Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

В.В. Водзинская [31] считает, что регулятором поведения индивида является система фиксированных установок, отношений, ценностных ориентации. Среди фиксированных установок личности есть такие, которые имеют особую ценность по отношению к тем элементам действительности, для которых они выработаны. Они и составляют устойчивую систему фиксированных установок или ценностных ориентации личности, организующую поведение по отношению к предметам и явлениям.

Особое значение представляет связь ценностных ориентации с направленностью личности. Направленность личности составляет важнейшую сторону, определяющую ее социальную и нравственную ценность. Она имеет собственную структуру и занимает важное место в структуре личности. Ее основными проявлениями являются потребности, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят реальное выражение. Б. Г. Ананьев писал о том, что направленность личности на те или иные ценности и составляет ее ценностные ориентации. В целом, сложная структура потребностей, интересов, мотивов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, составляющая направленность личности, выражающая отношение к объективной действительности, социуму и самой себе, проявляющаяся в активной деятельности, и служит психологической базой ценностных ориентации личности. 3. И. Файнбург [124] пишет о том, что в процессе выработки ценностных ориентации сталкиваются самые противоречивые влияния и ценностные ориентации могут быть противоречивыми, конфликтными, что может привести личность как к конфликту со средой, так и внутреннему конфликту.

П. В. Симонов, П. Р. Ершов, Ю. П. Вяземский предложили следующую классификацию ценностных ориентаций:

1. Витальные ценности (удовлетворение физиологических потребностей).

2. Аффилативные ценности (внимание окружающих, любовь и уважение со стороны окружающих, наличие определенного статуса в группе).

3. Духовные ценности (саморазвитие и самосовершенствование, альтруизм). А. Н. Елизаров [47] установил, что родители из конфликтных семей (неблагоприятных в плане супружеских и детско-родительских отношениях) более склонны опираться на витальные ценности как в воспитании (лишь бы ребенок был сыт и одет), так и в отношениях между собой. Родители из благополучных семей (с хорошим воспитательным потенциалом и благоприятными отношениями между супругами) более склонны обращаться к духовным ценностям.

В жизни индивида и общества ценности обеспечивают адаптацию к действительности. Они помогают различать верное и неверное, добро и зло, нужное и ненужное. Отношения и общение между людьми в большинстве своем определяется ценностями. Чаще всего индивид имеет множество ценностей, связанных между собой и подлежащих сравнению. Важно, что ценности занимают основополагающее и центральное место в иерархии инстанций, участвующих в принятии решений и представляющих собой некое целое. Ценности должны быть стабильными, так как индивид ориентируется на ценности, если они выдержали испытание временем. Лица, часто меняющие свои ценности, воспринимаются как ненадежные. В то же время ценностные ориентации не могут быть абсолютно стабильными, неизменными, так как иногда человек меняет мировоззрение и принципы, на которые ориентируется. Названные признаки ценностных ориентации – целостность и относительная стабильность – представляют собой формальные аспекты индивидуальности индивида.

Б. Шледер в своем исследовании ценностных ориентации студентов колледжа установил, что в период относительной стабильности в стране и обществе большую значимость приобретают ценности сотрудничества, чем ценности достижения.

М. Рокич соотносит понятие ценностных ориентации с понятием направленности личности. В его классификации заложены два вида ценностей: терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). Терминальные ценности – это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Таким образом, в данном контексте под ценностными ориентациями понимается социально детерминированная и зафиксированная направленность личности на цели и средства деятельности.

Гуманистический подход также большое внимание уделяет различным аспектам ценностей. О ценностях очень много писал в своих работах А. Маслоу [74]. Он рассматривал ценности в контексте своей теории самоактуализации, говоря о специфических ценностях, присущих самоактуализирующейся личности.

Разработчик опросника личностной ориентации (ЛиО) Э. Шостром [137], в своих работах также опирается на теорию самоактуализации А. Маслоу [74]. Развивая идею А. Маслоу, Э. Шостром [137] дает свои характеристики самоактуализирующейся личности. Он вводит понятия «манипулятор» и «актуализатор». Основной причиной манипуляции Э. Шостром видит в вечном конфликте человека с самим собой, так как в повседневной жизни человек опирается как на себя, так и на других, то есть на внешнюю среду.

В целом, манипулятор может быть определен как личность контролирующая, использующая себя и других в целях самозащиты. Противоположностью манипулятору является актуализатор, который характеризуется как личность, которая принимает себя и других как субъектов с уникальными потенциями, как выразителей своего уникального «я». Особенно важно то, что, по мнению Э. Шострома, у человека много актуализационных потенциалов. Чем больше личность может принять актуализационных аспектов или сторон себя, тем более актуализированной становится.

Представители гуманистического подхода в своих работах освещают тему брака и семьи. Так, А. Маслоу [74] пишет, что враждебность и подозрительность по отношению к представителям противоположного пола, склонность к прямолинейной идентификации с представителями своего пола не свойственно самоактуализирующимся личностям. Любовь этих людей, а также их семейные отношения свободны от враждебности, условностей и предрассудков. Самоактуализирующиеся люди получают истинное удовольствие от взаимоотношений с партнером по браку и потому не ищут развлечений на стороне. Им чуждо традиционное противопоставление мужского и женского; такие люди настолько уверены в своей половой принадлежности, что не считают унизительным отступать от канонов, предписанных половой ролью.

Сочувствие, сердечность, искренность – характеристики семейных отношений, которые включены во второй постулат гуманистического подхода к семье. К. Роджерс [99] перечислил позитивные характеристики супружеского союза:

1) преданность: супруги должны стремиться к сотрудничеству в браке, что обогащает их жизнь;

2) общение: супруги должны уметь выразить свои чувства и требования без взаимных обвинений, даже негативные высказывания следует облекать в такую форму, которая не препятствовала бы решению проблем;

3) гибкость отношений: супруги должны жить вместе согласно собственному выбору и своим чувствам и не позволять направлять себя в соответствии с желаниями, правилами, ролями, которые навязываются окружением;

4) самостоятельность: каждый из супругов должен быть самим собой, а семья должна стать основой совместного и индивидуального развития каждого из них.

Таким образом, исследователями был выявлен целый ряд различных факторов, влияющих на удовлетворенность супругов браком. Среди них для нас наиболее интересны: ценностные ориентации супругов, особенности их половой идентичности.

 

 


Глава 3.

Системная интеграция семьи как психотехнологии коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком.

Сегодня отечественная психология открыта для конструктивного восприятия и использования теоретических и эмпирических данных, накопленных различными направлениями мировой психологии. Это дает возможность содействовать повышению адаптивных способностей супругов через усиление самосознания: переструктурирование иерархии установок и ценностных ориентации, осознание дезадаптивных и стрессогенных форм поведения, психологических защит, мотивов брачного выбора и степени ответственности за принимаемое решение; осознанно-волевое предупреждение эмоционального вовлечения в ситуации, провоцирующие активизацию бессознательного психического выбора и последующее развитие деструктивных форм взаимодействия.

Такое осознание необходимо потому, что адекватные установки и специфические регуляторы семейных отношений, которыми являлись моральные нормы, традиции, обычаи, нравы, религиозные ориентации, а главное, полная нормально функционирующая семья, – сейчас в очень большой мере утрачены. А поскольку семья представляет собой самовоспроизводящуюся функциональную систему, то мы можем предположить, что однажды разрушенная семья воспроизведется в последующих поколениях в том аномальном виде, который приобрела вследствие разрушения.

История системной (от греч. systema – составленное из частей, соединение) семейной терапии обнаруживает, что даже при поверхностном анализе, она обладает чертами системной теории: у нее нет определенного начала, нет какого-нибудь одного основателя или разработчика. Приблизительно с 20-х годов 20-го столетия в научном мире возникает и начинает развиваться некая творческая среда, где, взаимно обогащаясь и постоянно образуя новые комбинации, сталкиваются самые разные психологические школы, концепции и их представители. Это привело к революции научного и психологического мышления и деятельности. Этот процесс продолжается до сих пор, и до сегодняшнего дня еще не сформирована всеобъемлющая системная теория. Но, возможно, именно этот факт является существенным признаком «системного»: это возможность возникновения множества новых мыслей, нового опыта без традиционной претензии на создание законченной теории (хотя такие попытки были и есть). В основе всей системной теории лежит то предположение, что не только естественнонаучные, общественные, химические, физические, но и психологические и социально-психологические феномены не следует понимать и объяснять только на основе линейных причинно-следственных взаимосвязей. Многочисленные феномены скорее являются включенными в связи, похожие на цепи автоматического регулирования, и находятся под влиянием комплексных процессов обратной связи. Это значит, что причина становится следствием, а следствие – причиной.

 

3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи

Системное мышление уходит корнями в конец прошлого века, когда в математике и физике было заявлено сомнение в универсальности механистической картины мира.

Теория относительности Альберта Эйнштейна и высказывания Вернера Гейзенберга по поводу принципа неопреденности – самые известные результаты того периода в физике. В. Гейзенбергу удалось показать, что объективность наблюдателя ограничена, так как, например, для наблюдения за такими мельчайшими частицами, как атомы или электроны, требуется определенный расход энергии, который в свою очередь влияет на поведение наблюдаемых частиц. Для того чтобы устранить привычную, всегда возникающую границу между наблюдателем и предметом наблюдения, наука должна была совершенно по-новому подойти к взаимоотношениям наблюдателя и исследуемого объекта. (Этот опыт можно перенести на семейную терапию – невозможно «объективно» наблюдать семью, и сам факт наблюдения, без всякого сомнения, оказывает влияние на наблюдаемую семью).

В математике Бертран Рассел разработал новую научную парадигму, «в которой рассматривались отношения между различными объектами. Как определяющие здесь рассматривались не качества (свойства) определенного объекта, а сеть (система) взаимоотношений между объектами. «Впервые системная теория была разработана в биологии (Л. фон Берталанфи 1956) и психологии (Кэннон). Ее прорывом стала после второй мировой войны кибернетика, то есть учение об управлении техническими системами. Не случайно системное изучение семьи берет свое начало приблизительно в 1950 году в Пало-Альто в Силиконовой долине, цитадели американской компьютерной индустрии. Основная проблема тогда заключалась в сохранении равновесия (гомеостаза), в приведении фактического состояния в соответствие с должным, в первую очередь при помощи информации, которая указывает на отклонения и предваряет коррекцию в направлении должного состояния (отрицательная обратная связь).

Кибернетическая теория дала в 60-е и 70-е годы толчок для развития структурных (С.Минухин) и стратегических концепций (Дж.Хейли, Сельвини Палаццоли). Ими были разработаны определенные представления о том, как самым оптимальным образом «функционирует» семья, их вмешательства были направлены на то, чтобы привести семью из «дисфункционального» в «функциональное» состояние. Терапевт на этом этапе понимается пока как планирующая сила (власть), которая только при правильном вмешательстве может влиять на развитие системы семьи в желаемом направлении. Содержание такой позиции в скором времени было подвергнуто критике, так как более чем спорной казалась возможность разработать действительно обязательные нормы функциональной семьи: кто должен определять, что «хорошо» и что «правильно»? Равно как и факт подверженности систем влиянию со временем стал казаться все более спорным.

Интересно, что и в других науках стали происходить подобные изменения. В химии Илья Пригожин открыл так называемые «диссипативные структуры», которые возникают в химических процессах как бы сами по себе. Параллельные открытия были сделаны и в физике. Синергетика и теория хаоса показали также, что системы, по всей вероятности, в состоянии вызывать структурные изменения сами в себе. На этом фоне все больший интерес стало вызывать изменение систем, а не гомеостаз. Идеи системного подхода по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа. Представители психоанализа связывали системный подход с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «комплекс». В связи с идеей развития принцип системности реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже. В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.

Не нужно думать, что в России принцип системности отвергался в науке или к нему относились со скепсисом. Более того – принцип системности является методологическим подходом к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения. Теория функциональных систем П. К. Анохина, лежавшая в основе его системных взглядов, стала методологической базой системного подхода к изучению нейрофизиологических основ психики и позволила в какой-то мере связать результаты исследований в психофизиологии, психологии восприятия, индивидуальных различий, профессиональной деятельности и способностей (т. е. как междисциплинарная методология). Придерживаясь концепции системного подхода, Б. Ф. Ломов перечислил шесть его основных принципов.

Одновременно следует признать, что системный подход зародился и развивался не в психологии и не в психиатрии. История развития системной семейной психотерапии показывает, что эта область практики развивалась не так, как большинство психотерапевтических школ и подходов. Во многих психотерапевтических подходах описываются случаи работы с супружескими парами или с детско-родительским конфликтами. Практические все психотерапевтические школы описывают случаи работы с семьями, это и транзактный анализ, гештальт, клиент-центрированный подход, адлерианская и рационально-эмотивная психотерапии, бихевиоральная психотерапия и NLP. Цель подобных описаний – продемонстрировать возможности метода, поэтому работа с семьями это лишь еще одна область, где данный метод может применяться.

Информация о работе Психология семейных отношений