Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. П.Г. ДЕМИДОВА

 

На правах рукописи

 

 

Бурняшев Михаил Геннадиевич

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СЕМЬИ.

 

Специальность 19.00.05 – социальная психология

 

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор В.В. Козлов

 

 

 

 

 

Ярославль, 2003

Содержание

 

 

Введение              ……………………………………………………………………………………..… 3

Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И                                          ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9

Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема                                                                      удовлетворенности браком  ……………………………………………….. 28

Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ                            коррекции кризисной семьи               и неудовлетворенности                                          браком ..……………………………………………………….………………………. 56

3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57

3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62

3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64

Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87

              4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87

4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных                            супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88

4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее                            апробация. ………………………………………………………………………….…….108

4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных                            отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118

заключение ………………………………..………………………………………………. 151

Литература ………………………………………………………………………..………... 153

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165


Введение

 

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Практически у всех народов на определенном уровне социально-экономического развития возникает парная семья, характеризующаяся комплиментарностью социальных ролей мужчины и женщины; дети усваивают и воспроизводят модели полоролевого поведения родителей, благодаря свойству человеческой психики – подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоционально-действенного контакта родителей с детьми.

В периоды социальных кризисов, при смене общественных систем, сопровождающихся массовыми разрушениями семей, наблюдаются явления инволюции человека: дезадаптивность, деструктивность, замещение творческих установок потребительскими, дезориентация в нравственно-этических и эстетических ценностях. Эти явления сопутствуют ослаблению авторитета традиционной семьи, массовым разводам, подмене семейного воспитания общественным. При этом отцовские качества, социальные по природе, утрачиваются быстрее, нежели материнские, обусловленные биологически.

Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной жизнеспособной творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на до вербальном этапе в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и нуждается в условиях, удовлетворяющих его базовые потребности.

Современное состояние российской семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы оказываются порой противоречивыми и трудноразрешимыми. Еще десять-пятнадцать лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определялась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. Сегодня почти все в нашей стране говорят о кризисе семьи. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.

Чтобы обеспечить условия эффективного функционирования института семьи, необходимо, прежде всего, выявить его потенциальные возможности в решении экономических, демографических, социально-психологических, педагогических и других проблем. Этим и обусловлен целостный, системный подход к исследованию семьи, изучению различных сторон и проблем ее жизнедеятельности, а также ее системной интеграции.

Существующие на любом этапе развития человечества противоречия между интересами общества и семьи, с одной стороны, и семьи и личности – с другой, в настоящее время чрезвычайно обострились под воздействием комплекса социально-экономических проблем, накопившихся в нашем обществе. Многообразие этих проблем – жилищной, продовольственной, проблемы «двойной» женской занятости, отставания развития социальной инфраструктуры от потребностей населения, и семьи в частности – пагубно отражается на функционировании современной семьи.

Особого внимания заслуживают отрицательные последствия, вызванные распространением внесемейных ценностных ориентации, отторжением от семьи ее основных функций, все большей дезорганизацией семьи, как социального института.

Острота этих проблем усугубляется снижением социальной значимости семьи.

Социально-психологический анализ семьи позволяет раскрыть необычность современного этапа, беспрецедентность сложившейся семейной ситуации в промышленно развитых регионах мира, способствует пониманию необходимости для общества находить на каждом из этапов общественно-экономического развития адекватную форму разрешения противоречий общества, семьи и личности в отношении рождения и воспитания детей. Одна из центральных задач при этом – поиск закономерностей формирования и изменения семейных ценностей, ценностных ориентации личности на брак и семью, на детей и родительство.

Для современного мира характерны процессы индустриализации и глобализации, резкого ускорения изменений в системах социальных ролей, общепринятых норм, ценностей и установок.

Одним из важнейших показателей развития общества является положение и роль женщины в нем. Поэтому многие современные исследователи склонны объяснять перемены, происходящие с обществом в настоящее время, прежде всего изменением экономического и культурного статуса женщины.

При этом изменение положения женщины (все большее ее вовлечение в сферу профессиональной и общественной деятельности, ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей, как в семье, так и вне ее) оказывает важнейшее влияние на одну из наиболее органичных составляющих общества – семью.

Ломка старых стереотипов и установок, пересмотр ролей – процесс болезненный как для семьи, так и для отдельных ее членов.

На этом фоне исследование вопроса особенностей отношения к полоролевой дифференциации и их взаимосвязи с такой характеристикой семьи, как удовлетворенность браком, приобретает особую актуальность.

В работах ряда психологов освещены проблемы связи половой дифференциации и удовлетворенности браком (Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю., Антонюк Е.В. и др.), но, к сожалению, в большинстве случаев рассматривается только изменение распределения ролей в семье, не изучая отношение к изменению роли женщины в профессиональной сфере. В других случаях проблема изучается только с точки зрения женщины, а удовлетворенность браком мужчины в рассмотрение не принимается. Необходимость в новых исследованиях по этой теме также определяется тем, что все исследования проводились до девяностых годов. В настоящий же момент произошли серьезные изменения в нашей стране, которые не могли не повлиять на предмет исследования.

Наша работа стремится внести свой вклад в заполнение данных пробелов в психологических знаниях.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она дополняет научное понимание проблем, особенностей половой дифференциации в современном обществе, структурных ценностных установок в семье, а также их влияния на функционирование семьи как социального института. Особенная значимость работы заключается в адаптации и апробировании психосоциального метода коррекции семейных отношений – системной интеграции.

В практическом же плане полученные нами результаты могут быть полезны в консультативной работе по проблемам семейных отношений, психологическом консультировании по вопросам полового воспитания и половой идентификации, психотерапии и психокоррекции кризисных семей, а также они могут применяться в образовательных системах в психологии, педагогике и психотерапии.

Основной целью нашей работы является изучение кризисных состояний семьи как социально-психологического сообщества, полоролевой дифференциации у современных супругов и их взаимосвязи с удовлетворенностью браком, исследование ценностно-ориентационной системы в семье, а также разработка и апробирование психотехнологий системной интеграции семьи.

Соответственно, задачи исследования определены следующим образом:

1.      изучение литературных данных по изучаемым проблемам – семейных кризисов, особенностей полоролевой дифференциации, методов помощи кризисной семье;

2.      разработка опросника, направленного на исследование особенностей отношения к изменению роли женщины в современном обществе и эмпирическое исследование определения роли женщины в обществе мужчинами и женщинами;

3.      Определение взаимосвязи изучаемых характеристик с удовлетворенностью браком.

4.      Вычленение основных факторов кризисного состояния семьи.

5.      Исследование ценностно-ориентационной системы семьи.

6.      Разработка и апробация психотехнологии системной интеграции семьи.

7.      Анализ социально-психологической динамики кризисной семьи при системной интеграции

В качестве основных гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1.      Существуют значимые различия в оценке роли женщины в семейной и профессиональной сферах между мужчинами и женщинами;

2.      Эта оценка связана с удовлетворенностью браком как у мужчин, так и у женщин, но эта связь имеет значимые межполовые различия.

3.      Кризисные состояния семей имеют системный характер и для позитивного разрешения требует системной интеграции.

4.      Психотехнологии системной интеграции семьи способствуют позитивному завершению кризисного состояния семьи

В качестве основной теоретической базы в нашей работе был взят системный подход к изучению становления и проявления психологического пола, основным представителем которого в нашей стране является И.С. Кон, а также мы опирались на исследования,  проведенные по вопросам полоролевой дифференциации и особенностей семейной жизни Голодом С.И., Алешиной Ю.Е., Борисовым И.Ю., Антонюк Е.В. и др. Анализ кризисного состояния и стратегии позитивной интеграции семьи методологически опирались на положениях системности при исследовании социально-психологических объектов, разработанных В.Д. Шадриковым, В.В. Козловым, А.В. Карповым, В.В. Новиковым, а также зарубежными психологами A. Адлер, В. Франкл, Н. Аккерман, М. Боуэн, К. Витакер, С. Минухин, И. Боззормени-Наги, Г. Заг, Г. Бейтсон, Дж. Хейли, Дж. Уикланд, П. Вацлавик, В. Сатир, М. Сельвини Паллаццоли, Х. Штирлин, Б. Хеллингер, Г. Вебер.

 

 


Глава 1.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ

 

Существует огромное множество определений семьи, как социального института нашего общества, одного из важнейших его структурных элементов и интереснейшего объекта изучения и исследования.

Вот, например, что говорит «Словарь русского языка» С. И. Ожегова – «Семья – группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми). Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. Советский Энциклопедический Словарь дает следующее определение семьи – «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение семья возникла со времени разрушением родового строя. Первая историческая форма моногамно-патриархальная семья (управляемая отцом, включая его потомков с их женами и детьми, а так же домашних рабов). Капиталистическая индустриализация разрушила связь с домашним производством, оставив у нее из экономических функций лишь организацию быта, большинство семей стало состоять из супругов и их детей (нуклеарная семья)…».

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем (преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства…

По определению Н.Я. Соловьева, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Таким образом, семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества в целом. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее большинство людей живет в семье (по данным переписи 1979 года – 88,4%), правда в настоящее время все больше и больше наблюдается тенденция к разрушению института семьи. Остановимся на важнейших характеристиках семьи (функции, структура и динамика).

Информация о работе Психология семейных отношений