Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

40. Часто жалуется на  усталость.

41. Почти никогда не  отвечает правильно, если вопрос  поставлен нестандартно, требует  сообразительности.

42. Ответы становятся лучше,  если есть опора на какие-то  внешние объекты (считает пальцы  и т.п.).

43. После объяснения учителя  не может выполнить аналогичное  задание.

44. Затрудняется применять  ранее усвоенные понятия, навыки  при объяснении учителем нового  материала.

45. Часто отвечает не  по существу, не может выделить  главное.

46. Такое впечатление,  что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия  у него не сформированы.

Работа учителя с опросником

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает  номера, в которых описаны фрагменты  поведения, характерные для конкретного  ребенка.

Обработка результатов

Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа — 2 балла. Максимально  возможная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент  дезадаптации:

К = П : 70 х 100,

где П — количество баллов, набранных ребенком.

 

Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.

Показатель от 15 до 30% свидетельствует  о средней степени дезадаптации.

Показатель выше 30% — серьезная  степень дезадаптации.

Показатель выше 40% свидетельствует  о том, что ребенок нуждается  в консультации психоневролога.

1. РО — родительское  отношение.

2. НГШ — неготовность  к школе.

3. Л — леворукость.

4. НС — невротические  симптомы.

5. И — инфантилизм.

6. ГС — гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

7. ИНС — инертность  нервной системы.

8. НП — недостаточная  произвольность психических функций.

9. НМ — низкая мотивация  учебной деятельности.

10. АС — астенический  синдром.

11. НИД — нарушения  интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Занятие 1.

«Знакомство»

Цель: помочь детям войти  в контакт друг с другом и с  взрослыми, осознать себя как личность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Психолог представляется, рассказывает о себе.

Предлагает детям представиться, назвать свои имя и фамилию, затем  встать по кругу и назвать свое имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя в глаза стоящему справа соседу. Ставится стул в середину круга, один ребенок садится на стул, остальные по очереди говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет наиболее понравившееся.

Игра «Атомы и молекулы»

Психолог. Мы все — отдельные  атомы, атомы бродят по одному, им скучно, и им захотелось собраться, соединиться  в молекулы по два (затем по три, по пять и т.д., в конце — по количеству детей). Вот какая большая группа собралась, и всем атомам сразу стало  веселей!

Рисование

Предложить всем сесть  за парты и нарисовать по цветку.

Если ребенок не может  или не хочет рисовать, сказать  ему: «Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? Я три раза щелкну, и ты начнешь рисовать».

Собрать все нарисованные цветы в один букет и «посадить» (разложить на столе или на полу) — получится красивый, яркий луг.

Игра «Передай тепло цветка другу»

Стоя в кругу, соединить  ладони, прочувствовать, как тепло передается по цепочке.

В парах: на ощупь определить, какие у партнера руки, лицо, погладить  по голове.

 

Домашнее задание

Ребенок должен узнать у  родителей, что обозначает его имя.

Занятие 2.

«Я и мое имя»

Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям  осознать свои положительные черты  характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Психолог. На прошлом занятии  мы узнали, как кого зовут. Мое имя  обозначает... (психолог рассказывает о  своем имени). А вы узнали, что  обозначает ваше имя?

Дети по очереди рассказывают о своем имени. Если не знают, психолог помогает (необходимо до занятия узнать, что обозначают имена детей).

Психолог. Ребята, вам нравится, когда вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему? Как  вас называет мама?

Дети отвечают по очереди. Можно предложить детям придумать  себе имя: «Как бы вы хотели, чтобы вас  называли?»

Игра «Волшебный стул»

Один ребенок садится  на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот стул волшебный, произносятся самые  лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.

Рисование

Дети рисуют свой автопортрет.

Упражнение на релаксацию

Лежа на полу, дети под  классическую музыку представляют себя волшебниками (сказочными персонажами), вспоминая и повторяя все положительные  слова, сказанные им окружающими.

 

Занятие 3.

«Я и моя семья»

Цель: знакомство с членами  семьи, общими интересами, традициями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Рисунок семьи»

Сидя в кругу на стуле  или на полу, ребенок рассказывает, как зовут родителей, остальных  членов семьи (по рисунку или по фотографии), кто чем любит заниматься.

Игра «Поменяйтесь местами  те, у кого...»

Психолог предлагает поменяться местами детям, у кого

а) есть старший брат,

б) младшая сестренка,

в) младший брат,

г) старшая сестра,

д) есть и брат, и сестра,

е) дедушка и бабушка  живут с ними вместе,

ж) дедушка и бабушка  живут в деревне и т.д.

Занятие 4.

«Урок и перемена»

Цель: познакомить детей  с правилами поведения на уроке  и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Беседа на тему «Что такое  урок?» 

 

Дети высказывают свои мнения.

Психолог. Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле свой парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

Проигрывание ситуаций

Что нужно сделать:

а) когда входит учитель (или  кто-то старший) в класс;

б) когда хочешь что-либо сказать;

в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

Игра на внимание

Психолог. На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить  вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.

У кого сосед по парте  со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами.

Откройте глаза и проверьте  себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите  руку с закрытыми глазами.

Откройте глаза и проверьте  себя. Опять закройте глаза. У кого сосед...

Беседа «Что можно сделать  за перемену?»

Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться  к следующему уроку, сходить в  туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.

Подвижная игра (по выбору детей)

Выработка правил поведения 

Осуществляется самими детьми:

— в школе можно улыбаться  и смеяться,

— нельзя ругаться и драться  и т.д.

 

Рисование на тему «Что мне  нравится в школе»

Завершение занятия

Психолог.

Прозвенит сейчас звонок —

Наш закончится урок.

Урок закончен. В начале урока мы научились выполнять  правило «Готов к уроку», то же самое  нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок  закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.

Занятия 5—7.

Экскурсия по школе 

(проводятся в течение  3 уроков)

Цель: научить детей ориентироваться  в помещении школы, познакомить  с сотрудниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство с планом-схемой школы

Психолог. Ребята, я принесла план школы. Кто знает, что такое  план? Да, это чертеж нашей школы. Интересно, где же ваш класс находится?

После поиска пути от входа  до класса предложить пройти по школе, ориентируясь по плану.

Посещение медицинского кабинета

Психолог представляет медсестру. Она проводит беседу по вопросам: «Для чего нужны прививки? Почему нельзя болеть школьнику? Что нужно делать, чтобы не болеть, а быть здоровым?»

Посещение спортивного зала

Учитель физкультуры представляется и задает детям вопросы: «Для чего люди занимаются спортом? Нужна ли физкультура  школьнику? Кто делает зарядку по утрам? Кто из детей занимается уже в спортивных секциях?» Затем дети изображают бесконтактный бокс, лыжников, пловцов, гимнастов и т.д. Если кто-то из детей занимается в спортивных секциях, можно предложить им показать какие-либо упражнения.

 

Посещение кабинета музыки — «страны пяти линеек»

Учитель музыки после представления  предлагает детям угадать трех китов  музыки: играет марш (дети маршируют), затем  танцевальную музыку (предлагает потанцевать), по выбору дети поют или слушают  песню.

Посещение кабинета изобразительного искусства 

Учитель знакомит детей с  «царством карандаша и кисточки».

Дети в парах играют в игру «Скульптор»: один «лепит»  животное по своему желанию, затем рассказывает о своей «скульптуре». Затем дети меняются ролями.

Посещение библиотеки

Библиотекарь задает детям  загадки:

Без языка,

Без голоса,

А все расскажет.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Проводит беседу по вопросам: «Для чего нужны книги? Какие книги  бывают? Кто их пишет, выпускает? У  кого какая любимая книга?» и  т.д.

Предлагает записаться в  библиотеку тем детям, кто уже  умеет читать.

Экскурсия в кабинет психолога

Психолог. Ребята, сегодня  я приглашаю вас к себе. Кто  знает, кто такой психолог?

Ответы детей.

Если кому-то стало грустно, плохо, психолог утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.

Релаксационное упражнение.

 

Посещение столовой

Часть урока проводит учитель  этикета. Он показывает и рассказывает, кому, куда и как правильно сесть, как пользоваться приборами.

Экскурсия на кухню 

Психолог. Наши повара, хотя и молоды, готовят очень вкусно: пироги их пышны, щи объедение, компот сладок, хлебушек мягок.

После посещения всех кабинетов  в конце третьего урока дети рисуют слова: школа, класс, учеба, болезнь, вкусная  еда, чистота, интересная книга, сила, музыка, игра, рисование и т.д.

Занятие 8.

УЧЕНЬЕ — свет,

а неученье — тьма

Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Психолог. Ребята, как вы думаете, зачем людям надо учиться?

Выслушивает ответы всех детей, делает обобщение.

Игра «Отгадай профессию»

Дети по очереди имитируют  движения, которые выполняются при  определенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы. Остальные  дети отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, какими должен обладать представитель  этой профессии.

Беседа 

Дети отвечают на вопросы: «А вас можно назвать работником? Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей  работы?» 

Игра «Алфавит».

 

Психолог предлагает детям  пройти испытание на звание ученика. Сначала — проверка внимания.

Игра «Чего не стало»

Теперь — проверка памяти.

Решение задач на сообразительность 

Проверка мышления — решение  «хитрых» задач.

Итог 

Психолог. Вот какие вы все внимательные, умные, значит —  все вы можете учиться хорошо и всем вам присваивается звание ученика.

Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников