Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа
Цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.
Введение…………………………………………………………………....2
1. Проблема психологической поддержки первоклассников в адаптационный период к школе…………………………………….…6
1.1 Психологическая поддержка как условие благоприятного личностного развития…………………………………………………………………6
1.2 Особенности психического развития дошкольников и младших школьников……………………………………………………………...21
1.3 Особенности адаптации первоклассников к школе…………………..47
2. Программа психопрофилактики школьной дезадаптации у первоклассников………………………………………………………….66
Приложения………………………………………………………………81
Список литературы………………………………………………………..104
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ПРОФИЛАКТИКЕ И ПСИХОГИГИЕНЕ на тему:
«ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Поступление ребенка в школу связано с возникновением значимого личностного новообразования - внутренней позиции школьника, представляющей тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Школа, являясь специфическим институтом социализации, не может быть замещена ни семьей, ни группой сверстников. Однако в настоящее время она не выполняет своей социализирующей функции, в ней постоянно и значительно увеличивается количество дезадаптированных детей. Недостаточный уровень адаптации к школьному обучению, коллективу и особенно негативный психологический климат в классе приводят к появлению у детей невротических реакций, снижению самооценки и способствует развитию детских неврозов. Во многих случаях они могут быть следствием эмоциональной или психосоциальной депривации, то есть систематического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей. В этом убеждают результаты многочисленных исследований, фиксирующих в младшем школьном возрасте заметное повышение распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в сравнении с дошкольным возрастом. Так, по данным Степановой М.И., от 68% до 75% первоклассников при непривычных школьных нагрузках, недосыпании и др. проявляют неврозоподобные реакции (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т.д.).
Переход к идеям личностно-развивающего образования определил новые задачи школы и учителя. Главным стало развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике. Это требует от учителя высокого уровня психологической компетентности: умения не только понимать душу ученика, его особенности, но и своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую психологическую помощь, поддержку. Проблема психологической поддержки ребенка является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем. Ее востребованность психологической и педагогической практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе, а также гуманизацией образовательного и воспитательного процессов в ДОУ, школах, вузах и семье. Значимость и актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ростом числа психосоматических заболеваний среди первоклассников, их дезадаптивным поведением, являющимся одним из проявлений неврозов. Однако проблема психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе недостаточно исследована. Актуальным является повышение психологической компетентности учителей и психологической культуры родителей в вопросах осуществления психологической поддержки ребенку.
Названные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования следующим образом: какова специфика оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников, определение ее содержания, направлений, форм, методов, средств, механизмов и условий эффективности. Это служит основанием для постановки цели исследования - изучить особенности психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этане адаптации к школьному обучению.
Объект исследования - первоклассники
Предмет исследования - психологическая поддержка первоклассников на этапе адаптации к школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:
1. Своевременно оказанная психологическая поддержка первоклассников способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья.
2. Процесс адаптации
3. Психологическая грамотность значимых для первоклассника взрослых (учителя и родителей ребенка), а также одноклассников в вопросах оказания психологической поддержки существенно влияет на адаптацию первоклассника к обучению в школе.
Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать на основе теоретического анализа соответствующей научной литературы сущность и структуру психологической поддержки.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников.
3. Разработать модель оказания психологической поддержки ребенку, обозначив особенности деятельности педагога-психолога по различным направлениям его работы и желаемые результаты психологической поддержки.
4. Разработать блочно-модульную программу психологической поддержки ервоклассников (включающую работу с учащимися, их родителями и учителями) и наметить пути ее реализации в адаптационный период.
Глава 1. Проблема
психологической поддержки
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы, а также собранные нами в процессе исследования эмпирические данные, указывают на трудности в адаптационный период к школе большинства детей, поступающих в 1 класс. Это связано с адаптацией к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может стать психотравмирующим. Младший школьник еще недостаточно осознает свои переживания и не способен понять причины, вызывающие эти переживания. На школьные трудности первоклассник чаще всего реагирует эмоционально - тревогой, страхом, обидой, гневом. Поэтому так важна психологическая помощь и поддержка первоклассникам в этот сложный период адаптации к новой жизни. Отсюда возникает необходимость серьезно вникать в проблемы ребенка, его переживания, чтобы затем грамотно и своевременно оказать ему эффективную помощь.
В связи с этим мы считаем важным всесторонне изучить проблему «психологической поддержки» в отечественной литературе, определить понятие и содержание «психологической поддержки эмоционального развития первоклассников», а также уточнить виды, способы, условия и механизмы оказания поддержки ребенку.
1.1. Психологическая
поддержка как условие
Идея психологической поддержки, помощи ребенку зародилась в России раньше, чем появилась психологическая служба, и была представлена в понятии индивидуальной помощи ребенку в процессе воспитания и обучения. Историографический анализ отечественных воспитательных и образовательных систем свидетельствует о том, что идея о ней присутствовала в педагогических теориях П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Каптерева и других педагогов и психологов.
