Психолого-педагогическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95

Работа содержит 1 файл

безопасный тип психолого-педагогическое обеспечение.doc

— 591.00 Кб (Скачать)

2.2. Результаты исследования

 

     По  результатам проведенного анализа  социальных паспортов были выявлены следующие данные, представленные в  таблице:

     Таблица 1.

     Характеристика  социально-психологических условий  жизни семей

Показатели Благополучные семьи

(20 человек, 100%)

Не благополучные  семьи (10 человек, 100%)
Благоприятные жилищные условия 85% (остальные  имеют стесненные квартирные  условия, необходимость расширения  жилья) 20% (остальные  имеют стесненные квартирные  условия, необходимость расширения жилья)
Благоприятные санитарно-бытовые условия 90% (остальные  в той или иной степени не  имеют достаточных условий: мебели, сантехники, оборудования) 60% (остальные  в той или иной степени не  имеют достаточных условий: мебели, сантехники, оборудования)
Благоприятное экономическое положение 55% (доход остальных  – низкий, прибегают к помощи  социальных выплат, материальной  помощи) 10% (доход остальных  – низкий, прибегают к помощи  социальных выплат, материальной  помощи)
Благоприятный образ жизни 70% (в остальных  семьях наблюдаются формальность  в отношениях, случаются конфликты) 0% (фактически  во всех семьях данной группы  наблюдается конфликтность, асоциальные  формы поведения)
Рабочая занятость родителей 95% - трудоустроены,  остальные 5% - не работают 10% - трудоустроены,  остальные 90% - не работают

     Итак, по данным этой таблицы мы можем  утверждать, что среди благополучных  семей 85% имеют благоприятные жилищные условия (отдельную благоустроенную  квартиру, наличие комнаты для  ребенка и т.д.), 90% имеют достаточные санитарно-бытовые условия – мебель, сантехнику, кухонное и ванное оборудование, условия для занятий и отдыха. Материальный доход только 55% семей из числа благополучных считается высоким, доход остальных 45% во многом зависит от различных материальных выплат и помощи извне.  Образ жизни 70% из числа благополучных семей можно назвать благоприятным – отсутствие систематических конфликтов, алкоголизма, формальности в отношениях. Из числа благополучных 95% родителей трудоустроены и имеют постоянный заработок и работу. Благополучными считались в нашей выборке те, у кого было не больше двух отрицательных признаков (например, есть все санитарно-бытовые условия, но семья проживает со старшими родителями (бабушкой, дедушкой) или доход семьи нельзя назвать достаточным и т.д.).

     Среди неблагополучных семей только 20 % имеют достаточно благоприятные  жилищные и 60% санитарно бытовые  условия. То есть только небольшая часть  этих семей имеют отдельные квартиры, при этом наличие элементарных санитарных условий (горячей воды, сантехники, канализации) все же наличествует у большей части этих семей. Благоприятное экономическое положение, достаточный уровень материального состояния обнаруживается только у 10 % семей, названных нами неблагополучными. Доход большинства этих семей можно назвать недостаточным. Важно так же и то, что фактически в 100% этих семей обнаруживается неблагоприятный психологический климат, конфликтность, асоциальные формы поведения (алкоголизм, агрессивность, противоправное поведение). Только 10% родителей из этих семей имеют постоянное место работы и стабильный заработок.

     Таким образом, в данной выборке неблагополучными являются те семьи, в которых родители ведут асоциальный образ жизни, материально не обеспечены в связи  с отсутствием работы, не имеют благоприятных условий проживания. Все эти семьи нуждаются в помощи извне: социальной, материальной, психологической.

           По методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению было установлено, что в зависимости от семейного благополучия данные подростков распределились следующим образом.

     Таблица 2

       Данные по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

  Неблагополучные семьи

(чел/ %)

Благополучные семьи

(чел/ %)

норма выраж норма выраж
Склонность  к преодолению норм 3 / 30% 7 / 70% 15 / 75% 5 / 25%
Склонность  к аддиктивному поведению 5 / 50% 5 / 50% 17 / 85% 3 / 15%
Склонность  к саморазрушающему поведению 4 / 40% 6 / 60% 17 / 85% 3 / 15%
Склонность  к агрессии 5 / 62,5% 5 / 50% 18 / 90% 2 / 20%
Волевой контроль эмоциональных реакций 3 / 30% 8 / 80% 16 / 80% 4 / 20%
Склонность  к делинквентному поведению  4 / 40% 6 / 60% 15 / 75% 5 / 25%

 

     Таким образом, подростки из неблагополучных  семей  обнаружили при тестировании по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению сильную выраженность по таким шкалам, как «шкала склонности к саморазрушающему поведению», «шкала склонности к агрессии и насилию», «шкала склонности к делинквентному поведению», отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций.

