Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Прощать своих родителей Б.Хеллингер также считает самонадеянностью, которая детям не подобает. Уважение и смирение – это, значит, оставить родителям всю взятую на себя их вину, например, в случаях жестокого обращения, издевательств. Всегда возникают проблемы, когда один из членов системы вычеркивается или его образ «затемняется» (например, предыдущий партнер или рано умерший ребенок). Б.Хелленгер объясняет значение вычеркнутых из семьи при помощи концепции идентификации: более поздний член системы неосознанно ассоциируется с вычеркнутым и пытается сделать для него что-нибудь хорошее. И здесь решение находится также в отказе от самонадеянности, что в основном удается, когда человек смотрит на того, кто «вычеркнут», отдает ему должное и дает ему хорошее место. С феноменом идентификации тесно связана динамика преемственности: более поздний член системы пытается стать преемником более раннего, который, например, покончил жизнь самоубийством. Прошлый суицид переживается с чувством вины, и человек не может действительно принимать жизнь. В таких случаях Б.Хелленгер говорит о феномене системного конфликта (столкновения интересов).

2. Уравнивание «давать» и «брать»: в каждой системе дают и берут. Тот, кто дает, оказывается при этом как бы в более выгодной позиции, тот, кто берет, становится виноватым, «нельзя взять, не заплатив эту цену». Многие люди пытаются пройти на этом фоне по жизни «невиноватыми». Их отказ брать, часто связанный с депрессией, всегда ведет к неким нарушениям. Сбои возникают и тогда, когда люди пытаются только давать (идеал помощника); такая позиция также вредит отношениям, нет здорового равновесия между «давать» и «брать». И если таким людям удается взять, например, у родителей, они чувствуют колоссальный прилив энергии и силы.

3. Прерванное движение любви к родителям. Движение ребенка к матери или к родителям – это естественный, телесный процесс. Если этот процесс надолго прерывается травмой или ранним расставанием, ребенок блокирует свою способность брать. Терапевтическая цель состоит в том, чтобы сделать это движение опять возможным и привести его к цели: познанию любви и чувства благодарности. В расстановках этого удается достичь, например, при помощи крепких объятий. Тот факт, что в скульптуре роль членов семьи только исполняется, не играет здесь никакой роли.

Центральную роль в концепции Б.Хелленгера играет смирение, но в конечном итоге речь идет о том, чтобы вывести человека из позиции жертвы и бессилия. Целью является автономная и полная сил позиция, которой нельзя достичь, пока продолжается семейный конфликт и пока человек держится за свою самоуверенную позицию. В своей работе Б.Хелленгер всегда ищет «сильные» описания: «Многие проблемы возникают из-за их описания, которые поддерживаются их повторными описаниями».

На этом обзор важнейших концепций системной терапии закончен. В заключение нам бы хотелось указать на то, что они во многих областях пересекаются. На наш взгляд, это обусловлено общим методологическим основанием этих концепций – системным подходом.


Глава 4.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

 

4.1. Программа исследования.

Исследование было проведено в течение последних семи лет (1996-2002) и было связано с прикладными интересами автора диссертации, который прошел обучение у немецких специалистов по системной интеграции в психологии семьи. Оно включало три этапа:

На первом этапе (1996-1998) мы провели достаточно глубокое исследование некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком. Автор диссертационного исследование с начала 90-х годов занимался проблемами семьи и даже был одним из руководителей программ сознательного родительства, новых подходов в перинатальной психологии. (Москва). Данный этап являлся попыткой научного осмысления того, отчего зависит функционирование семьи как социально-психологического сообщества.

На втором этапе (1998-1999), нами была проведена апробация и внедрение в практическую социально-психологическую работу ультра-короткой терапии Берта Хеллингера, которая в настоящее время России больше обозначался как «метод расстановки семьи». Автор в течение 6 месяцев работал в качестве супервизора с российскими клиентами в группе немецких специалистов, а затем в течение года осваивал технику ведения метода самостоятельно (Москва). Основными исследовательскими методами в данный период были включенное наблюдение, беседа, экспертная оценка, опрос.

На третьем этапе (1999-2002) нами были проведены частные исследования на различных обучающих, учебно-тренировочных группах в основном на территории России (Москва, Владивосток, Краснодар, Екатеринбург и др.)

 

4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком

В этом исследовании перед нами стояли следующие задачи:

      Изучение литературных данных по изучаемой проблеме, разработка опросника, направленного на исследование особенностей отношения к роли женщины в обществе и изменению этой роли;

      Эмпирическое исследование определения роли женщины в обществе мужчинами и женщинами;

      Определение взаимосвязи изучаемой характеристики с удовлетворенностью браком.

В качестве основных гипотез были выдвинуты следующие предположения:

      Существуют значимые различия в оценке роли женщины в семейной и профессиональной сферах между мужчинами и женщинами;

      Эта оценка связана с удовлетворенностью браком как у мужчин, так и у женщин.

Исследование включало в себя два этапа:

 подготовительный (пилотажный);

 основной.

На первом этапе мы проводили опрос с целью выявления профессиональных сфер, в которых наиболее четко прослеживается влияние полоролевой дифференциации.

Для этой цели респондентам предлагалось ответить на два открытых вопроса:

1.              В последние годы в нашей стране женщины стали работать в сферах, которые раньше считались типично мужскими. Как Вы считаете, в отношении каких профессий это наиболее заметно?

2.              Как Вы считаете, в каких профессиях женщины (в силу различных причин) не могут добиться результатов наравне с мужчинами?

Результаты данного опроса обрабатывались методом частотного анализа данных (См. Приложение №1)

Выборку на этом этапе составили 50 человек (25 мужчин и 25 женщин) в возрасте от 20 до 37 лет.

На основе данных, полученных посредством этого опроса, был составлен список из 7 сфер деятельности:

 политика

 предпринимательство (бизнес)

 вождение автомобиля

 программирование

 хоккей, футбол

 руководство предприятием

 работа в силовых структурах (армия, милиция и т.п.)

В свою очередь 3 из этих сфер, имеющие максимальную встречаемость (политика, руководство предприятием, бизнес) были предложены 40 респондентам с вопросом:

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, работающий в этой сфере?

В дальнейшем полученные качества использовались в основном этапе для изучения различий в стереотипах мужчин и женщин, занимающих определенные должности.

В соответствии с целями основного этапа нашего исследования нам необходимо было изучить следующие аспекты отношения к полоролевой дифференциации:

      Распределение ролей в семье респондента и то, каким бы он хотел видеть это распределение;

      Отношение к ориентации женщины на различные виды ценностей;

      Отношение к участию женщин в профессиональных сферах, отобранных как типично мужские;

      Стереотипы женщин и мужчин, занимающих определенные должности и их расхождение со стереотипами людей, идеально выполняющих обязанности в изучаемых сферах деятельности.

Данные аспекты были выбраны по следующим причинам:

      с целью охватить особенности полоролевой дифференциации не только в сфере семейных отношений, но и профессиональный ее аспект, а также приоритетность той или иной сферы;

      мы стремились изучить не только наличное состояние разделения ролей в семье, но и идеалы, на которые ориентируется респондент в изучаемой сфере;

      тот факт, что наше внимание обращено к установкам и стереотипам по отношению именно к роли женщин в различных сферах жизнедеятельности, объясняется тем, что, как известно, эволюция общества во многом определяется именно изменением положения женщины в нем, а, следовательно, данный аспект требует к себе особого внимания.

Таким образом, в исследовании были использованы следующие методики:

1. Тест «Распределение ролей в семье», разработанный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом и Е.М. Дубовской [4] с различными инструкциями:

а) Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. В бланке ответов обведите вариант, соответствующий Вашему мнению.

б) Представьте себе идеальную семью, такую, какой она должна быть по Вашему мнению. Ответьте, пожалуйста, на те же вопросы с точки зрения того, как это должно быть в такой семье. В бланке ответов в соответствующем столбце обведите вариант, соответствующий Вашему мнению.

Этот тест предлагался мужчинам и женщинам в одинаковом варианте.

2. Модифицированная методика исследования личностных ориентаций, предложенная С.И. Ериной, Н.И. Курочкиным и Е.П. Шараповым [50].

Респондентам предлагались следующие инструкции:

Общая для мужчин и женщин: Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Отметьте, пожалуйста, как Вы считаете, насколько каждая из них важна для идеальной женщины.

Для мужчин: Насколько, по Вашему мнению, каждая из них важна для Вашей жены?

Для женщин: Насколько каждая из них важна для Вас?

Важность (значимость) каждого пункта обозначьте в баллах от «1» до «7», где «7» – самая высокая значимость, «1» – самая низкая.

3. Тест на удовлетворенность браком Алешиной Ю.Е. и других [4].

Так же, как уже говорилось выше, нами были разработаны два задания:

1. Позволяющее оценить оценочный компонент установки по отношению к способностям женщин в различных сферах деятельности, которые были отобраны на пилотажном этапе исследования.

2. Дающее представление о стереотипах в отношении женщин и мужчин, занимающих различные должности.

С полным содержанием опросника можно ознакомиться в Приложении №2.

Выборку на этом этапе исследования составили 40 женщин и 40 мужчин в возрасте от 24 до 36 лет.

Респонденты отвечали следующим критериям:

1. Они должны были быть в браке не менее 2 лет;

2. Их детям должно было быть от 4 до 6 лет.

Такие ограничения обусловлены тем, что семьи, отвечающие таким требованиям, более вероятно находятся в едином периоде семейного цикла, что позволяет исключить дополнительные факторы, влияющие на семейные отношения.

Ход исследования:

Первый этап проводился в 1997 году. Вопросы задавались устно, ответы фиксировались исследователем.

Второй этап проводился в 1998 году в детских садах г. Москвы с родителями детей, посещающих старшие группы. Встречи с испытуемыми осуществлялись индивидуально. Испытуемому предлагалось заполнить анкету, содержащую закрытые вопросы, интервальные шкалы и тестовые методики.

Перед заполнением с испытуемым проводилась краткая беседа с целью установления контакта с ним и выяснения анкетных данных.

Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи программы STATISTICA.

 

4.2.1. Результаты исследования.

В силу ограниченного объема работы, здесь мы приведем только часть полученных результатов, более подробно с ними можно ознакомиться в приложениях.

4.2.1.1. Методика исследования распределения ролей в семье.

В ходе обработки результатов, полученных с помощью этой методики, кроме способов, предложенных авторами, для повышения наглядности представления результатов был использован частотный анализ: было оценено количество респондентов, ответивших тем или иным образом.

Причем, при диапазоне баллов, набираемых респондентами, по каждой роли от 1 до 4, мы приняли, что:

      роль реализуется в семье (реальной или воображаемой) в большей степени мужем, чем женой, если респондент набирает от 1 до 2,5 баллов;

      роль реализуется в семье в большей степени женой, чем мужем, если респондент набирает от 1 до 2,5 баллов.

Таблица коэффициентов значимости различий распределения ролей в реальных семьях с воображаемыми идеальными, а также сравнения результатов мужчин с результатами ответов женщин при помощи t – критерия Стьюдента приведена в Приложении №4.

Таблица №1

Распределение ролей в семье респондента и в воображаемой идеальной.

респонденты

мужчины

женщины

семья

реальная

идеальная

реальная

идеальная

 

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Воспитание детей

20

80

27,5

62,5

10

90

22,5

67,5

Эмоциональный климат в семье

12,5

87,5

17,5

72,5

7,5

92,5

10

90

материальное обеспечение

65

35

97,5

2,5

75

25

95

5

организация развлечений

15

85

40

60

12,5

87,5

37,5

62,5

роль «хозяина», «хозяйки»

32,5

67,5

27,5

72,5

17,5

82,5

30

70

роль сексуального партнера

70

30

65

35

82,5

17,5

77,5

22,5

создания субкультуры

22,5

77,5

25

75

17,5

82,5

17,5

82,5

Информация о работе Психология семейных отношений