Первая попытка создания системы индивидуальной помощи целевого назначения на интегративной основе в нашей стране связана с возникновением в 1920-30-е годы педологии как междисциплинарной науки о «развивающемся, растущем человеке», явившейся первым опытом приложения комплексного знания к практике, выливщейся в щирокое научно-практическое движение. Педологическая система, несмотря на «методологическую несостоятельность» педологии как «синтетической науки о ребенке» (Ю.З. Гильбух), имела процессуальные нризнаки системы индивидуальной помощи: цели, задачи, конкретно обозначенный объект - ребенка, для которого «нужно стараться создать подходящую среду, укрепить здоровье, лечить и т.д.» (П. П. Блонский). Педологическая система функционировала в определенных научно-организационных, кадровых рамках, ее использовали специалисты в работе с детьми, родителями,учителями. Она включала совокупность психолого-педагогических, анатомо-физиологических, биологических, социологических и других знаний о человеке. В дальнейшем, как показывает анализ, идеи индивидуальной помощи активно использовались в организации практической психологии образования, которая рассматривалась как специализированная система развития личности.
Определенный вклад в развитие психологической службы в образовании, направленной на оказание индивидуальной помощи ребенку, внесли исследования, осуществлявшиеся под руководством Х.Й. Лийметс и Ю.Л. Сыэрда в 60-х годах в Эстонии. С 80-х годов психологическая служба в образовании стала внедряться на межреспубликанском уровне.
В мировой практике образования оказание индивидуальной помощи в процессе развития личности и социализации получило широкое распространение в связи с разработкой идей гуманистической психологии личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), признающей приоритет индивидуальности, т.е. «самости», самореализации и самоактуализации. В России в конце 80-х начале 90-х годов в связи с реформированием образования, переориентацией его на парадигму гуманистической педагогики в теории и практике образования активизировалась идея необходимости обеспечения ребенку индивидуальной помощи в развитии и социализации, которая тесно связана с индивидуальным подходом. Постепенно эта идея переросла в парадигму психологической поддержки ребенку и стала актуальной лишь в последние десятилетия.
Ввиду того, что понятие «психологическая поддержка» является достаточно новым в науке, нам представляется необходимым уточнить его смысл, основанный на общепринятом и психологическом понимании слова «поддержка», и на основе этого сконструировать рабочее определение понятию «психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников».
Вместе с тем, Т. Анохина в контексте педагогического осмысления феномена поддержки отмечает, что ее педагогический и семантический смысл заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть под-держивается «самодвижение», развитие самостоятельности человека. Следовательно, поддержка и способы ее осуществления направлены на саморазвитие личности.
Н.Г. Щербанёва считает, что «психологическая поддержка - это вид межличностного взаимодействия, направленного на психологическую помощь субъекту, в ходе которого возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях». С точки зрения автора, целью психологической поддержки является «помощь в развитии психологической индивидуальности субъекта, в построении личностных образований, в развитии самости, в осуществлении личностного роста в период жизненных кризисов, внутренних поисков и выбора. Цель психологической поддержки не только в решении конкретной проблемы, сколько в выращивании индивидуальности» Н.Н. Загрядская определяет психологическую поддержку как качественную характеристику методов взаимодействия. Она обозначает цель психологической поддержки как помощь в конструировании субъективной реальности и обозначает ее связь с таким понятием как психологическая защита от деструктивных влияний, забота, коррекция, психологическое влияние и психологическое сопровождение развития.
В теории личностно-развивающего взаимодействия, в идеях персонализации В.А. Петровского «психологическая поддержка понимается как условие развития «самости» ребенка. Её механизмами выступают установки Принятия, Понимания и Признания». А.Г. Асмолов рассматривает психологическую поддержку как содействие ребенку в развитии. Содействие понимается им как первооснова развития ребенка, а поддержка выступает как необходимый этап развития, относительно свободный от формирующей роли другого, наиболее близкий к самостоятельной организации.
Психологической базой для идеи психологической поддержки А.Г. Асмолов (1996) считает наличие в современном образе жизни источников развития для индивидуализации личности; присутствие в социогенезе условий и механизмов развития индивидуальности; наличие «зон неопределенности», в которых человек проявляет себя как индивидуальность, а не только как носитель социотипического поведения; наличие диапазона возможностей выбора. А.Г. Асмолов утверждает, что на оси исторического времени всегда существует «зона неопределенности», в которой субъект проявляется не только как носитель социально-типического поведения, но и как индивидуальность, при этом акцентирует внимание на социальной позиции личности, являющейся основой выбора тех деятельностей, в которых происходит самоосуществление индивидуальности. В качестве мотивообразующего фактора социального образа жизни автор рассматривает ценность «быть личностью».
Информация о работе Психопрофилактика школьной дезадаптации у первоклассников