Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

С помощью метода диагностики типа межличностного взаимодействия Т.Лири (адаптирован Л.Н.Собчик) выявлены наиболее характерные сферы дезадаптации в современных семьях, как первого, так и второго поколения (в супружеских и родительских диадах – 1044 человек). Метод позволяет диагностировать восемь наиболее распространенных типов межличностного взаимодействия (стилей интерперсонального поведения): 1) властный-лидирующий, 2) независимый-соперничающий, 3) прямолинейный-агрессивный, 4) недоверчивый-скептический, 5) покорный-застенчивый, 6) зависимый-послушный, 7) сотрудничающий-конвенциальный, 8) ответственный-великодушный; а также степень выраженности конкретного стиля у исследуемых.

В данном исследовании нас интересовало наличие именно конфликтогенных и дезадаптивных особенностей поведения у исследуемых, наиболее характерные сферы дезадаптации.

Были получены показатели, характеризующие тип межличностных отношений 335 разведенных супругов и 709 супругов со стабильными браками, как в первом, так и во втором поколениях.

Соответственно полученным результатам для супругов, чей брак является стабильным, характерна модальность адаптивного поведения по всем типам, кроме покорно-застенчивого, который отражает такие особенности, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. Эти качества выражены в умеренной степени у женщин первого поколения, у остальных исследуемых преобладает низкая степень выраженности.

Для разведенных супругов (за исключением мужчин первого поколения) характерна конфликтогенная степень выраженности властно-лидирующего типа взаимодействия; при этом у мужчин второго поколения преобладает низкая степень выраженности покорно-застенчивого типа поведения. Кроме того, у женщин, как первого, так и второго поколений выявлена конфликтогенная степень выраженности ответственно-великодушного стиля взаимодействия. Такие женщины слишком активны по отношению к окружающим. Они навязчивы в своей помощи, склонны принимать на себя ответственность за других (лишая их возможности естественного самосовершенствования), заботятся о других в ущерб себе, тем самым они невольно делают других обязанными себе, что может вызывать желание прекратить отношения, если не удается установить равноправное и равнозначное взаимодействие. Если такое поведение матерей третьего-четвертого поколения в условиях угрозы физическому выживанию детей было оправданным, то теперь оно оказывается конфликтогенным.

Таким образом, выявлено, что проблемы адаптации, и взаимодействия современной семьи сосредоточены в сфере распределения власти: лидерства, подчинения, контроля и ответственности.

Сопоставление статусов супругов в зависимости от порядка рождения его в семье и стабильности брака. При анализе структурных особенностей семейных систем было обращено внимание на статус супругов, связанный с порядком рождения исследуемого среди сестер и братьев, т.е. является ли он старшим (СТ), средним (СР), младшим (МЛ) или единственным (ЕД) ребенком. Имеются данные, что статус накладывает определенный отпечаток на стиль межличностного взаимодействия. Учет этого, особенно в начальный период адаптации супругов в браке, может послужить значимой мерой профилактики конфликтов.

 

Таблица 2

Соотношение статусов супругов в зависимости от порядка

их рождения в семье и стабильности браков, %

Статусы

супругов

Группы

I

II

Оба супруга имеют статус ЕД

11

24

Один из супругов имеет статус ЕД

36

51

Супруги, имеющие другие статусы

53

25


 

Анализ испытуемых по статусу порядка рождения в семье выявил данные, представленные в табл. 2.

В I группе большинство супругов со статусами СР, МЛ, СТ.

Во II группе преобладают единственные дети, только 1/4 часть образована супругами с другими статусами, среди которых преобладают пары, в которых жена имеет статус старшей, а муж – младшего. По сути, такое сочетание статусов является обратным положению мужчины и женщины в социуме, где мужчина несет ответственность за выживание и благополучие женщин и детей (статус старшего), а женщина является опекаемой, оберегаемой, ей вместе с детьми отводится наиболее безопасное жизненное пространство (статус младшего). Нельзя не отметить, что только в одной паре оказался СР супруг. Это может свидетельствовать о наибольшей адаптационной пластичности СР детей, число которых в двух последних поколениях резко сократилось из-за распространения малодетных семей.

