Психолого-педагогическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95

Работа содержит 1 файл

безопасный тип психолого-педагогическое обеспечение.doc

— 591.00 Кб (Скачать)

     Рефлексия занятия — предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

        Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

      Содержание  каждого занятия описано в приложении.

     Групповая работа с родителями была направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование у них психолого-педагогической культуры. Большинство родителей не считают проблему неадекватного, часто агрессивного поведения, значимой и указывают на то, что агрессия у детей зависит от возраста и пола (большинство мужчин считают агрессию необходимой составляющей становления характера в социально-экономических условиях, особенно в отношении мальчиков).

     Групповые методы давали возможность родителям  обмениваться     друг с другом опытом, задавать вопросы и получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать  на себя роль лидера при обмене информацией  развивала активность и уверенность родителей. 

2.4. Основные выводы и рекомендации

 
 

     1. В ходе исследования было обнаружено, что неблагополучные семьи, (в которых родители ведут асоциальный образ жизни, материально не обеспечены в связи с отсутствием работы, не имеют благоприятных условий проживания) зачастую являются средой (условием) формирования опасного поведения подростков.

     2. Так, оказалось, подростки из неблагополучных семей обнаружили при тестировании по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению сильную выраженность по таким шкалам, как «шкала склонности к саморазрушающему поведению», «шкала склонности к агрессии и насилию», «шкала склонности к делинквентному поведению», отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций.

     3. Было установлено, что подростки из неблагополучных семей чаще проявляют склонность к зависимому поведению, к алкогольной зависимости высокого уровня.

     Основные рекомендации к психолого-педагогической работе с подростками с опасным типом поведения:

      1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

      2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

      3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

      4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

      5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

      Приемы  коррекционно-воспитательного воздействия (для учителей и родителей):

      1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.

      2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

      3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

     4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.). 
 

 

Заключение

 

     В теоретической части работы нами были проанализированы различные исследования опасного/безопасного типа поведения в трудах педагогов и психологов.

     Безопасность  поведения личности может быть определена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. В целом, в идеальной поведенческой норме гармоничная норма (безопасность, адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида. 

     Опасное поведение  можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

     Подросток  может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в  связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.),  школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут  быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого. Возникающие трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии  и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых.

     Социальная  характеристика личности безопасного  типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий.

     В ходе исследования было обнаружено, что  неблагополучные семьи, (в которых родители ведут асоциальный образ жизни, материально не обеспечены в связи с отсутствием работы, не имеют благоприятных условий проживания) зачастую являются условием формирования опасного поведения подростков.

     Мы  обнаружили, что подростки из неблагополучных семей выявляют при тестировании по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению сильную выраженность по таким шкалам, как «шкала склонности к саморазрушающему поведению», «шкала склонности к агрессии и насилию», «шкала склонности к делинквентному поведению», отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций.

     Таким образом, гипотеза исследования доказана. 

 

     

Список  литературы

 
 
