Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

Вызваны они несоответствием  темпов деятельности ребенка и всего  класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности  выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном  восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата  в классе, несомненно, принадлежит  учителю. Ему необходимо постоянно  работать над повышением уровня учебной  мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении  с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного  психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ  «РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

Психологическая поддержка  во время школьного обучения —  проблема важная и большая. Мы много  говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или  считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному  этапу жизни их ребенка.

Главная забота родителей  — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания  уроков вопросом: «Что было интересного  в школе?» «Ничего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал  что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное  в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

Ваше участие и ваш  интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также  сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

Сдерживайтесь и не ругайте  школу и учителей в присутствии  ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

Не сравнивайте ребенка  с одноклассниками, как бы они  ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

Будьте последовательны  в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к  тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что  высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе  с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени  проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно  серьезное испытание для родителей  – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Хорошо, если ребенок в  трудный первый год учебы будет  ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут  ребенку справиться со всеми трудностями.

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Часто бывает, что, хваля  ребенка, мы словно боимся, что он зазнается  или разленится, и добавляем ложку  дегтя в бочку меда: «А что Антон  получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...)

Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и  закономерному, ведь этому предшествовал  труд. И дальше будет так же, нужно  лишь постараться.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с  его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Итак, ваша поддержка, вера в  ребенка, в его успех помогут  ему преодолеть все препятствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В 6–7 лет формируются  мозговые механизмы, позволяющие ребенку  быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку  очень трудно с самим собой. И  тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков  в гимназии только в 9 лет, когда нервная  система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые  правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка  одновременно в первый класс и  какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым  стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш  не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и  спортом кажутся вам необходимой  частью воспитания вашего ребенка, начните  водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может  концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться  и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить  его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько  минут. Начинать выполнение домашних заданий  лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и  любые занятия, требующие большой  зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так  считают врачи-офтальмологи и невропатологи  во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете  в течение первого года учебы  ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения  с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с  ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это  время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный  и уверенный в себе человек, обязательно  хвалите его. Поддерживайте, не ругайте  за двойки и грязь в тетради. Все  это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и  наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что  его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в  сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

— Следует по возможности  честно и терпеливо отвечать на любые  вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим  ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках  своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку  правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант  нравственного воспитания. Принуждение  в семье создает атмосферу  разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка  на ошибки.

— Думайте о детском  банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к  себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте  себя на место своего ребенка, и тогда  будет понятнее, как вести себя с ним.

 

 

 

 

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1. Охотно ли ваш ребенок  идет в школу?

2. Вполне ли он приспособлен  к новому режиму, принимает ли  как должное новый распорядок?

3. Переживает ли свои  учебные успехи и неудачи?

4. Делится ли с вами  своими школьными впечатлениями?

5. Каков преобладающий  эмоциональный характер впечатлений?

6. Как преодолевает трудности  при выполнении домашней работы?

7. Часто ли ребенок  жалуется на товарищей по классу?

8. Справляется ли с  учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)

9. Как по сравнению  с прошлым годом изменилось  его поведение?

10. Жалуется ли на беспричинные  боли, и если да, то как часто?

11. Когда ложится спать?  Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как)  по сравнению с прошлым годом  характер сна?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Опросник для учителя

1. Родители совершенно  устранились от воспитания, почти  не бывают в школе.

2. При поступлении в  школу ребенок не владел элементарными  учебными навыками (не умел считать,  не знал буквы).

3. Не знает многое из  того, что известно большинству  детей его возраста (например, дни  недели, времена года, сказки и  т.д.).

4. Плохо развиты мелкие  мышцы рук (трудности с письмом,  неодинаковые буквы).

5. Пишет правой рукой,  но со слов родителей является  переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или ручку.

10. Иногда заикается.

11. Грызет ногти.

12. У ребенка хрупкое  телосложение, маленький рост.

13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной  атмосфере, любит, когда его  гладят, обнимают.

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление,  что он младше других детей,  хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильная, напоминает  речь 4—5-летнего ребенка.

17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется  с неудачами.

19. Любит шумные, подвижные  игры на переменах.

20. Не может долго сосредоточиться  на одном задании, всегда старается  сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно  настроить на серьезную работу.

22. Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе  учителя часто теряется. Если  дать время на обдумывание,  может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет  любое задание.

25. Домашние задания выполняет  гораздо лучше классных (разница  очень существенная, больше, чем  у других детей).

26. Очень долго перестраивается  с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить  за учителем самый простой  материал, при этом демонстрирует  отличную память, когда речь идет  об интересующих его вещах  (например, знает все марки машин).

28. Требует к себе постоянного  внимания со стороны учителя.  Почти все делает только после  персонального обращения.

29. Допускает много ошибок  при списывании.

30. Чтобы отвлечь его  от задания, достаточно малейшей  причины: скрипнула дверь, что-то  упало и т.д.

31. Приносит в школу  игрушки и играет на уроках.

32. Никогда ничего не  сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что  с трудом усаживают его за  уроки.

34. Такое впечатление,  что с трудом усаживается за  уроки.

35. Не любит никаких  усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.

36. Не совсем здоровый  вид (бледный, худенький).

37. К концу урока работает  хуже, часто отвлекается, сидит  с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.

39. Плохо работает в  условиях ограниченного времени.  Если его торопить, может совсем  «отключиться», бросить работу.

Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников