Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Системная семейная терапия – это особый подход и особый метод, который родился и развивался именно и только для работы с семейными системами (необходимо уточнить, что многие методики и техники этого подхода используются для работы с другими социальными системами, например с организациями, но в этих случаях элементы системного подхода включаются в более широкий контекст консультирования по управлению или по организационному развитию).

Развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. Анализ литературы и истории психотерапии показывает, что системная семейная психотерапия не имеет корней в каких бы – то ни было ранее существовавших теоретических положений в психотерапии. Концептуальную основу системной семейной психотерапии, как мы уже указывали выше, составила кибернетика, точнее общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из т. н. «организмического взгляда на мир». Для этого взгляда характерны два положения: а). целое больше, чем сумма его частей; б). Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Итак, базовая идея системной семейно психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т. е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом.

Семья это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семья это самоорганизующая система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

Системный подход в психологии рассматривает любую группу людей как систему, в которой имеется взаимодействие между составными элементами. Личность всегда рассматривается в свете своей семьи, в установившемся или групповом окружении. Она никогда не берется как изолированный или абстрактный элемент. Если представитель семьи имеет какую-то проблему в поведении или развитии, то первым делом нужно попытаться определить, как эта конкретная семья функционирует. Каков образ действий? Как распределяются различные роли? Кто распределяет их, и кто принимает их на себя? Иногда роль может быть дана кому-то, кто не может принять ее, а различная степень трудностей, возникающих в результате, затем становится криком о помощи – способом выражения того, что возложенные на человека обязанности превращаются для него в невыполнимую задачу.

 

3.2. Общие принципы функционирования семейных систем.

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития (морфогенеза). Закон гомеостаза гласит, что система стремиться к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремиться сохранить «статус кво». Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными и долгожданными, например: рождение ребенка, распад мучительного брака и т. п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джея Хейли [157] благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка, к полному изумлению всех посторонних.

Закон развития декларирует то, что всякая семейная система стремиться пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека – все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

Для системного подхода не существует патологических семей – только семьи или группы, которые плохо функционируют. Имеются системы, которые создают «проблемный» случай совершенно внезапно. Поэтому, когда такие семьи приходят за консультацией, принимаются во внимание все до единого члены семьи. Терапевт старается понять каждый элемент системы семьи, в которой живет человек, попавший в затруднительную ситуацию.

Системные терапевты не только пытаются найти дефекты системы. Они также стараются выяснить, что функционирует хорошо, поскольку это делает возможным улучшение или преодоление переживаемых трудностей. Именно таким образом часто обнаруживается, что семья уже пробовала найти свое собственное решение и даже прошла долгий путь в определенном направлении. Если это не удается, то потому, что предложенное решение порождает собственные проблемы. Выход состоит в том, чтобы попытаться придать новое направление линии поиска решения, но это может быть сделано только при изменении первоначального подхода, – если проблема рассматривается по-другому, в новом свете.

Такой подход избегает отдавать приоритет самой проблеме, поскольку, когда сосредотачивают внимание на симптомах, они имеют тенденцию становиться более устойчивыми. Важнее постараться выяснить, что вызывает симптомы в семейной системе. Как эти причины создают – часто довольно хитро – симптомы, которые не могут предложить ничего полезного. К.Роджерс сказал, что нужно сосредоточиться преимущественно на самом человеке, нежели на проблеме, и системный метод ясно показывает, почему. Когда имеешь дело только с симптомом, остальное отбрасываешь в сторону – особенно то, что этот симптом порождает.

В работе с семейными системами нужно учитывать, что в определенные моменты (например, кризисные) они бывают сами в состоянии отказаться от былой стабильности и полностью перестроить свою структуру. Такой опыт изменил и самосознание терапевтов, которые видели теперь свою задачу уже больше в том, чтобы превратить неприемлемое более равновесие в беспокойство, растерянность, а возможно – и в хаос, позаботившись о том, чтобы имеющиеся в семье ресурсы были организованы по-новому, что привело бы, таким образом, к возникновению нового, более приемлемого равновесия. Начало обучения в школе, расставание родителей или покидание детьми дома – это те ситуации, когда семьи действительно оказываются перед задачей создания новой структуры, что, как известно, вызывает большие затруднения (переход в новую фазу, порядок через флуктуацию – здесь наиболее подходящие понятия).

 

3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии.

В этом параграфе мы хотим изложить основные школы и концепции системной семейной терапии. При этом мы хотели бы остановиться в основном на обобщении методов, концепций и моделей, которые целесообразно применять при работе с семьями, а не на критической оценке теорий, т.к. все они еще требуют более подробного анализа в современной российской семейной психологии и апробации, попытки адаптации и оценки эффективности.

 

3.3.1. Структурная семейная терапия

Понятие структурной семейной терапии введено С. Минухиным [169], его директивный подход направлен на семью. Три его аксиомы, позаимствованные из системной теории, звучат так:

1. Духовно-душевная жизнь не является исключительно внутренним процессом. Каждый человек и его окружение находятся в отношениях взаимодействия.

2. Изменения в структуре семьи способствуют изменениям в поведении (отношениях) и в интрапсихических процессах членов семьи.

3. Поведение терапевта, работающего с семьей, становится частью контекста, терапевт и семья образуют новую систему.

С. Минухин рассматривает семью в ее необходимой защитной функции по отношению к ее членам и в то же время как существенный контекст развития личности. Именно поэтому, по его мнению, равновесие между чувством защищенности и переживанием состояния разлуки имеет большое значение. Соответственно понятие границ играет здесь центральную роль. Для нормального функционирования семьи важно, чтобы подсистема родителей и подсистема детей (сиблингов) были «хорошо» разграничены между собой, причем в здоровой семье одновременно должны присутствовать эмоциональная близость, доверительность и т.д. Если границы внутри семьи слишком жесткие, то С.Минухин говорит об «изолированной» семье, если границы размытые или нечеткие – о «запутавшейся». Между этими полюсами – прозрачные границы, через которые можно «хорошо» взаимодействовать, не стирая их.

 

 

 

 

 

 

Матрица идентичности по С. Минухину

Изолированность

Прозрачность

Запутанность, слияние

Жесткие, непроницаемые границы.

Лояльность и принадлежность в семье выражены слабо;

Отсутствует возможность попросить о помощи.

Самые большие опасения вызывает близость.

Функция покровительства, со стороны родителей, ограничена.

Гибкие, прозрачные границы.

Члены родительской и детской подсистем выполняют свои функции без недопустимого вмешательства извне.

Возможность контакта с членами другой подсистемы.

Размытые, стертые границы. Негативное влияние на автономию отдельных членов.

Урезание когнитивно- аффективных способностей.

Самые большие опасения вызывает разлука. Недостаточная дифференцированность родительской и детской подсистем.

 

Эти три категории – вполне приемлемый образец для диагностического анализа семей, причем «чистые» формы практически не встречаются – в большинстве семей в разные периоды можно найти разные образцы.

Примеры:

Размытые границы: все двери в доме всегда открыты; ребенок каждую ночь спит в постели родителей; отец постоянно флиртует со своей старшей дочерью; в разговоре с семьей на вопросы, заданные сыну, всегда отвечает мать. В семьях с психосоматическими проблемами мы часто сталкиваемся с размытыми границами.

Жесткие границы: Родители долгое время не замечают тяжелое расстройство ребенка; сын становится членом криминальной уличной шайки. Жесткие границы часто встречаются в семьях, где есть такие проблемы как агрессивность, криминальность и асоциальность.

Триангуляция (эмоциональный треугольник): За этим важным понятием стоит такой феномен когда член одной подсистемы (например, ребенок) втянут в другую подсистему (например, родительскую) и таким образом помогает последней сохранять стабильность.

Анализ семьи следует проводить с учетом самых разных возможных констелляций треугольников. Если семья состоит из четырех человек, то мы уже имеем четыре треугольника, а если включить сюда еще и бабушек и дедушек, мы получим уже 56 возможных треугольников. Естественно возникают сложности, когда принадлежность к одной коалиции в одном треугольнике вступает в противоречие с принадлежностью к другой коалиции в другом треугольнике. Нетрудно предположить, что в семье, где несколько человек составляют между собой разные «эмоциональные треугольники», один из ее членов может легко «сойти с ума».

Наконец, большое значение С.Минухин придает созданию терапевтической системы. Сюда относятся: принятие терапевта в семью, принятие его профессионального авторитета (то есть роли штурмана), системное определение проблемы (которая часто оказывается иной, чем та, с которой обратилась семья), системное определение цели (и она может отличаться от той, с которой пришла семья) и терапевтический договор (контракт) (рамки, установка, оплата и т.д.).

 

3.3.2. Ориентированная на развитие семейная терапия.

Этот вид семейной терапии уходит корнями в гуманистическую психологию и базируется на принципиально позитивном в основе своей образе человека. Согласно такой позиции, человеку присуща «тенденция к самоактуализации» – желание возможно более оптимально использовать в жизни свои возможности, ресурсы и одаренность и при этом гармонично «вписываться» в окружающий мир. А симптомы появляются там, где эта тенденция блокируется. Усилия же терапевта направлены на то, чтобы наладить прерванный или затрудненный процесс роста. Важнейшей представительницей семейной терапии, придерживающейся этой философии, является В. Сатир [173], чья терапевтическая работа основывается на следующих трех основных предположениях о человеческой природе:

«1. Каждый человек желает выжить, расти и быть рядом с другими. Все его поведение отражает именно эти цели, вне зависимости от того, как бы искаженно это ни проявлялось. Даже человек с самыми серьезными нарушениями в глубине души будет на стороне терапевта.

2.То, что общество называет нездоровым, сумасшедшим или плохим поведением, в действительности есть попытка со стороны больного или обиженного человека подать сигнал о своем смятении и позвать на помощь. В этом смысле поведение не является, в конце концов, таким уж нездоровым, сумасшедшим, глупым или плохим.

Информация о работе Психология семейных отношений