Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа
Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.
Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.
Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95
3.«Прошлое – настоящее – будущее».
Цель. Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
Нарисовать отрезок и
4. «Твоя жизнь».
Цель. Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
Нарисовать что-то, что символизировало бы Вас маленького и Вас взрослого. Похожи ли эти два символа? Что себе сегодняшнему можешь дать ты маленький и ты взрослый?
5. «Кино».
Цель. Самовыражение, самоосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.
Упражнение выполняют дети, взрослые только слушают и могут задавать вопросы. Представьте, что о тебе, когда тебе 30 лет сняли фильм и сейчас ты его смотришь. Расскажи, как ты – главный герой фильма – выглядишь, чем занимаешься и т.п. Нарисуй кадры из фильма. Доволен ли ты этим фильмом? Что понравилось больше всего? Каков жанр этого фильма? Если ты не совсем доволен, что бы тебе хотелось изменить в этом фильме? Что тебе нужно для этого сделать?
6. «Закончи предложения».
Цель. Самовыражение, самоосознание.
Каждый участник группы на листе бумаги заканчивает следующие предложения:
7. «Волшебный стул».
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.
Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем самом заветном желании.
Участники
по кругу: характеризуют настроение,
обмениваются мнениями и чувствами
о проведенном занятии (понравилось
— не понравилось, что показалось самым
важным, полезным, что чувствовали, какие
мысли приходили в голову и т.д.).
Занятие 5. «Умение слушать».
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2.«Испорченный телефон».
Участвуют 5 человек. Четырех человек просят выйти из комнаты. Их просят по одному заходить в комнату. Задача – передать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передает его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, обсуждаются стратегии наиболее точной передачи информации.
3.«Разные ответы».
Цель. Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.
Перед выполнением упражнения
с участниками обсуждается,
4.«Ты мне нравишься, потому что…»
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Все участники тренинга, по очереди, садятся на стул, находящийся в центре круга («горячий стул»). Остальные члены группы говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты…» (веселый, добрый, отзывчивый и т.д.).
5. «Акустики»
Цель. Развитие концентрации внимания.
Закрыв глаза, все участники слушают шум за окном и говорят о том, что услышали. Затем, слушают шум в комнате и говорят, что услышали.
6. «Никто не знает».
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.
Перебрасывая мяч по кругу, участник, в руках которого оказывается мяч, говорит: «Никто не знает, что я…(умею вязать, петь и т.д.).
7. «Шурум-бурум».
Цель. Развитие концентрации внимания, умения передавать различные настроения, умение понимать эмоциональное состояние другого человека.
Ведущий загадывает настроение и произносит слово «шурум-бурум» так, чтобы другие по интонации догадались о задуманном чувстве. Ведущим становится тот человек, в руках которого оказывается мяч.
8. «Вижу разницу».
Цель. Развитие концентрации внимания.
Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.
9. «Картина двух художников»
Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.
10. Рефлексия.
Участники
по кругу: характеризуют настроение,
обмениваются мнениями и чувствами
о проведенном занятии (понравилось
— не понравилось, что показалось
самым важным, полезным, что чувствовали,
какие мысли приходили в голову и т.д.).
Занятие 6. «Усиление сплоченности».
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Браво».
Цель. Усиление сплоченности. Снятие внутренних зажимов.
«Кто из Вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из Вас когда-нибудь мечтал об этом? Каждый из нас время от времени заслуживает таких аплодисментов. Теперь каждый, по очереди, будет вставать на стул, а другие будут громко аплодировать ему».
Обсуждение, как себя чувствовали. Понравилось или нет?
3. «Фанты».
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
На бумажках пишутся задания. Участники тренинга, по очереди, вытягивают бумажки и выполняют то задание, которое там написано. Задания могут быть как шуточными, так и серьезными.
4. «Пересядьте все те, кто…».
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Из круга убирается один стул. Ведуший говорит: «Пересядьте все те, кто в красном (в джинсах, любит собак и пр.). Тот участник, который замешкался, и ему не хватило стула – становится водящим.
5. «Найди себя».
Цель. Самораскрытие, работа с образом «Я».
Предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т.д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем-то похож на меня, чем-то мне близок, который нравится. Придумать и рассказать историю, сказку, притчу об этом персонаже.
Вариант 2. В матерчатый мешок положить разнообразные предметы. Нащупать предмет, затем от имени предмета придумать и рассказать историю. «Я – игрушечный бобер. Я мягкий, немного потрепанный …».
6. «Какой он».
Цель. Развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания.
Водящий выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен отгадать, кого загадали.
7. «Хорошо или плохо».
Цель. Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого.
Выбирается какое-либо качество (доброта). По кругу один человек говорит: «Хорошо быть добрым, потому, что…», а следующий за ним говорит: «Плохо быть добрым, потому что…». Делятся на команды. Нужно записать как можно больше «+» и « - » одного и того же качества.
8.«Комплименты».
Цель. Усиление сплоченности. Снятие внутренних зажимов. Развитие умения сказать другому что-то приятное, доставить радость.
Две группы образуют внешний и внутренний круг. Человек из внешнего круга говорит: «Мне нравится, что ты добрый», а из внутреннего повторяет: «Да, я добрый, а еще я умный» и т.д.
9.«Только вместе».
Цель. Развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания.
Группа делится на пары – ребенок и родитель. Задача - сесть спина к спине и попробовать встать не отрывая спин друг от друга. По окончании задания поделится ощущениями: тяжело далось упражнение или легко, много ли времени понадобилось на его выполнение.
Участники
по кругу: характеризуют настроение,
обмениваются мнениями и чувствами
о проведенном занятии (понравилось
— не понравилось, что показалось самым
важным, полезным, что чувствовали, какие
мысли приходили в голову и т.д.).
Занятие
7. «Работа с
«Я-образом»
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Узкий мост».
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
На полу мелом чертится тонкая линия. Необходимо вдвоем пройти по этому мосту.
3. «Рисование себя».
Цель. Самораскрытие, работа с образом «Я».
Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
4. «20 Я».
Цель. Самораскрытие, работа с образом «Я».
20
раз ответить на вопрос кто
я, какой я. Листы, на которых
выполнялись задания не
5. «Пообщаться руками».
Цель. Повышение сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Закрыть глаза, протянуть руки вперед и найти на ощупь кого-то. Попробовать пообщаться руками (поздороваться, потолкаться). Какими были руки на ощупь, с кем было комфортно?
6. «Волшебная рука».
Цель. Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.
Обвести ладонь и на каждом пальце написать свое качество. Листы передаются по кругу. Каждый может дописать качество, которое присуще обладателю ладони.
7. «Качества».
Цель. Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.
По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение.
8. "Место, где я себя прекрасно чувствую».