     
  1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева. – М., 2008. – 232 с.
  2. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения / С.А. Беличева // Проблемы социальной работы в России. - М.: Ин-т соц. работы, 1995. - С.91-95.
  3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова – М., 2004. – 458 с.
  4. Вострокнутов, Н.В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска / Н.В. Вострокнутов // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1996. – 284 с.
  5. Васильев, В.П. Юридическая психология. / В.П. Васильев. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 528 с.
  6. Головей, Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. / Л.А. Головей. – СПб., 2009. – 390 с.
  7. Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики. / В.Н. Герасимов. – М.: ВУ РФ, 2008. – 462 с.
  8. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Человек и общество. – СПб.: ЛГУ, 1991. — Вып. 9. — С. 44 — 52.
  9. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения. / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. - СПб., 2006. – 526 с.
  10. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи. / Т.А. Гурко //Социологические исследования. 1995, №10. - С. 10-13.
  11. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. /Под ред. В.А. Никитина. - М.: МГСУ, 2002. – 428 с..
  12. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 2004. – 344 с.
  13. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А.И. Захаров. – М., 2007. – 336 с.
  14. Корчак, Я. Как любить детей. / Я. Корчак. – Минск, 2000. – 246 с.
  15. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения. / Ю.А. Клейберг. – М.: Ин-т психологии и педагогики, 2009. – 214 с.
  16. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. – М., 2001. – 160 с.
  17. Копыт, Н.Я. Профилактика алкоголизма. / Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров. – M., 2001. – 412 с.
  18. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е. Каган // Вопр. психол., 1984, №5. – С. 27-45.
  19. Кон, И.С. Психология старшеклассника. / И.С. Кон. – М., 2004. – 488 с.
  20. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  21. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. / В.Т. Кондрашенко. – Минск, 2005. – 394 с.
  22. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. / Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 2003. – 322 с.
  23. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия. / А.Е. Личко. – СПб., 2005. – 482 с.
  24. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / А.Е. Личко. – СПб., 2003. – 456 с.
  25. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. / В.И. Лубовский. – М., 2009. – 416 с.
  26. Милушева, Г.А. О роли микросоциальных факторов в возникновении девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотребления токсикоманическими веществами и алкоголем. / Г.А. Милушева, Н.Г. Найденова. //Вопросы психологии, 1992. №1. - С. 35-47.
  27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М., 2006. – 456 с.
  28. Массен, П. Развитие личности ребенка. / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюста. — М., 2003. – 534 с.
  29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. / А.В. Мудрик. – М., 2005. – 430 с.
  30. Менделевич, В. Психология девиантного поведения. / В. Менделевич. – СПб., Питер, 2005. – 650 с.
  31. Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. / И.А. Невский. – М: 2004. – 324 с.
  32. Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. – 382 с.
  33. Обухов, В.М. Основные критерии отклонения в нравственном развитии подростков / В.М. Обухова // Психологическое изучение трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М., 2006. – 346 с.
  34. Овчарова, Р.В. Реабилитационное пространство для подростка с девиантным поведением / Р.В. Овчарова // Дети и насилие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М. – СПб. – Екатеринбург, 2004. – 290 с.
  35. Основы психологии. Практикум / ред.сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
  36. Петрынин, А.Г. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучных семей. / А.Г. Петрынин, Р.М. Цилуйко. – М: 2002. – 338 с.
  37. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999. – 436 с.
  38. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Ремшмидта. - М., 2000. – 530 с.
  39. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. / Л. Пожар. – М., 2005. – 186 с.
  40. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер. – М., 2007. – 322 с.
  41. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. – М., 2002. – 656 с.
  42. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. – М., 2008. – 524 с.
  43. Рыжова, Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. / Н.А. Рыхова. – М., 2005. – 388 с.
  44. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением. / Л.С. Славина. — М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
  45. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989
  46. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков. - М., 2003. – 418 с.
  47. Филонов, Л. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации / Л. Филонов // Вопросы психологии. 2000. №2 с. 112 – 127.
  48. Фетискин, Н.П. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – 416 с.
  49. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / Д.И. Фельдштейн. – М., 2007. – 510 с.
  50. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. / Д.И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 2002. – 390 с.
  51. Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. / Т.А. Шилова. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2006. – 4632 с.
  52. Эриксон, Э. Детство и общество. / Э. Эриксон. – СПб., 2009. – 386 с.
 
 
 

 

Приложения

    Приложение 1

Методика  диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.

    1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
    2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
    3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
    4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
    5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
    6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
    7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
    8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.
    9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком – истребителем.
    10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
    11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
    12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
    13. Я всегда говорю только правду.
    14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
    15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
    16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
    17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
    18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.
    19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
    20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
    21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.
    22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
    23. Я иногда не слушаюсь родителей.
    24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
    25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
    26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
    27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
    28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.
    29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
    30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
    31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
    32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
    33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
    34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно»
    35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
    36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
    37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
    38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
    39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
    40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
    41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
    42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
    43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
    44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
    45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
    46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
    47. Иногда я скучаю на уроках.
    48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
    49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.
    50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
    51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
    52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
    53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
    54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
    55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
    56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
    57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
    58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
    59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
    60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
    61. Меня раздражает, когда девушки курят.
    62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
    63. Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
    64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает
    65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
    66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
    67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
    68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
    69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
    70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
    71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
    72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
    73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
    74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
    75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
    76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
    77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
    78. Я часто не могу сдерживать свои чувства.
    79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
    80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
    81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
    82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
    83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.
    84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
    85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
    86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
    87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
    88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
    89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.
    90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
    91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
    92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
    93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
    94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
    95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
    96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
    97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
    98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
 

Обработка результатов

    КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ»  БАЛЛОВ

    Мужской вариант

    1. Шкала установки на социально-желательные  ответы:

    2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

    2. Шкала склонности к преодолению  норм и правил:

    1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

    3.Шкала склонности к аддиктивному поведению:

    14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

    4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

    3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

    5. Шкала склонности к агрессии и насилию:

    3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

    6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

    7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

    7. Шкала склонности к деликвентному поведению:

    18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

     Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный  балл. 

 

     

    Приложение 2

    Методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич). 

     Применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению.

     Испытуемый  должен, пользуясь данной шкалой, указать, в какой степени он согласен или  не согласен с каждым из следующих  утверждений, ставя X в соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение. 

     1 — совершенно не согласен (совсем  не так);

Информация о работе Психолого-педагогическое обеспечение