Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа
Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.
Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.
Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какой твой любимый цвет и почему? Какой не любимый цвет и почему?
- Назови любимую сказку и сказку, которая тебе не нравится.
- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... , а не нравится... .
- Если бы у меня была возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?
Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого.
Занятие
2. «Социальная самоидентификация»
1.«Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Кулак, палец, ладонь».
Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
- Не договариваясь на счет три «выкинуть» кулак, ладонь или большой палец вверх всей группе одновременно.
- Выкинуть определенное
3.«Счет».
Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Ведущий называет числа. Сразу
после того, как число будет
названо, должно встать
4.«Переключатели».
Цель. Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.
На счет «три» нужно повернуться на 90 градусов, не договариваясь в какую сторону.
5. «Я и мой мир вокруг меня».
Цель. Самовыражение, самооосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Рисунок. Рисовать, оставляя середину листа пустой. Нарисовать все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус – то, с чем неприятно взаимодействовать.
6.«Маски».
Цель. Самовыражение, самооосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
На
заранее заготовленных
7.«Генеалогическое древо».
Цель. Усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.
На одном большом листе бумаги нарисовать свое генеалогическое древо. Дети и родители работают совместно. Задача родителей – в процессе рисования познакомить детей с жизнью их бабушек, дедушек, прабабушек и т.д. Рассказать о традициях, присущих семье.
По окончании работы устраивается выставка и каждый ребенок рассказывает о своем генеалогическом древе и о традициях, существующих в его семье.
8.«Старые фотографии».
Цель. Усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями.
Родители и дети дома подбирают фотографии, на которых запечатлены счастливые события из жизни их семьи. Дети, по очереди, рассказывают о людях изображенных на фотографиях, о их судьбах, чертах характера, о случаях из жизни этих людей.
9.«Что такое мальчик? Что такое девочка?».
Цель. Расширение представления о людях, социальном поведении людей.
Группа делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание - сделать совместный коллаж на тему: «Что такое мальчик? Что такое девочка?». По окончании работы проводится совместное обсуждение. По окончании обсуждения обе группы объединяются и создают единый коллаж на эту же тему. Особое внимание уделяется тому, чтобы мнение каждой группы учитывалось при создании единой работы.
10.«Наши вопросы».
Цель. Снятие напряженности, создание групповой сплоченности.
На листочках каждый участник группы пишет вопрос, который его очень интересует, но задать его в слух он не решается. Все листочки собираются в коробку в центре комнаты. Ведущий, по очереди, вытаскивает и зачитывает вопросы, а кто-то из группы дает ответ.
11.«Ищу друга».
Цель. Сплочение группы, создание атмосферы единства, снятие напряженности.
Каждый участник группы составляет объявление, о том, что он ищет друзей и дает небольшую информацию о себе и о своих пожеланиях, касающихся личных качеств людей. С которыми он бы хотел познакомится. Все объявления вывешиваются на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привлекло чье-то объявление, то на нем ставится галочка. В результате какие-то объявления будут лидерами, а какие-то никем не будут выбраны. По окончании работы проводится групповое обсуждение.
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2.«Подари улыбку»
Цель. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
3. «Зеркало»
Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения искренне относиться друг к другу.
Дети и родители говорят друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь...» Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.
Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «Да — нет», «Нет — да».
После упражнения — обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?
7. «Великий мастер».
Цель: снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.
Каждый по очереди заканчивает
предложение «Я великий мастер…
8. «Мир детский и мир взрослый».
Цель. Самовыражение, самоосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения без оценок и "ярлыков" относиться друг к другу.
Заполните анкету.
Что меня огорчает в моем ребенке
1._______________________
2._______________________
3._______________________
Что меня радует в моем ребенке
1._______________________
2._______________________
Занятие 4. «Прошлое – настоящее – будущее».
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Распределение времени».
Цель. Развитие представления о времени, развитие способности структурировать свое время.
Чтобы определить, на что Вы ежедневно тратите свое время, распределите свои занятия по следующим группам:
Нарисуйте окружность, разделите ее на сегменты, отражающие долю каждой группы Ваших занятий в свой обычный день. Нарисуйте, как бы Вам хотелось распределять свое время (свой идеальный день).