Психолого-педагогическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95

Работа содержит 1 файл

безопасный тип психолого-педагогическое обеспечение.doc

— 591.00 Кб (Скачать)
 

 

     

     Содержание 
 
 

 

     

Введение

 

     Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с давних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. В условиях современного общества вопросы безопасности жизни резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.

     Проблемы  предпосылок и особенностей опасного, рискованного, девиантного поведения всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности.

     Сегодня национальным приоритетом должен стать здоровый и образованный человек, поэтому наиболее актуальная из проблем психологии - проблема формирования безопасного типа поведения. Вызывает тревогу, что в детской и молодежной среде употребление спиртных напитков (включая пиво), курение, противоправное поведение приобретают массовый характер. Число курящих среди учащихся и студентов в некоторых учебных заведениях достигает угрожающего масштаба. Отмечается употребление учащимися и студентами наркотиков. Такие повсеместные, почти «узаконенные» девиации не могут не повлиять на личностное развитие детей и подростков.

     Формирование  безопасного типа поведения подростков и приведение его в соответствие с требованиями социальных систем всегда была в центре внимания государства, исследователей, психологов, педагогов. За последнее время значительно изменились показатели отклоняющегося поведения подростков и юношей. Изучение официальной информации на базах средних школ показало, что в несколько раз увеличилось число подростково-молодежных объединений криминогенной направленности; влияние таких групп на подростков и юношей в период их обучения в средней школе значительно возросло; расширились круг объектов посягательства, время и характер совершения преступлений и правонарушений.

     Проблема  формирования безопасного поведения  подростков – одна из важных задач педагогики и психологии. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об опасном, отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития  взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого (который сам порой теряет ориентацию в ценностно-смысловой сфере современного общества и не может поддержать подростка в этом непростом выборе), формируется самооценка, самосознание, возникает чувство взрослости, желание эмансипироваться от взрослых.

     Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

     Объект  исследования – безопасный тип поведения

     Предмет исследования – условия психолого-педагогического обеспечения безопасного типа поведения подростков.

     Гипотеза: безопасное поведение подростков формируется  под влиянием семейной среды: 1) неблагополучная семья чаще, чем благополучная, формирует опасный тип поведения; 2) наиболее эффективной формой психолого-педагогического обеспечения безопасного типа поведения будет являться коррекционно-развивающая программа, проводимая с подростками совместно с родителями и направленная на профилактику девиантного поведения.

     Задачи  исследования:

  1. провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
  2. охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
  3. провести исследование типа поведения подростков;
  4. разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

     Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды таких психологов, как В.Д.Менделевич, С.А. Беличева, А.И. Захаров, Ю.А. Клейберг.

     Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены взгляды отечественных и зарубежных исследований по проблеме безопасного поведения, проведен их анализ.

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что в ней представлены результаты, которые могут использовать психологи при работе с подростками по формированию у них безопасного поведения.

     Научная новизна исследования заключается  в том, что в ней опасное  поведение рассматривается как  разновидность девиантного поведения.

     Методы  исследования:

     1) анализ психологической литературы  по проблеме исследования;

     2) эмпирические методы: анкетирование, психодиагностика.

     3) количественный (подсчет баллов, анализ  процентного соотношения полученных данных) и качественный анализ данных.

     Методики исследования:

     - анализ социальных паспортов,  для выявления особенностей семейной  среды подростков

     - методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения

     - методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) применяется для выявления склонности к зависимому поведению

     Испытуемые  – подростки, ученики 8-го класса, 30 человек, 19 девочек и 16 мальчиков. В исследовании участвовали два класса. На учете не состоят, на внутришкольном учете состоят – 4 человека, в КДН – 1 человек, при опорном пункте ОПДН – 1 человек.

     База  исследования - общеобразовательная  школа № 31 г. Мурманска.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 

 

     

Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения  личности в подростковом возрасте

1.1. Основные понятия  темы: безопасность, опасное и безопасное поведение

 

     Рассматривая  основной компонент раскрываемого понятия - «безопасность», определенный интерес представляет трактовка категорий «опасность - безопасность» с философской точки зрения. С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение бытия, безопасность возможно определить как сохранность природной (сущностной) определенности бытия.

     Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз». Недостатком этого определения является отсутствие указания на меру, степень защищенности. В подавляющем же большинстве случаев под «безопасностью» интуитивно понимается или научно определяется отсутствие опасностей, если не абсолютное (в соответствии со смыслом префикса «без»), то в определенной номенклатуре и масштабах. Поэтому более корректным представляется понимать под безопасностью состояние защищенности объекта защиты, при котором значения всех рисков не превышают их допустимых значений. В этом определении в качестве номенклатуры опасностей выступают их количественные аналоги - риски, в качестве возможных масштабов их воздействия - допустимые значения рисков. Словосочетание «все риски» позволяет рассматривать как индивидуальные (для отдельного человека), так и социальные (для совокупности людей) риски [11].

     Нормативность, а соответственно, и безопасность поведения личности может быть определена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. М.М. Семаго (2000) отмечает, что в настоящее время таких СПН просто нет. Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность анализа связана с недостаточностью информации о психологической норме в современной ситуации развития общества, характеризующейся распространением норм криминальной субкультуры [45].

     Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (безопасность, адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида.

     К критериям нормальности ребенка, взрослого  и пожилого человека следует относить [16]:

    • субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого человека, чем для ребенка или подростка;
    • идентичность, которая становится устойчивой к 5-6 годам;
    • целостность, приобретаемая в период длительной социализации;
    • автономность, типичную для гармоничного взрослого;
    • адекватность восприятия реальности;
    • толерантность к фрустрации;
    • резистентность по отношению к стрессу;
    • социальная адаптация;
    • оптимальное самоутверждение.

     Однако  гармоничная норма не отражает устойчивых различий психологии людей разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще и возрастные ее варианты, учитывающие особенности времени и места проживания индивида, служащие ориентирами при разграничении нормы и девиации. В процессе оценки возрастной поведенческой нормы В.Д.Менделевич предлагает анализировать различные стили деятельности, которым должен соответствовать человек определенного возраста: коммуникативный стиль; волевые характеристики; интеллектуальные, эмоциональные и психомоторные  особенности; стиль устной и письменной речи [30]. Но четких возрастных особенностей предлагаемых критериев он не приводит, т.к. они могут быть выделены лишь в соответствии с определенным подходом к норме и девиации.

     В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося, и, соответственно, опасного поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [16].

     Один  из наиболее полных и интересных вариантов  систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и  Т.А.Донских [22]. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

     Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение [12].

     Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное  поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное  поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

     В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий [22].

Информация о работе Психолого-педагогическое обеспечение