Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

Занятие 9.

«Когда всем весело, а одному грустно»

Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные  состояния.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Психолог. Во время прогулки в школьном дворе вы увидели грустного  ученика. Ребята, давайте подумаем: почему он грустный?

Ответы детей.

Вам его жалко? А как  мы его можем утешить?

Дети предлагают варианты, выбирают наиболее подходящие. Психолог предлагает подойти к мальчику и  попробовать его утешить.

Упражнение «Настроение»

Демонстрация лиц с  различным эмоциональным состоянием: радости, печали, веселья, злости, удивления  и т.д. Предложить детям выбрать  и «сделать» какое-либо лицо, спросить, что ему хочется сделать в  этом состоянии, нравится или нет  такой человек и почему? Когда  у человека бывает такое настроение?

Психолог. За цветом можно  увидеть различные предметы, живые  существа. При помощи цвета человек  даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он видит все в розовом  цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение? (Ответы детей.) Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым, голубым. Плохое настроение — темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение.

Рисование

Предложить детям нарисовать лицо мамы, папы, братьев, сестер — какие  они чаще всего бывают.

Занятие 10.

«Волшебные СЛОВА»

Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать  правила поведения, использовать в  речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста  и т. д.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Беседа

Психолог.

— Здравствуйте! —

Ты скажешь человеку.

— Здравствуй! —

Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровый будет много  лет.

Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча  начинается с приветствия. Какие  слова-приветствия вы знаете? А еще  как можно приветствовать? (Кивок  головой, помахать руками, поклон, рукопожатие.)

Разминка

Предложить детям походить по классу и поприветствовать друг друга. Спросить: чье приветствие  больше понравилось, почему?

Драматизация сказки «Заяц  и еж» 

Дети слушают сказку в  исполнении двух одноклассников.

Вопросы к детям: «Что можно  сказать про зайца? Ежа? Что ты чувствовал в роли зайца? А в роли ежа? Кто вам симпатичен? А в  жизни встречались вам такие  люди? Как вы поступали?»

Психолог.

Слова «До свидания!»,

«Спасибо!», «Простите!»,

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома.

Слова эти очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете  прожить.

Слова эти нужно

С улыбкой дарить.

 

Беседа 

Психолог. С кем можно  здороваться, а с кем — нет: дома, в школе, на улице? В каких  случаях говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить? Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли «волшебные слова».

Игра с мячом «Вежливые  слова»

Психолог. Чтобы узнать, какие  еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в  глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Литература

1. Баркан А.И. Типы адаптации  первоклассников / Педиатрия, 1983, №  5.

2. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.

3. Дубровина И.В., Акимова  М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая  книга школьного психолога / Под  ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

4. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.

5. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17

6. Коган В.Е. Психогенные  формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, № 4.

7. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М., 1987.

8. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.

10. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. М., 1995

 

 

 


Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников