Психолого-педагогическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – изучить основные условия формирования безопасного типа поведения в подростковый период.

Задачи исследования:
провести анализ психологической литературы по проблеме опасного/безопасного типа поведения;
охарактеризовать особенности подросткового возраста, выявить особенности опасного поведения и девиаций подростков;
провести исследование типа поведения подростков;
разработать, провести и проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения и формирования безопасного типа поведения подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования безопасного поведения личности в подростковом возрасте 8
1.1. Основные понятия темы: безопасность, опасное и безопасное поведение 8
1.2. Формы проявления и факторы формирования опасного поведения в подростковом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования безопасного поведения подростков 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование безопасного типа поведения подростков 31
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия 32
Структура занятий 32
2.4. Основные выводы и рекомендации 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Занятие 1. «Знакомство» 59
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый» 65
1.Приветствие. 65
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас. 67
Домашнее задание 67
Цель. Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. 71
Домашнее задание 76
Занятие 8. «Умение принимать решения» 76
3. «Воздушный шар» 76
4. «Необитаемый остров» 77
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым» 79
Занятие 10. «Путь доверия» 82
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого. 84
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 84
Занятие 11. «Агрессия и гнев» 84
Занятие 12. "Общение в ситуациях просьбы и отказа" 87
Цель. Развитие умения сказать «нет». 90
Представить ситуацию, что тебе предложили наркотики. Как сказать «нет». Раздаются листы с указанием уважительных причин для отказа: 90
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю; 90
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде; 90
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями; 90
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой; 90
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика); 90
Спасибо, нет. Это не в моем стиле; 90
Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.); 90
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю; 90
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку; 90
Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? 90
Следующее задание выполняется в парах родитель - ребенок.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Обсуждение: 91
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? 91
Всегда ли отказ звучал убедительно? 91
Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
91
7. Рефлексия 91
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 91
Занятие 13. «Настроение» 91
Занятие 14. «Сделай себя счастливей!» 95

Работа содержит 1 файл

безопасный тип психолого-педагогическое обеспечение.doc

— 591.00 Кб (Скачать)

      Цель. Работа с «внутренним ресурсом». Самораскрытие. Повышение ценности внутреннего мира каждого человека.

       Нарисовать картину, изображающую  то место, где Вы себя хорошо  чувствуют. Это может быть своя  комната, сад и пр. Каждый комментирует  свой рисунок: что это за  место, где оно находится, что  там интересного, почему это место так нравится и т.д.

     9. Рефлексия. 

     Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами  о проведенном занятии (понравилось  — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

     Домашнее  задание

     Р о д и т е л я м. Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.

     Попробуйте  теперь найти в каждом поступке такие  стороны поведения ребенка, которые  вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»

     Д е т я м. Вспомните и перечислите десять поступков родителей, которые удивили или были неожиданными.

     Занятие 8. «Умение принимать  решения»

     1. «Приветствие»

     Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя  по имени.

     2. «Передай мячик»

     Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

     Сидя  или стоя стараться как можно  быстрее передать друг другу мячик, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу.

     3. «Воздушный шар»

     Цель. Формирование навыка принятия решений как коллективных, так и персональных. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности идти на компромисс.

     Предлагается  ситуация: после проведения успешной научной экспедиции ее участники  летят домой на воздушном шаре. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость еще облегчить шар, выбросив другие предметы. Среди этих предметов: аптечка — 5 кг, компас — 2 кг, консервы — 25 кг, подзорная труба — 1 кг, ружье и патроны — 25 кг, конфеты — 20 кг, спальные мешки — 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты — 10 кг, палатка — 20 кг, баллон с кислородом — 50 кг, географические карты — 5 кг, баллон с питьевой водой — 20 кг, надувная лодка — 25 кг, видеокассеты — 3 кг, видеокамера — 5 кг, магнитофон — 3кг. Участникам нужно решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает самостоятельно, затем происходит совместное обсуждение и принимается единое решение. Оно записывается. Время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.

     Условия выполнения задания: высказаться должен каждый, решение принимается при  единогласном голосовании. При одном  воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по каждому  предмету из перечня.

     После завершения игры нужно обсудить с участниками, что им понравилось, какие у них возникали ощущения, какое решение принимать легче — персональное или коллективное. Каждому предлагается вспомнить ситуацию, когда ему удалось принять оптимальное решение.

     Обсудить  с родителями и детьми, как принимаются важные решения в семье, что при этом учитывается прежде всего; какие решения целесообразно принимать совместно с детьми.

     4. «Необитаемый остров»

     Цель. Формирование навыка принятия как коллективных, так и персональных решений. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности идти на компромисс.

     Участникам  предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой  растительностью и животным миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи ждать не приходится.

     Игра  начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что  отвечать, как будут приниматься  решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи: поровну или по трудовому вкладу. Отдавать ли большую часть пищи сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Что делать с человеком, который решил жить сам по себе и вдруг тяжело заболел? Будут ли праздники, выходные? Разрабатывается нравственный кодекс из десяти правил: четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются санкции за нарушение правил. 
После игры проводится ее обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия коллективного решения, умение учитывать мнение остальных и отвечать за себя, проходит обсуждение, что было самым трудным.

     Домашнее задание. Проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, можно ли было ее избежать при помощи компромисса.

     5. «Тень»

     Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

     Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) — «путник», другой (ребенок) — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точно копировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.

     Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.

     После игры — обсуждение.

     6. Рефлексия. 

     Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

     Занятие 9. «Почувствуй себя любимым»

     1.«Приветствие»

     Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

     2. «Щепки плывут  по реке»

     Цели. Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

     Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени.

     «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью  ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.

     3. «Ласковое имя»

     Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

     Каждый  из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ласкательного имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» его. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

     4. «Мои достижения».

     Цель. Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.

     Каждый  участник тренинга, по очереди, выходит  в центр круга и рассказывают о том, чего он достиг в этом году. Например: «Я научилась играть в  волейбол», «Я бросил курить» и т.д.

     5. «Ресурсы».

     Цель. Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.

       Поразмышлять над вопросом: что  тебе может помочь достичь  твоих целей? Чем ты уже обладаешь,  чтобы достичь этих целей: черты  характера, друзья, поддержка родных и т.д. На листе бумаги написать 4 свои сильные качества. Изобразить их в виде символа. Обсуждение.

     6. «Аплодисменты по  кругу»

     Цели. Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

     Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

     Важно услышать овации не только ушами, но и  почувствовать их всей душой.

     7. «Паровозик»

     Цель. Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

     Звучит  веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек — «паровозик», все остальные  — «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».

     После игры обязательно обсуждение по вопросам:

    • Какая роль понравилась больше и почему?
    • Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?

     8. «Мы тебя любим»

     Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

     Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т.д.).

     9. «Налаживание взаимоотношений»

     Цели. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

     Упражнение  выполняется в парах. Звучит спокойная  музыка. Все садятся на ковер (ребенок  и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и  чувствуют друг друга. Мама (папа) —  большая, надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди сколько захочется.

     В конце упражнения дать возможность  родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).

     10. Рефлексия. 

     Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами  о проведенном занятии (понравилось  — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

     Занятие 10. «Путь доверия»

     1.«Приветствие»

     Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя  по имени.

     2. «Надписи на футболке».

     Цель. Создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия.

     Придумать и написать соседу справа надпись  на футболке так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение.

     3.  «Передай сигнал»

     Цели. Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

     Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

     Повторяется несколько раз.

     4. «Слепой и поводырь»

     Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека.

     Упражнение  проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные  препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

     После прохождения маршрута участники  меняются ролями.

     Далее желательно обсудить с участниками  ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

Информация о работе Психолого-педагогическое обеспечение