Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

В 6-7 лет ребенок приходит в школу. Одновременно с этим и независимо от этого обычно дети в это время переживают один из возрастных кризисов. На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Однако кризис 6-7 лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования - «внутренней позиции» ребенка, который начинает воспринимать и переживать себя как социального индивида, «школьника» (осознание своего социального «Я»). В такие критические периоды дети становятся непослушными, раздражительными, капризными, обидчивыми, более агрессивными. Они часто вступают в конфликты с взрослыми, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. Возраст 7 лет - это начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний. Переживание - это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. По мнению Л.С. Выготского, переживание есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет - влияние среды на ребенка или особенность самого ребенка. Переживание есть единица личности и среды, представленная в развитии.

Все, свойственные кризису  особенности поведения, возникают как следствие еще неустойчивых переживаний - отношений ребенка как человека к тому или иному явлению действительности. Поведение дошкольника в большей степени наивно и непосредственно, открыто и понятно для окружающих, т.к. внешне он такой же, как внутренне. В противоположность ему поведение младшего школьника в некоторых ситуациях уже кажется со стороны искусственным и натянутым и не таким ясным во всех своих проявлениях, как у дошкольника (конфликт «хочу» - «надо»). В своей работе «Кризис 7 лет» Л.С. Выготский отметил несколько важных особенностей переживаний детей младшего школьного возраста:

• Переживания приобретают  смысл, т.е. ребенок начинает понимать, что значит - «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», и у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

• Возникает обобщение переживаний, или логика чувств. Так, если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, то она осмысливается ребенком и на этой основе формируется отношение к себе, своим успехам и своему положению.

• Осмысление переживаний  может порождать острую борьбу между  ними. Противоречие переживаний и трудности выбора могут усугублять внутреннюю напряженность.

Нередко детские переживания  являются прямым следствием новых, трудных или неприятных, жизненных ситуаций. Трудности неизбежны в жизни каждого человека, однако дети сталкиваются с ними даже чаще, чем взрослые, так как то, что взрослому кажется привычным и естественным, у ребенка может вызвать беспокойство, тревогу и страх. Не обладая достаточным жизненным онытом, дети обязательно сталкиваются с чем-то неизвестным, неожиданным для себя. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребенка, позволяя ему испытать свои возможности и способности, что в одних случаях будет успешным, а в других послужит причиной для гнева и разочарований.

Наиболее существенное влияние  на детей оказывают острые психические травмы (например, встреча со смертью) и хронические психотравмирующие воздействия (например, неправильное воспитание ребенка в семье). Они создают ситуации повышенного риска и предрасполагают к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Менее заметно, но не менее велико, влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся, событий, так называемого, «стресса обыденной жизни». Эти трудности нужно ежедневно преодолевать и каждый раз находить то или иное решение. И, если ребенок постоянно приобретает в таких ситуациях негативный опыт, это также может привести к нарушению его психического здоровья, эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Очень важно уметь определять, какие именно ситуации вызывают затруднения у конкретного ребенка. Но данным исследований психологов (Р.Б. Аугис, Е.Е. Даниловой) дети младшего школьного возраста наиболее часто в качестве трудных называют ситуации, связанные со школой. Самые распространенные из них - это повседневные ситуации:

- проверка знаний во  время контрольных и других  письменных работ;

- ответы ученика перед  классом (в этой ситуации для ребенка наиболее значимым оказывается мнение о нем учителя и других учеников класса, по-

этому появляется страх перед  возможной ошибкой во время ответа);

- получение плохой оценки;

- неудовлетворенность родителей успеваемостью детей (трудность этой ситуации состоит в том, что она служит источником различных запретов

и наказаний);

- конфликты со сверстниками (ссоры, драки, изолированность в группе сверстников);

- конфликты с учителями,  администрацией школы и родителями (при-

чины - непослушание ребенка, нарушение установленных правил, после чего

следуют воспитательные санкции  со стороны взрослых, не всегда справедли-

вые с точки зрения детей);

- ситуации публичного  выступления (концерты, спортивные соревнования);

- случаи неуспеха в  какой-либо деятельности (когда у ребенка что-то не получается, не выходит);

- ситуации физической  травмы и опасности ее получения (падения, ушибы, переломы)

У детей уровень внушаемости  выше, чем у взрослых, поэтому в незнакомых ситуациях младшие школьники чаще всего следуют за своими сверстниками, вопреки собственным знаниям и здравому смыслу. Конформное поведение становится для детей младшего школьного возраста типичным. Это проявляется и на уроках, и в совместных играх, и в повседневных взаимоотношениях. При этом независимо от выбора поведения они испытывают чувства сильного напряжения, смятения, испуга [124].

У младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Но вместе с тем, поступление ребенка в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни в школе.

Ситуация школьной жизни  вводит первоклассника в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Поступление в школу – это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. Неспособность первоклассника соответствовать новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться и переживать. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными.

В первую очередь, обнаруживают себя сверх возбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения (страхи одиночества, смерти, нападения), то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи (страх опоздать в школу, смерти родителей и др.) как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

В исследовании О.В. Лобза (2000) [106], посвященном выявлению роли близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни, установлено, что завышенные требования взрослых к первокласснику, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную природу и активность ребенка, его способности, интересы и потребности, также является причиной эмоциональных расстройств и неврозов у детей младшего школьного возраста.

Заметим, что в большинстве  случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может, по образному выражению B.C. Мухиной, попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая чувство превосходства над другими или зависть. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

Таким образом, поступление  в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребе-

нок начинает занимать новое  место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе. Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания сферы деятельности и увеличением количества эмоциогенных обьектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеюшуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.

Следовательно, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью  на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и  откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту  страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции  и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других часто воспринимается неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Школьники младших классов, как показано Т.Б. Пискаревой  легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Они лучше различают положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной остается эмоция вины.

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов.

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. Хотя в школьном возрасте дети демонстрируют гораздо меньше страхов перед реальными объектами и событиями, чем в более раннем возрасте, страхи перед воображаемыми вещами остаются в прежней силе. Вместе с тем в течение этого периода детства у детей развивается более адекватное представление о смерти и о том, что она означает. Некоторые дети становятся чрезвычайно озабоченными этой идеей, и у них возникает беспокойство из-за возможной смерти родителей. Также дети становятся более скромными и замкнутыми, так как они начинают лучше понимать социальные ситуации и придавать большее значение реакции на них других людей. Самосознание становится более выраженным. Некоторые дети, впервые приступающие к занятиям в школе, так сильно волнуются и так сосредоточиваются на самих себе, что перед классом могут отвечать только шепотом, а кое-кто из них некоторое время совсем не может говорить. Для подавляющего большинства детей это кратковременная и даже мимолетная фаза, но у очень немногих эта проблема может быть более стойкой.

Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников