странным привычкам других людей, к их недостаткам и т.д.
Конечно, только запланированные уроки, беседы кардинально не смогут изменить ситуацию в лучшую сторону и сразу сделать детей более добрыми, сензитивными и эмпатийными, терпимыми и сдержанными. Необходимо создание соответствующей воспитательной среды. Важная роль в этом отводится учителю, который пользуется большим авторитетом у младших школьников и является для них примером для подражания в процессе общения с детьми и взаимодействия с другими людьми. Копируя поведение доброго, понимающего, терпимого учителя, ребенок научается быть эмпатийным, толерантным по отношению к окружающим.
Приложение 1
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ»
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
Выделяют три фазы адаптации:
1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели;
2) неустойчивое приспособление,
когда организм ищет и находит
какие-то оптимальные (или
3) относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования, то есть собственно адаптация. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации?
Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».
В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.
Все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка».
Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.
Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.
Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких):
— специфические, имеющие
в основе те или иные нарушения
моторики, зрительно-моторной координации,
зрительного и
— неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.
В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.
Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.
Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников