Психолого-педагогическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95

Работа содержит 1 файл

безопасный тип психолого-педагогическое обеспечение.doc

— 591.00 Кб (Скачать)

      В прошлом мальчики начинали курить раньше, чем девочки, и курили чаще. Но с 2007 года, согласно опросам, курящих девочек-подростков оказалось больше, чем мальчиков. Больше половины как мальчиков, так и девочек начинают курить где-то с 9-го класса школы, часто под давлением сверстников. После школы многие из тех, кто только «баловался» сигаретами, начинают курить всерьез. Каждый 4-й молодой человек курит каждый день, а каждый 5-й (20 %) выкуривает вдень полпачки сигарет и больше. Взрослые продолжают курить, потому что отвыкнуть от никотина трудно [10].

      Алкоголь  и наркотики. Алкоголь действует как депрессант, и потому последствия алкогольного опьянения сходны с последствиями приема снотворного. При употреблении его в небольших дозах психологические эффекты включают ослабление внутренних запретов и сдержанности, усиление ощущения благополучия и ускоренное чувство времени. Многие выпивают, чтобы снять напряжение и облегчить общение. В больших дозах алкоголь может вызвать искаженное восприятие реальности, нарушить координацию движений, сделать неразборчивой речь; неумеренные дозы могут привести к потере сознания и даже к смерти. Воздействие алкоголя на человека зависит не только от дозы, но и от индивидуальной толерантности к спиртному. Длительное употребление алкоголя повышает толерантность к нему, но, в конечном счете, вызывает повреждения печени и головного мозга.

      Вероятно, наиболее мощный фактор, влияющий на употребление алкоголя подростками, юношами и девушками, - представление, что употребление спиртного – символ взрослости и зрелости. К концу отрочества больше половины американских подростков уже попробовали спиртное; ко времени окончания школы их количество достигает 92 %. По данным анкет, 35 % старшеклассников хотя бы раз за предшествующие две недели выпили пять и больше порций спиртного, 32 % указали, что большая часть или все их друзья выпивают не менее одного раза в неделю [10].

      Потребление молодыми людьми спиртных напитков меняется в зависимости от возраста, этнической и религиозной принадлежности, местожительства  и пола. Например, самый высокий  процент чрезмерного употребления алкоголя «по случаю» наблюдается у молодежи в первые четыре года по окончании школы (свыше 40 %); у мужчин (50 %, в то время как у женщин – 26 %); у молодых людей, не поступивших в колледж; а также у городского населения по сравнению с сельскими жителями.

      Типичный  алкоголик – это мужчина с незаконченным средним образованием из семьи, где пьянство – наследственный порок. Как правило, у него пьющие друзья; он может употреблять также и другие виды наркотиков. У многих алкоголиков серьезные психологические проблемы, такие как депрессия, обедненное чувство идентичности, отсутствие внутренних целей или же нацеленность исключительно на поиск новых ощущений и переживаний.

     Подростковые  наркомания и алкоголизм – эти явления стали нам почти привычными. Многие люди уже не удивляются, просто скользят равнодушным взглядом по бессмысленным лицам, грязной одежде, немытым тусклым волосам мальчиков и девочек на улицах.

      Делинквентность. Опасное поведение иногда выражается в делинквентности. Серьезность преступных деяний, охватываемых понятием делинквентности, колеблется от магазинных краж и вандализма до вооруженного ограбления, изнасилования и убийства. Лицо 13-15 лет, совершивших уголовное преступление, называют несовершеннолетними преступниками, или делинквентами; возраст, с которого они подлежат суду, в разных странах различен и зависит от состава преступления [1].

      В тот или иной момент жизни многие дети, если не большинство, оказываются  замешанными в чем-то таком, что  можно расценить как делинквентное  поведение. Кражи в магазинах, например, — обычное явление, так же как и совершаемые подростками акты вандализма: ущерб, причиняемый собственности ради получения удовольствия от разрушения. Возможность официально квалифицировать подростков как делинквентов зависит от того, подвергались ли они аресту и как часто. В известной мере это также зависит от национальной принадлежности, социо-экономического статуса и состава семьи.

      Делинквентность более вероятна среди представителей этнических групп, недавно приехавших в крупный город из стран с другой культурой, либо среди поселившихся в городе жителей сельских районов. Особенно часто совершают преступления юноши из неполных семей, живущие с матерью; это верно как для высокого, так и для низкого социоэкономического уровня. Причиной такой статистики является не только отсутствие ролевой модели мужского поведения, потому что присутствие в семье отчима, по-видимому, не улучшает ситуации. Подростки, живущие с матерью и отчимом, столь же часто попадают в беду, как и их сверстники, живущие только с матерью [1].

      Социологическая статистика и социологические теории помогают увидеть связь с факторами среды, но не объясняют индивидуальные психологические факторы. Психологические теории утверждают, что одним только влиянием среды нельзя объяснить, почему люди совершают преступления. Юноши и девушки не становятся преступниками только потому, что бедны или живут в городах. Это происходит потому, что, как личности, они смогли или не захотели приспособиться к жизни в обществе или развить в себе умение контролировать собственные импульсы и справляться с гневом или фрустрацией [15].

      Вполне  вероятно, что разделение причины  делинквентности на социологические и психологические является искусственным. Как мы видели, социологические факторы часто приводят к психологическим последствиям, и наоборот. Такие социологические факторы, как перенаселенность, мобильность, быстрые перемены и обезличенность, вносят свой вклад в психологические проблемы. Как и другие формы поведения,  делинквентность – это форма приспособления к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемая обществом за свой экстремизм. Делинквентность удовлетворяет некоторые специфические потребности в самоуважении; она также обеспечивает признание внутри группы сверстников и чувство автономии. Для некоторых несовершеннолетних преступников нервное возбуждение при рискованном поведении обладает непреодолимой притягательностью [10].

      В дополнение к этим индивидуальным факторам исследования указывают на роль средств  массовой информации в развитии насильственных или преступных форм поведения у особо восприимчивых подростков. Просмотры фильмов, например, могут влиять на трудных подростков через процессы социального научения. Идентификация с «крутыми» киногероями может вызвать у подростка подражательное поведение, включая акты насилия.

     Необходимость формирования личных ценностей в  условиях противоречащих альтернатив  и конфликтующих решений часто  ставит подростков в положение крайнего напряжения. Испытываемое ими давление иногда приводит к депрессии и  другим стрессовым реакциям. 

 

 

     

Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков

2.1. Организация эмпирического исследования

 

     цель  данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

     Объект  исследования – безопасный тип поведения

     Предмет исследования – условия психолого-педагогического  обеспечения безопасного типа поведения  подростков.

     Гипотеза: безопасное поведение подростков формируется  под влиянием семейной среды: 1) неблагополучная семья чаще, чем благополучная, формирует опасный тип поведения; 2) наиболее эффективной формой психолого-педагогического обеспечения безопасного типа поведения будет являться коррекционно-развивающая программа, проводимая с подростками совместно с родителями и направленная на профилактику девиантного поведения.

     Задачи  исследования:

  1. провести анализ психологической литературы по проблеме  опасного/безопасного типа поведения;
  2. охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
  3. провести исследование типа поведения подростков;
  4. разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

     Выборка: ученики 8-9 классов, 20 подростков из благополучных  семей и 10 подростков из неблагополучных  семей (неполные семьи, семьи с низким достатком, семьи, где родители употребляют  алкоголь, семьи безработных). Возраст  детей – 14-15 лет, 19 девочек и 16 мальчиков. На учете не состоят, на внутришкольном учете состоят – 4 человека, в КДН – 1 человек, при опорном пункте ОПДН – 1 человек.

      Методики исследования:

     - анализ социальных паспортов,  для выявления особенностей семейной  среды подростков

     - методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения

     - методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) применяется для выявления склонности к зависимому поведению

     Методика  диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

     Инструкция. Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

     Если  результаты по шкале больше на 1S тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1S, то измеряемое свойство можно считать маловыраженным.

     Если  у подростка были обнаружены тенденции  к  делинквентному поведению, то имеет смысл сравнить результаты этого подростка с нормами «делинквентной» подвыборки.

    Методика  «Склонность к  зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).

     Применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению.

     Инструкция: Испытуемый должен, пользуясь данной шкалой, указать, в какой степени он согласен или не согласен с каждым из следующих утверждений, ставя X в соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение.

     1 — совершенно не согласен (совсем  не так);

     2 — скорее не согласен (скорее не так);

     3 — ни то ни другое (и так,  и не так);

     4 — скорее согласен (скорее так);

      5 — совершенно согласен (именно  так).

     Для оценки склонности к зависимости  суммируются баллы, полученные за ответы на следующие вопросы (первый и второй столбцы). Они же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к алкогольной зависимости оценивается с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные соответственно в третьем и четвертом столбцах.

     Максимальные  баллы: по наркозависимости — 205, по алкогольной зависимости – 175.

      Анализ  социальных паспортов  проводился по следующей схеме:

     Благоприятные жилищные условия (Достаточно ли благополучны жилищные условия данной семьи?)

     Благоприятные санитарно-бытовые условия (Достаточно ли благополучны санитарно-бытовые условия данной семьи?)

     Благоприятное экономическое положение (Достаточно ли благополучны материальные условия данной семьи?)

     Благоприятный образ жизни (Существуют ли у родителей проблемы с употреблением алкоголя? наркотиков?)

     Рабочая занятость родителей (Есть ли у родителей  постоянное место работы?)

     Проявляют ли родители активность и заинтересованность в воспитании ребенка?

      На  основании ответов классного  руководителя и общей характеристики семьи делается вывод о семейном благополучии или не благополучии. 

Информация о работе Психолого-педагогическое обеспечение