Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые 3-4 недели обучения и поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

В «Методических рекомендациях  по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования» указывается, что социально-психологическая адаптация первоклассников может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к учителю, коллективу, приобретает друзей, старается проявить себя (предлагает помощь, принимает поручения, участвует в коллективной деятельности). У этих детей обычно хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями: с ними не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает у них новую реакцию протеста- они задираются, мешают проводить урок, без разрешения учителя могут позволить себе произвольно передвигаться по классу и т.п.

Следует отметить, что Г.М. Чуткина в своем исследовании выделяет 3 уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

В работах И.Б.Котовой, Е.Н. Шиянова отмечается, что существуют следующие уровни адаптации:

- целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся индивид знает, как он должен действовать, вести себя, внешне соглашаясь с требованиями среды, но продолжает придерживаться своей системы ценностей;

- взаимная терпимость, при  которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

- аккомодация (наиболее  распространенная форма адаптации), которая возникает на основе терпимости, проявляется во взаимных уступках, в результате которых человек признает ценности социальной среды, а среда признает черты личности;

- ассимиляция или полное  приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей

новой среды.

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физиологического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Следовательно, учителю необходимо строить свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе, причем особенно внимательным нужно быть в период так называемой «острой» адаптации, то есть в первые четыре недели. При этом наиболее важны такие качества педагога, как доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, эмпатия, желание наладить отношения с любым ребенком. Мы считаем, что нецелесообразно в первые месяцы обучения вызывать к доске трудно адаптирующихся к школьной жизни, неуверенных, стеснительных первоклассников,нельзя демонстрировать перед всем классом неуспешность деятельности ученика, его ошибки и недостатки, лучше это делать наедине с ребенком.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. То, как происходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка отмечаются при адаптации к школе (при разных программах, разном возрасте начала обучения), в течение многих лет изучали специалисты Института физиологии детей и подростков АПН СССР. Как правило, это были комплексные исследования, которые включали изучение показателей высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках. Такое комплексное и всестороннее измерение изменений, происходящих в организме, наряду с оценкой состояния здоровья и важнейших педагогических аспектов обучения (при этом по возможности соблюдались все гигиенические требования к организации учебного процесса) позволило получить достаточно полную картину процесса адаптации.

Специалистами Института  физиологии детей и подростков АПН СССР было выделено три основных этапа (фазы) адаптации.

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Известно, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Рассмотренные физиологические  аспекты адаптации помогают учителю понять, почему на этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. В соответствии с этим нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет индивидуален.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель (до середины октября), а наиболее сложными являются 1-4 недели. Заметим, что первые недели обучения детей в школе характеризуются, прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналовой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в нервные недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Однако, ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности процесса физиологической адаптации организма ребенка к школе, а это незнание и форсирование нагрузки еще больше усложняют и без того столь непростой период. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния нервной системы, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление.

Только на 5-6 неделях постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до девяти недель, т.е. длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

В свою очередь, выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Однако в настоящее  время, по данным медиков, здоровых детей поступает в школу только 10 - 20%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у таких детей значительно возрастает. Тяжелее адаптация протекает у первоклассников, которые в дошкольном возрасте перенесли черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болели (даже простудными заболеваниями), особенно если у них неблагоприятно протекал период внутриутробного развития и новорожденности, такие дети страдают различными хроническими заболеваниями и имеют расстройства нервно-психической сферы, а также физиологически и психологически незрелые первоклассники (к их числу относятся и дети, не достигшие на 1 сентября 6,5 лет). Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшающая состояние центральной нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья.

Влияние неблагоприятных  факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным исследования, проведенного Г.М. Чуткиной, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении с взрослым; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери; конфликтная ситуация в семье из-за алкоголизма; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс; низкий уровень образования отца; конфликтная ситуация в семье; отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса; неполная семья.

Другим источником негативных последствий для ребенка являются конфликты между родителями и детьми из-за несоответствия собственного поведения родителей тем требованиям, которые они предъявляют детям. В этом случае родители не только не замечают своего неправильного поведения, но и проецируют на детей собственные проблемы. Истинные побуждения, которые определяют взаимодействие «родитель - ребенок», не всегда полностью осознаются родителями. Неадекватное отношение матери к ребенку может привести его к особому психическому состоянию, которое порождается отсутствием ощущения безопасности, эмоционального комфорта и защищенности. Это одно из наиболее глубоких психологических образований, приводящих не только к школьной дезадаптации, но и к девиантным, патологическим изменениям личности.

К неблагоприятным факторам, влияющим на адаптацию ребенка к школе, по нашим наблюдениям, следует отнести также несовпадение ожидания родителями успехов ребенка и его реальных достижений. Первоклассник часто испытывает тревогу и страх быть несоответствующим ожиданиям значимых для него взрослых.

Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников