Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

В. Клейн было установлено, что более половины женщин работают с одобрения супругов, а мужья домохозяек настроены против работы жен. В одном случае из пяти, образ действий жены или ее практическая позиция не совпадает с установкой мужа. Установка мужа, в свою очередь, определяется с одной стороны, материальным положением семьи, уровнем квалификации жены и ее шансами на заработок, количеством детей, а с другой стороны – традициями, психологией данной национальной и социальной группы. Мужчины, высказывающиеся в пользу трудовой занятости жен, в большинстве случаев ставили на первое место преимущество двух зарплат.

Б. Хэмблин пишет о том, что участие мужа в домашнем труде, добровольное сотрудничество больше в семьях, где женщина имеет оплачиваемую работу, причем идеология равенства возрастает по мере возрастания экономического потенциала жены.

С. Херберт дает классификацию семей в зависимости от распределения ролей в семье и распределения семейной власти, что выражается во мнениях на этот счет супругов, а также в том, насколько каждый супруг участвует в принятии и осуществлении наиболее важных для жизнедеятельности семьи решений. Данная классификация типична для большинства американских исследований.

1) Автономный тип у мужа и жены разное отношение к жизни и ценностные ориентации. Решения принимаются сообща, носят компромиссный характер.

2) Господство мужа личные особенности мужчины, его мировоззрение и отношение к жизни являются определяющими для всех членов семьи, роль жены минимальна.

3) Жена играет основную роль, но роль мужа больше, чем роль жены в предыдущем типе.

4) Синкретическая семья роли распределены равномерно и решения принимаются сообща, на основе права каждого супруга на самостоятельное решение.

Известная исследовательница данного вопроса в рамках социологии, Г.Г. Силласте [110] изучала эволюцию жизненных ценностей российских женщин в период с 1990 по 1994 год и получила следующие результаты:

1. Не подтвердилась рабочая гипотеза о снижении ценности семьи для женщин, ценность семьи с 1990 по 1994 год возросла на двадцать процентов. Женщины рассматривают в единстве такие компоненты личного счастья как семья, любовь, дети, любимая работа, устроенный быт.

2. Более высоко женщины стали оценивать роль супруга в счастливой жизни. В своих мужьях женщины видят не только материальную опору, но и гаранта психического и физического здоровья семьи.

3. Повысилась ценность личной свободы. Для женщин это, прежде всего, самостоятельность в выборе форм поведения, профессиональная и общественная самореализация в соответствии со своими возможностями и ценностными представлениями.

4. Повысилось значение профессиональной карьеры и экономической самостоятельности женщины.

5. Возросла ценность наличия любимого занятия или хобби.

6. Повысилось значение материального благополучия.

Интересные результаты получила 3.А. Янкова [139], опираясь в своем исследовании на теорию ролей. Теория ролей основывается на том, что богатство личности человека определяется, прежде всего, глубиной и широтой его общественных связей, его активным, творческим участием во всех сферах жизни общества. Структура социальных ролей женщины отражает характер ее связи с обществом и является важнейшим показателем развития и формирования личностных качеств женщины. И семейно-бытовые, и общественные роли женщины, по мнению 3.А. Янковой [139], необходимо рассматривать в их совокупности, взаимосвязи, целостности, ибо понятие личности обозначает целостного человека в единстве его способностей и выполняемых им социальных функций. Внутри каждой сферы жизнедеятельности личности одни роли способствуют формированию личности женщины в большей степени, другие – в меньшей, а третьи могут тормозить это формирование. За основу критерия оценки каждой роли следует принимать степень ее насыщенности творческим содержанием. Так как структура личности многоролевая, то процесс формирования личности женщины предполагает активное, творческое участие ее во всех сферах жизни общества, в том числе и в семейно-бытовой. 3.А. Янкова [139] установила непосредственную зависимость семейно-бытовых ролей женщины от содержания и характера ее производственной деятельности, общественно-политического участия, уровня образования и связанных с этим сознательных ориентации. Интересно, что чем выше образование женщины, тем активнее она интенсифицирует свой труд с помощью бытовой техники и учреждений бытового обслуживания. Чем ниже профессиональный и общественный потенциал женщины, тем беднее ее домашний труд по характеру и содержанию, тем ниже педагогические возможности семьи. Социально-активные женщины максимально интенсифицируют свой домашний труд и освобождают время для творческой воспитательной деятельности. В результате вклад матерей в воспитание детей здесь больше, а содержательные связи с детьми предопределяют рост родительского авторитета и престижа. Изменение общественного статуса женщины приводит к возникновению в семье новой шкалы престижа. Сама женщина и члены ее семьи показателем престижа хозяйки считают не столько обслуживание членов семьи, сколько участие в выработке ценностных ориентации в семье. В семьях, ориентированных на творческую деятельность, углубляются эмоциональные связи между членами и отношения базируются на стремлении к взаимопомощи, рациональной кооперации.

