Психолого-педагогическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95

Работа содержит 1 файл

безопасный тип психолого-педагогическое обеспечение.doc

— 591.00 Кб (Скачать)

     Все перечисленные формы опасного (деструктивного) поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

     В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

     В дальнейшем мы будем придерживаться классификации поведенческих отклонений,  основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

     В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы опасного, отклоняющегося поведения:  антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

     Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством [11].

     У взрослых людей  (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков  (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги [24].

     Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

     В подростковом возрасте  наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки) [7].

     У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

     Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

     Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.) [11].

     Спецификой  аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение [2].

     В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

     Мы  видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

     По  направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения : антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [18].

   Итак, перечислим виды опасного поведения.

   Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

   Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.

   Наркомания  – одно из самых разрушительных зол, получила широкое распространение  во многих странах мира, в том  числе и в России. Ежегодно на границах России задерживается несколько тонн перевозимых наркотиков, в то время как доза этого зелья составляет миллиграммы.

   Алкоголизм – злоупотребление алкоголем. Опасность алкоголизма распространена в нашей стране очень широко. По данным многочисленных выборочных опросов, спиртные напитки в VIII классе употребляли примерно 75 процентов, в IX – 80, в Х-XI классах – 95 процентов мальчиков. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.

     Под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы» [11].

     Вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. Словарь современного русского литературного языка (В 20т. Т. 2.1991) определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей».

     Выделение отдельных видов опасного поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

     Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в  самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой–то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

     Психофизиологическим  аспектом, или стороной, личности безопасного  типа выступает деятельность психики  и мозга человека, соотношение  социального и биологического в  психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

     Психологическую устойчивость личности безопасного  типа обусловливают стойкие общинно–коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего  мира; осознание возможных угроз  и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

     Социальная  характеристика личности безопасного  типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий. 
 

1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте

 

      Переоценка  ценностей ведет к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во многих опасных затеях. Юноши и девушки занимаются «опасным» сексом, — иногда с несколькими партнерами, — употребляют наркотики, «гоняют» на автомобилях и т. д. Подчас их рискованное поведение включает и одно, и другое, и третье [20].

      Естественно, некоторые подростки более склонны к опасному поведению, чем другие, и зачастую, с возрастом «репертуар смертельных номеров» у них еще более расширяется. Что касается других, то они направляют характерный для отрочества прирост энергии и интеллектуальной любознательности в иное русло, например в спорт или в социально полезную деятельность. Важно иметь в виду, что лишь незначительной части подростков свойственно опасное поведение с деструктивными намерениями [10].

      Когда подростки ведут себя рискованно, они делают это по разным причинам. Они могут попасть в беду, потому что не сознают степень опасности своего поведения. Им может не хватать информации — предупреждения взрослых либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания. Многие исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми. Они сосредоточивают внимание, в основном, на преимуществах опасных форм поведения — возможности вырасти в глазах сверстников или пьянящем чувстве свободы от запретов. Такое объяснение согласуется с предложенными Элкиндом понятиями воображаемой аудитории и персонального мифа. Элкинд полагал, что персональные мифы наделяют подростков уверенностью в том, будто с ними не может случиться ничего плохого [10].

      Более чем 20-летние исследования подросткового и юношеского опасного поведения указывают на многочисленные его причины. Факторы, вызывающие опасное поведение, подразделяются на 5 областей: биология/генетика, социальная среда, воспринимаемое окружение, личность и актуальное поведение. Взаимосвязь этих факторов является причиной разнообразных форм связанного с риском поведения или образа жизни подростков [10].

      Как родители могут уберечь подростков от опасных затей и занятий? Многие начинают сотрудничать со школой, с инспекторами по делам несовершеннолетних или с учителями, когда у их ребенка возникают неприятности, и следят, чтобы он не пристрастился к наркотикам или к другому деструктивному поведению. Некоторые семьи отправляют подростка в безопасное место, например в закрытое учебное заведение, когда понимают, что ему не устоять против негативного соседства или влияния группы сверстников. В общем, когда у подростков развиты самоуважение, чувство компетентности и принадлежности к крепкой семье и твердому общественному порядку, менее вероятно, что они будут испытывать потребность в рискованном поведении [13].

     Употребление наркотиков. Одна из самых распространенных форм рискованного поведения в отрочестве и юности – употребление наркотиков, включая табакокурение и употребление алкоголя. Из всех разрешенных и запрещенных препаратов,  чаще всего употребляют табак и спиртные напитки. Их можно легко и вполне законно приобрести, и они широко используются взрослыми. Фактически, многие подростки считают открытое употребление алкоголя и табака признаком взрослости. Подростки, тяготеющие к наркотикам, легко могут достать и запрещенные: марихуану, кокаин и другие.

      Курение. Для многих подростков сигареты – притягательный символ зрелости, несмотря на очевидность того, что курение опасно для здоровья. Оно вызывает сердцебиение, одышку, сужает сосуды, раздражает горло и приводит к образованию налетов на чувствительной легочной ткани. Многолетнее курение ведет к преждевременным инфарктам, раку легких или горла, эмфиземам и другим легочным заболеваниям. Умеренное курение сокращает жизнь в среднем на 7 лет [2].

      Сегодня курение как символ юношеского протеста, по-видимому, вытесняется использованием других наркотиков. В Америке количество курящих подростков резко сократилось с 2007 по 2011 год, так как значительная часть молодых людей осознала, насколько это вредно для здоровья. Количество старшеклассников (11-12-е классы), курящих каждый день, сократилось с 29 % до 20 %, а тех, кто выкуривает в день полпачки сигарет и больше – с 20 % до 13 %. Однако в 2000-е годы спад прекратился. В 2008 году 18 % старшеклассников курили ежедневно, 11 % выкуривали в день полпачки сигарет и больше [10].

Информация о работе Психолого-педагогическое обеспечение