     Данных  подростков, основываясь на полученных данных, мы охарактеризуем как допускающих употребление спиртных напитков, курение; имеющих склонность к неоправданному риску, не ценящих безопасность (выбор профессий и занятий, предусматривающих риск для жизни); имеющих повышенную агрессивность.

     У подростков из благополучных семей  эти проявления девиантного поведения  выражены в основном слабее или отсутствуют. У них  в основном проявлялись  результаты, соответствующие норме или слабой выраженности склонности к отклоняющемуся поведению.

     По  методике «Склонность к зависимому поведению» было выявлено следующее.

Таблица 3

Результаты  по методике «Склонность к зависимому поведению»

  Не благополучные  семьи

(чел/ %)

Благополучные семьи

(чел/ %)

отсут тенденц повыш высок отсут тенденц повыш высок
Склонность  к зависимому поведению 2 / 20% 5 /

50%

2/

20%

1 / 10% 16 / 80% 2 /

10%

1 /

5%

1/

5%

Алкогольная зависимость 3 / 30% 2 /

20%

3 /

30%

2 / 20% 13 / 65% 4 /

20%

1 /

5%

2 /

10%


 

     Так, отсутствие склонности к зависимому поведению обнаружилась у 20% первой группы и у 80% выборки подростков из благополучных семей.

     Высокая зависимость в значительно большей  степени присуща подросткам из неблагополучных  семей (20% и 5% соответственно). Примерно такие же соотношения выявлены по шкале склонности к алкогольному поведению. Если подростки из неблагополучных семей в 20% случаев склонны к употреблению алкоголя, то среди подростков второй группы их только 5%. 

     Для доказательства гипотезы нами применялись  статистические методы (U-Манна-Уитни).

     В результате расчетов мы выявили, что  статистически значимыми являются различия между группами подростков из благополучных и неблагополучных  семей по фактору «Склонность  к алкогольной зависимости» (Uэмпирическое =45 при значимости Uкритич =47 (р=0,01)), а также по  «Шкале склонности к преодолению норм и правил» (Uэмпирическое =49 при значимости Uкритич =62 (р=0,05)).

     Таким образом, можно считать, что подростки  из неблагополучных семей чаще проявляют  склонность к зависимому поведению, к алкогольной зависимости высокого уровня.

2.3. Система коррекционно-развивающей  работы, направленной  на формирование  безопасного типа  поведения подростков

 

     Мной была разработана программа, направленная на формирование безопасного типа поведения и профилактику девиантности подростков. Программа составлена на основе упражнений и занятий,  предлагаемых А.Г. Петрыниным, С.А. Бличевой.

     Семейная  психокоррекционная помощь в условиях школы может проводиться в  основном  в двух формах:  в  виде работы с отдельно взятыми семьями  и совместного участия детей и родителей в групповом варианте дискуссионного обсуждения проблем в методическом ключе.  Перед этими занятиями в начале ставятся задачи тренировки коммуникативных навыков,  уверенного  поведения,  адекватной вербализации своих переживаний, затем решение актуальных для детей  внутри  -  и  межличностных конфликтов  посредством  использования ролевых игр.

     Целесообразность  такого подхода заключается в  том,  что большинство родителей  не умеет играть с детьми в сюжетно-ролевые игры и,  более того,  считает такую игру ненужной, лишней, ставя во главу угла развитие  познавательной сферы у детей в ущерб личностному развитию.

      Нормализация  детско-родительских отношений имеет  для профилактики опасного поведения подростков первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В психолого-педагогической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

     Родители, принимая участие в совместных групповых  занятиях,  проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым  разделяют с ним его  интересы.

     В процессе работы подросток начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

     Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.

     В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность  за построение межличностных отношений.

Важно то, что  все приобретенные родителями и  детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

          Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия

     Количественный  состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводятся один - два раза в неделю.

      Основная  цель программы.  Профилактика формирования опасного типа поведения учащихся

     Структура занятий

     Общая структура занятия включает в  себя следующие разделы:

    ритуал  приветствия,

    разминку,

    основное  содержание занятия,

    рефлексию прошедшего занятия,

    ритуал  прощания.

     Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

     Ритуал приветствия — позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

     Разминка — настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. 
Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.

     Основное содержание занятия — представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.

Информация о работе Психолого-педагогическое обеспечение