Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа
Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.
Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104
В центре развития личности автор видит не индивида самого по себе, а первые изначально совместные акты поведения, содействия, преобразующие ситуацию развития личности. Процесс индивидуализации личности идет от совместных актов, через поддержку самостоятельности к самоконтролю и самоорганизации поведения. Таким образом, поддержку личности в образовательном процессе А.Г. Асмолов рассматривает как помощь в самоосуществлении индивидуальности. Созвучны такому рассмотрению поддержки идеи И.Б. Котовой и Е.П. Шиянова, которые акцентируют внимание на глубинном смысле педагогической и психологической поддержки. По мнению авторов, ее сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих ядро человека, его личность. Развивающаяся личность нуждается в пестовании, понимании, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития. Процесс психологической поддержки результирует себя актами саморазвития, когда человек, собирая все внешние влияния, начинает сам формировать качественно новые мысли и цели и действует не по внещним стимулам, а по внутреннему возбуждению.
Г.А. Дорофеева в своем исследовании, посвященном психоэмоциональной адаптации первоклассников при вхождении в школьную жизнь, отмечает, что «психологическая поддержка - это комплекс мероприятий, предполагающий перестройку взаимоотношений учителя с учеником, которую следует осуществлять в период адаптации первоклассников к школе с учетом данных диагностики уровня эмоционального напряжения детей, несовпадения семантических полей детей, их родителей, педагогов и т.п.».
Автор указывает, что доброжелательные взаимоотношения между участниками образовательного процесса (как взрослыми, так и детьми) в атмосфере психологической поддержки стимулируют развитие индивидуальности каждого ребенка, способствуют развитию психически и физически здоровой личности подрастаюш,его поколения. Кроме того, в процессе психологической поддержки дети обучаются у педагогов формам эффективного сотрудничества с другими людьми и потом имеют возможность применять их в любой жизненной ситуации.
На наш взгляд, психологическая поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Мы считаем, что существует прямая зависимость психологического, психического и физического здоровья ребенка, его стрессоустойчивости, повышения жизненного потенциала от грамотной психологической поддержки. Дети, имеющие в семье и школе такую поддержку, лучше развиваются, легче переносят стрессовые состояния, чувствуют себя более защищенными и уверенными.
Психологическая поддержка учащихся является одним из направлений коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы не только педагога-психолога, но и каждого учителя, воспитателя. Она направлена на предупреждение и преодоление трудностей, возникающих в психологии и поведении ребенка, оказание ему необходимой психологической помощи. Психологическая поддержка помогает ребенку поверить в свои способности, избежать ошибок, сосредоточиться на позитивных сторонах личности, укре пить адекватную положительную самооценку. В решении данной проблемы принимают участие педагоги, родители, психологи, сверстники.
От того, насколько комфортно, эмоционально благополучно будет чувствовать себя каждый ребенок, зависит не только его отношение к школе, к самому себе, но и к окружающим его людям, и, конечно же, от этого не в меньшей степени зависят и его успехи в школе.
По убеждению А.Д. Андреевой, «психологическая поддержка – это процесс:
В процессе психологической поддержки взрослые используют совокупность наиболее оптимальных методов и приемов педагогического воздействия на ребенка, изменяют привычный стиль общения и взаимодействия с ним, создают условия для формирования благоприятного психологического климата вокруг него. Это позволяет взрослым сосредоточиться на позитивных особенностях поступков ребенка, оказывая таким образом влияние на эмоциональную сферу ребенка и закрепляя его положительные переживания и состояния.
Поддерживать ребенка - значит верить в него:
- безусловно принимать его;
- видеть в ребенке его индивидуальность;
- верить в его способности, возможности;
- развивать в нем положительные качества личности;
- помогать обрести ему уверенность.
На основании вышеизложенного можно резюмировать, что психологическая поддержка помогает человеку быстрее и безболезненнее преодолевать трудности адаптации к новым социальным условиям, справиться с потенциально стрессогенными ситуациями, строить эффективные взаимоотношения с окружающими, сохранить свое психологическое, психическое и физическое здоровье и т.д.
Современная гуманистическая парадигма, обращаясь к субъектности человека, позволяет характеризовать психологическую поддержку как содействие ребенку в его личностном развитии и выделить механизмы поддержки в общении взрослого и ребенка: понимание, приятие, репрезентация себя другим, продолжение себя в других.
В психологической литературе встречается описание и других механизмов психологической поддержки, таких как признание, принятие, одобрение, доверие, эмпатия, сочувствие, ободрение, авансирование (посредством создания ситуации успеха), похвала, доброжелательный тон в общении.
По мнению А.Д. Андреевой, психологическую поддержку можно оказывать посредством:
- отдельных слов («прекрасно», «здорово», «молодец», «красиво», «аккуратно») и высказываний («Ты делаешь это очень хорошо», «Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему»);
- прикосновений (дотронуться до руки; потрепать по плечу; мягко поднять подбородок ребенка; обнять его; крепко пожать ему руку);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; слушать его; играть с ним; мягко вести его за руку; рисовать вме-
сте с ним);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок головой, смех).
Вместе с тем, О.А. Кулягина утверждает, что фразеологизмы поддерживающего характера можно условно разделить на 3 тина:
1) побуждающие к активным действиям («Всегда вперед!», «Пикогда не унывай!» и др.);
2) направленные на раскрытие перспективы («Можно начать сначала», «Впереди много побед» и др.);
3) призывающие к терпению и стойкости в сложившейся ситуации
(«Капля камень точит», «Все будет хорошо, у тебя все получится!», «Кре-
пись» и др.).
Стоит согласиться с мнением О.С. Кулягиной о том, что наиболее плодотворной основой построения вербализированной психологической под- держки является принцип оптимизма. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их эмоциональная сфера достаточно подвижна, и они быстро реагируют на содержание поддерживающих фразеологизмов.
И.В. Бачков рассматривает проблему психологической поддержки в парадигме психологической помощи, которую оказывают практические психологи. Потребность в этой помощи возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое образование, воспитание, развитие ребенка. Помощь всегда должна быть «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуации способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Обеспечение конкретному ребенку своевременной и необходимой помощи способствует решению его проблем, повседневных трудностей, возникающих в процессе социализации и развития, и тем самым содействует оптимизации этих процессов.
Предметом практической психологии, как науки, но мнению И.В. Бачкова, являются «методы, средства и условия оказания нсихологической помощи людям, имеющим нсихологические трудности». Он выделяет следующие направления такой помощи: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психотерапия.
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий но предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
Важнейшей целью психодиагностики является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.
Психологическая коррекция - это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированные на приведение ее показателей в соответствии с возрастной нормой.
Психологическое консультирование обеспечивает человека необходимой психологической информацией и создает ему условия - в результате общения с человеком - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах. Т.П. Гаврилова, рассматривая задачи и организацию личностного консультирования, определяет поддержку как «энергизирующее сочувствие», имея в виду тот факт, что психолог выражает человеку свое искреннее сочувствие в такой форме, что тот воспринимает его как подтверждение своей личности в целом. Автор считает, что в процессе консультирования наиболее эффективным является «развивающий» совет, который предполагал бы некоторый диапазон возможных действий и побуждал личность самостоятельно искать онтимальный ход.
Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности в тех случаях, когда отсутствуют проявления психического заболевания. Перечисленные направления практической психологии расположены в порядке возрастания ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы.
Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применения психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
Таким образом, психологи оказывают помощь тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации к школе, кто «выпадает» из процесса обучения.
Анализ содержания психологической поддержки позволил сформулировать гипотезу, лежащую в основе построения модели, основанной на предположении, что психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников - это система способов воздействия, позволяющая снимать эмоциональную напряженность, вызванную особенностями межличностного общения и взаимодействия учащихся с учителями, родителями, сверстниками, и создавать условия для эмоционального благополучия детей, гармоничного развития их личности в образовательно-воспитательном процессе и вне его.
Важнейшими принципами психологической поддержки являются:
- принцип полисубъектности, сотрудничества, содействия;
- принцип личностной
- принцип безусловного принятия личности субъекта, нуждающегося в психологической поддержке;
- принцип конфиденциальности;
- принцип защиты прав и интересов ребенка на всем его жизненном пространстве.
Основными условиями эффективности психологической поддержки выступают:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- приоритетность в решении
собственных проблем самим
- доброжелательность в отношении к ребенку;
- безоценочность его личности;
- направленность на
личности;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе (в семье и в школе);
- обеспечение эмоционального благополучия (комфорта) для ребенка.
Реализация данных условий требует от лица, оказывающего психологическую поддержку, знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, компетентности общения, доверительных с ним отношений, понимания проблем субъекта, принятия его, толерантного отношения к нему, эмпатии, рефлексивного слушания, оптимистического подхода к ребенку, отсутствия вербальной и иной агрессии при оказании психологической поддержки. Человек, оказывающий психологическую поддержку, должен уметь создавать ситуации гарантированного успеха для ребенка, опираясь на его сильные стороны, авансировать будущие успехи и достижения личности, проявлять веру в ребенка, демонстрировать оптимизм.
Опираясь на цели, задачи, средства, условия, результаты психологической поддержки, мы составили «Схематическую модель оказания психологической поддержки ребенку» (см. схему 1, с. 26), в которой отражено содержание работы педагога-психолога.
Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников