Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа
Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.
Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.
Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95
Рефлексия занятия — предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Содержание каждого занятия описано в приложении.
Групповая работа с родителями была направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование у них психолого-педагогической культуры. Большинство родителей не считают проблему неадекватного, часто агрессивного поведения, значимой и указывают на то, что агрессия у детей зависит от возраста и пола (большинство мужчин считают агрессию необходимой составляющей становления характера в социально-экономических условиях, особенно в отношении мальчиков).
Групповые
методы давали возможность родителям
обмениваться друг с другом
опытом, задавать вопросы и получать
поддержку и одобрение в
1. В ходе исследования было обнаружено, что неблагополучные семьи, (в которых родители ведут асоциальный образ жизни, материально не обеспечены в связи с отсутствием работы, не имеют благоприятных условий проживания) зачастую являются средой (условием) формирования опасного поведения подростков.
2. Так, оказалось, подростки из неблагополучных семей обнаружили при тестировании по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению сильную выраженность по таким шкалам, как «шкала склонности к саморазрушающему поведению», «шкала склонности к агрессии и насилию», «шкала склонности к делинквентному поведению», отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций.
3. Было установлено, что подростки из неблагополучных семей чаще проявляют склонность к зависимому поведению, к алкогольной зависимости высокого уровня.
Основные рекомендации к психолого-педагогической работе с подростками с опасным типом поведения:
1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приемы
коррекционно-воспитательного
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4.
Демонстрация и разъяснение позитивных
образов поведения (личный пример, художественная
литература, периодика, биография и др.).
В теоретической части работы нами были проанализированы различные исследования опасного/безопасного типа поведения в трудах педагогов и психологов.
Безопасность поведения личности может быть определена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. В целом, в идеальной поведенческой норме гармоничная норма (безопасность, адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида.
Опасное поведение можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого. Возникающие трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых.
Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий.
В ходе исследования было обнаружено, что неблагополучные семьи, (в которых родители ведут асоциальный образ жизни, материально не обеспечены в связи с отсутствием работы, не имеют благоприятных условий проживания) зачастую являются условием формирования опасного поведения подростков.
Мы обнаружили, что подростки из неблагополучных семей выявляют при тестировании по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению сильную выраженность по таким шкалам, как «шкала склонности к саморазрушающему поведению», «шкала склонности к агрессии и насилию», «шкала склонности к делинквентному поведению», отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций.
Таким
образом, гипотеза исследования доказана.
Приложение 1
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
Обработка результатов
КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ
Мужской вариант
1.
Шкала установки на социально-
2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
2.
Шкала склонности к
1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).
3.Шкала склонности к аддиктивному поведению:
14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению:
3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).
5. Шкала склонности к агрессии и насилию:
3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:
7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).
7. Шкала склонности к деликвентному поведению:
18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).
Каждому
ответу при соответствии с ключом
присваивается один балл. Затем по
каждой шкале подсчитывается суммарный
балл.
Приложение 2
Методика
«Склонность к зависимому поведению»
(В.Д. Менделевич).
Применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению.
Испытуемый
должен, пользуясь данной шкалой, указать,
в какой степени он согласен или
не согласен с каждым из следующих
утверждений, ставя X в соответствующем
месте. Можно давать только один ответ
на каждое утверждение.
1 — совершенно не согласен (совсем не так);