Анализ семейных ситуаций исследуемых наглядно показывает, к каким черезпоколенным последствиям приводят структурные изменения семей, и обнаруживает то, что современное состояние семьи не является закономерным следствием естественного развития, а лишь свидетельствует о насильственно принесенных не свойственных семье причинах ее неудовлетворительного состояния. Проблемы современных семей уходят корнями в третье-четвертое поколения, когда массы семей были разрушены вследствие революции, войн, репрессий и других социальных катаклизмов.

Если не содействовать восстановлению благополучных семей в России, неизбежно встанет вопрос о том, сохранит ли человек в нашем обществе свою созидательную творческую природу или выродится в некое деструктивное существо. То, что это наиболее вероятная альтернатива, подтверждается уже сейчас накопленными данными о том, каким вырастает человек вне гармоничной семьи.

Очевидно, что нежеланные, «случайные», внебрачные дети, дети из смешанных, конфликтных, неполных и других аномальных семей, не говоря уже о детях, воспитывающихся в детских домах, не выдерживают сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые, в свою очередь, становятся причиной ограниченности развития.

Содействие восстановлению естественного образа жизни, которым и является семья, должно опираться на осознание значения отринутого многовекового опыта. Наряду с утратой адекватных представлений о материнской и отцовской роли в семье и о сущности семьи в целом (вследствие революционных преобразований общественной жизни) были утрачены нравственные ориентиры, установки и идеалы для построения семьи. Молодежь оказалась практически предоставленной самой себе, и создание молодой семьи оказывается молодым просто не по силам, судя по той роковой обреченности, с которой они разводятся в адаптационный период.

Супруги, не имеют адекватных целей и установок при создании семьи, таким образом, однажды разрушенная по структуре семья воспроизводится в последующих поколениях. Остановить эту роковую последовательность можно только при осознании имеющихся нарушений и волевом контроле над их последствиями. Эмпирические и теоретические данные, накопленные в психологии, дают возможность прогнозировать и предупреждать негативные явления в семье: смещение ответственности с бессознательной мотивации супругов на осознанно волевую деятельность по устроению семьи может оптимизировать адаптационные процессы и стабилизировать семью.

 

Динамические кризисы семьи являются закономерным следствием эволюции семьи как социальной семьи. Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени, от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения в ходе жизни, привело к появлению понятия «жизненного цикла семьи». Существуют достаточно много периодизаций жизненного цикла семьи, так же, как их много в любой другой эволюционной системе. Семья, как и жизнь любой проявленной живой системы, подчиняется определенным фазам своего рождения, взросления, старения и смерти, если конечно смерть ее не застает на более ранних стадиях развития. Условно мы можем вычленить следующие стадии развития семьи:

1) зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Кризисные явления переживаются на данной стадии всеми семьями в более или менее острой форме. Эти трудности могут привести к семейным кризисам (кризис конца первого года). Важнейшие задачи этапа: адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; взаимная сексуальная адаптация супругов; приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Косвенное отражение всех проблем, которые возникают при этом, это материальные и социальные кризисы становления семьи как социальной системы и следствие – основное количество разводов в данный период;

2) рождение и воспитание детей. Это основной этап жизненного цикла. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.

На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:

   перезагрузка одного из супругов или обоих, перенапряжение их физических и морально-нравственных, эмоциональных сил;

   необходимость перестройки эмоционально-духовных отношений.

Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные проявления эмоционального остывания: супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы.

3) завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает следующие моменты: окончание выполнения семьей воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. Все эти процессы обуславливают новое качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возраста. С ухудшением состояния здоровья проблемы, связанные с ним, выходят на первый план. Члены семьи принимают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей 2-й семейной жизни, перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и ближних.

 

К динамическим кризисам мы можем отнести и неблагоприятные варианты жизненного цикла, те, которые возникают при отсутствии в семье одного из членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, долгая разлука супругов и др.

Кризисные факторы, обусловливающие семейное нарушение можно дифференцировать, по длительности и силе их действия:

1) сверхсильные раздражители (смерть, сильное заболевание и т.п.);

2) длительные (хронические раздражители). Например: физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. Они также могут быть связаны с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа). Особое значение имеет кумулятивный эффект проблем, связанный с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического одновременного решения проблем после появления в семье первого ребенка: завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, решение жилищной проблемы.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизующее, интегрирующее воздействие; а иногда – ослабляют семью. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному.

Информация о работе Психология семейных отношений