Много исследований посвящено изучению так называемого ролевого конфликта работающей женщины и тех последствий, которые он вызывает. Одной из ученых, подробно изучающих этот феномен, является О.А. Гаврилица [33]. Она отмечает, что требования, которые предъявляют женщине семья и работа, во многом противоречивы. На работе преобладает «этика индивидуализма», то есть автономии и справедливости, а дома – «этика заботы» с ее ценностями альтруизма, самопожертвования, служения ближнему. Профессиональную жизнь можно рассматривать как «мужской мир», где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, то есть характерными маскулинными чертами. Для того чтобы быть успешной в профессиональном мире, женщина должна имитировать мужское поведение и отказаться от свойственных ей фемининных функций. При совмещении семейных и профессиональных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог: беспокойство по поводу того, что детям наносится эмоциональный ущерб, так как их воспитание доверяется другим людям; что их профессиональный уровень урезается временем и энергией, которые отдаются семье; что эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела. Ролевой конфликт работающей женщины можно рассматривать как один из частных и очень ярких примеров ролевого конфликта личности. Как отмечает О.А. Гаврилица [33], это внутриличностный конфликт, который возникает вследствие большого числа ролей, которые должна выполнять женщина, а также противоречивостью требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Ролевой конфликт – это комплекс субъективных негативных переживаний, возникающий у женщины при негативной оценке того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. О.А. Гаврилица [33] говорит о том, что, по мнению западных исследователей, чувство вины работающей женщины по отношению к детям и мужу является одним из самых ярких деструктивных показателей ролевого конфликта. Однако все женщины по-разному реагируют на ситуацию «двойной нагрузки»: одни постоянно жалуются, ругают себя и окружающих, мечтают перестать работать, а другие прекрасно сочетают семейные и профессиональные обязанности и не мыслят себя безактивной профессиональной деятельности. Халин, Хоффман считают, что творческая познавательная мотивация трудовой деятельности ведет к тому, что женщины позитивно воспринимают себя в качестве жены и матери. Удовлетворенность работой способствует снижению чувства вины. Повышенная тревожность чаще всего возникает у работающих женщин, не имеющих определенной профессии и образования. Поэтому Ю. Е. Алешина, Е. В. Лекторская [5] провели исследование с целью выявить факторы психологического порядка, определяющие особенности сочетания женщинами семейных и профессиональных ролей. В результате были выявлены три группы женщин: с низким уровнем ролевого конфликта, с высоким и средним. Для нас наибольший интерес представляют первые две группы, поэтому мы остановимся в своем обзоре именно на них.

У женщин с низким ролевым конфликтом более благоприятная семейная ситуация, позитивное отношение мужа к работе жены и удовлетворенность работой. Общая жизненная удовлетворенность способствует тому, что чувство вины у этой группы женщин практически отсутствует. Женщины с низким ролевым конфликтом больше ориентированы на свою работу, в то время как женщины с высоким ролевым конфликтом не имеют такой четкой ориентации. Полученные в группе женщин с низким ролевым конфликтом данные позволяют предположить, что успешное сочетание женщиной семейных и профессиональных ролей определяется, прежде всего, благоприятной семейной ситуацией и высоким общим жизненным тонусом. Причем, эта группа характеризуется наибольшей удовлетворенностью работой и высокой ориентацией на нее, а также более высокой потребностью достижения, поэтому можно утверждать, что в группу вошли женщины с благоприятной семейной ситуацией, успешность в семейной сфере позволяет им успешно сочетать роли. Наиболее значимым из всех показателей явился параметр позитивного отношения мужа к работе жены.

Для женщин с высоким ролевым конфликтом очень значимо отношение к их работе референтной группы. Личностные особенности играют немаловажную роль в том, что этим женщинам трудно сориентироваться, на что в данный момент направить свои усилия: на семью или на работу. Таким образом, для женщин с высоким ролевым конфликтом характерно отсутствие четкой ориентации на семью или работу; большое влияние на их жизнь оказывают различные личностные характеристики; они зависимы от мнений и оценок других людей.

Интересное исследование было проведено М. Г. Котовской, Н. В. Шалагиной [64]. Они исследовали ценностные ожидания девушек до вступления в брак. Результаты исследования позволили выделить три вита-модели в поведенческих установках и ориентациях респонденток. Каждая вита-модель аккумулирует в себе черты некоторого собирательного образа:

инициальная модель ( I ), сенситивная модель (S), гармоническая модель (Н). Для типа I характерна ярко выраженная «наступательная» тактика в поведении, энергия, целеустремленность, деловая активность. Им свойственна гипертрофированная ценность творческой самореализации, снижающая значимость всех остальных сфер жизни, все усилия этих девушек концентрируются на карьере. Они не связывают свое ожидаемое будущее с такой функцией, как ведение домашнего хозяйства, в их ценностях запрограммирован мужской подход к обустройству быта, когда все утилитарные заботы повседневной жизни находятся как бы за кулисами основных дел. Дом для них – место личного отдыха, но основная жизнь проходит вне него. Все, что связано с миром домашней жизни, лишено перспективы, препятствует движению вперед. I-девушки, не будучи способными, в силу психологических характеристик, мириться с консерватизмом домашней жизни и интуитивно ощущая глубинное неприятие его, вычеркивают это из своей системы ценностей, направляя усилия в более перспективную, по их мнению, область самореализации. Идеальный герой этих девушек – лидер во всех сферах жизни, однако, отношения с такими мужчинами не складываются, так как брак становится ареной борьбы двух лидеров. В результате возникает ощущение женской неполноценности, часто появляется негативное отношение к мужчинам вообще. Когда эти девушки вступают в семью, это психологически деструктивное состояние переносится на семью, превращая выполнение традиционных женских обязанностей в непосильную нагрузку. Таким образом, глубинная мотивация I-модели находится в постоянном противоречии с культурными нормами России. Однако объективная социально-экономическая ситуация в нашей стране будет способствовать воспроизведению данного типа женщин.

Мы не склонны присоединяться к предположению о возможной гинеконцентристской картине мира, где именно женщина будет играть главную роль. Такой взгляд базируется на признании:

большей универсальности женщины, в силу чего она способна успешно войти в любую роль и соответственно обучаться искусству учиться, что требуется особенно теперь в связи с развитием научно-технической революции;

природного атавизма, благодаря которому она более гибка и устойчива перед давлением отчуждающих факторов и тем самым способна обладать более высокой степенью человеческой свободы.

Но данные заставляют нас признать факт доминирования женщин во многих социально-психологических средах и самое важное, в некотором смысле даже печальное – такая тенденция все еще в силе.

Девушки, относящиеся к S-типу, представляют противоположную точку континуума. Они привержены традиционным женским поведенческим моделям с основной установкой на зависимость от мужчины. В психологическом плане им характерна высокая степень эмпатии, тревожности, выраженная зависимость от объекта привязанности. Девушки этого типа очень любят заниматься домом, он – средоточие всех их интересов, вкладывают в него всю душу. Они стремятся жертвовать своими интересами ради интересов мужа и близких, стремятся к общепринятым нормам поведения и традиционному стилю жизни. Подробнее об этом типе женщин будет рассказано в экспериментальной части нашей работы.

Девушки, относящиеся к гармоническому типу (Н), сочетают в себе различные модели поведения и установки, у них широкий диапазон возможностей. Гибкость, амбивалентность этой поведенческой модели позволяет им успешно адаптироваться в семейной и профессиональной сфере.

Таким образом, различные аспекты изменения полоролевой дифференциации и половых стереотипов в обществе изучались целым рядом психологов. Но, к сожалению, большая часть исследований была проведена в «доперестроечное» время и ставила перед собой целью комплексно оценить отношение к изменению роли женщины в профессиональной и семейной сферах жизни.

В нашей работе мы опираемся на комплексное понимание поло-ролевой дифференциации, описанное Алешиной Ю. Б., Борисовым И. Ю. [2].

При этом поло-ролевая дифференциация, в широком смысле, определяется на основании следующих характеристик:

– представления супругов о ролях мужчины и женщины (поло-ролевые установки);

– представления супругов о распределении ролей в семье (частные поло-ролевые установки);

– ролевое поведение супругов (реальное распределение ролей);

– половая идентичность.

Информация о работе Психология семейных отношений